[аяты 118-120]
Если в вышеприведенных аятах были описаны коварства и хитрости врагов, их постоянная готовность причинять зло мусульманам, в следующих аятах идет воззвание к мусульманам с повелением не брать себе доверенными, приближенными неверных.
118. О вы, которые уверовали! Не берите себе в приближенные, кроме как из вас самих. Не упускают случая разрознить вас. И хотели [бы] чтобы вы затруднились. Уже проявилась их ненависть из их уст, а то, что скрывают их груди — [еще] больше. Действительно, Мы разъяснили вам аяты, если вы разумеете!
Существуют случаи чрезмерного доверия мусульман людям книги, живущим рядом с ними. Порой это доверие достигает такого уровня, что они берут себе в приближенные, доверенные лица иноверцев, оставляя своих братьев по вере. Они рассказывают им секреты исламской общины или открывают им путь для выведывания. Говоря терминологией сегодняшнего дня, они берут их секретарями, советниками или архивариусами. Это неправильно. Повеление Всевышнего Аллаха таково:
«О вы, которые уверовали! Не берите себе в приближенные, кроме как из вас самих».
Аллах, Пречистый Он и Всемогущий, в этом аяте повелевает мусульманам не брать себе в близкие доверенные лица немусульман. Потому что они:
«Не упускают случая разрознить вас».
Стремление причинить зло мусульманам установилось уже в их крови. Когда мусульмане достигают силы и мощи, возможностей и должностей, неверные и лицемеры, пытающиеся добиться их доверия приблизившись к ним и выполняя их службу, начинают причинять зло.
«И хотели [бы] чтобы вы затруднились».
То есть неверные и мунафики желают, чтобы мусульмане всегда пребывали в тяжелом положении. Они неустанно пытаются нанести вред мусульманам как в религии, так и в мирских делах.
«Уже проявилась их ненависть из их уст».
То есть хотя они и пытаются выставить себя в качестве друзей, из их уст исходят слова, свидетельствующие о вражде и ненависти в отношении мусульман.
«А то, что скрывают их груди — [еще] больше».
А их вражда, которая не проявилась на устах, тайной кроется в их сердцах и она еще больше, чем проявившаяся вражда. Это вы можете узнать из того, что «Мы разъяснили вам аяты, если вы разумеете!»
119. Вот вы те [самые] — любите их [неверных и лицемеров], а они не любят вас. И веруете в книгу каждую. И когда встретят вас, скажут: «Мы уверовали». А когда остаются одни, кусают кончики пальцев от злобы к вам. Скажи: «Умрите от своей злобы! Поистине, Аллах — Знающий то, что в грудях».
В этом священном аяте говорится об ошибках, допущенных правоверными в их отношениях с неверными. Поясняется, что самая большая ошибка заключается в незнании истинного состояния врагов:
«Вот вы те [самые] — любите их [неверных и лицемеров], а они не любят вас».
Мусульмане по причине своего простодушия, когда кто-то выскажет им лестные слова и похвалит, то все, они начинают питать к тем любовь и доверяют им. Это неправильно, потому что противная сторона никогда не возлюбит мусульман.
Мусульмане веруют во все книги, ниспосланные Аллахом, в том числе и в книги, ниспосланные враждующим с ними.
«И веруете в книгу каждую».
Это не ошибка, а даже, напротив, долг мусульманства. Однако другая сторона проявляет лицемерие:
«И когда встретят вас, скажут: “Мы уверовали”. А когда остаются одни, кусают кончики пальцев от злобы к вам».
Обычно, если в отношении кого-либо питается безграничная злоба, вражда, но нет возможности причинить вред, тогда враждующий кусает себе локти от безысходности. Здесь следует намек на то, что злоба людей книги к мусульманам безгранична и таких людей никак нельзя приблизить к себе и доверять им. С такими людьми нужно обращаться так, как учит аят:
«Скажи: “Умрите от своей злобы!”»
Это — самое достойное обращение с ними. Сколько бы они ни завидовали, все равно Аллах продолжит давать Свои блага правоверным рабам и делать их религию совершенной.
«Поистине, Аллах — Знающий то, что в грудях».
Он хорошо знает, в чьем сердце есть ийман, а в чьем неверие и в чьем лицемерие.
120. Если постигнет [коснется] вас хорошее, [это] огорчит их; и если постигнет вас дурное, радуются этому. И если потерпите и будете богобоязненны, не повредят вам их козни нисколько. Поистине, Аллах — то, что делают, Всеобъемлющий.
В этом аяте продолжается пояснение вражды немусульман.
Да будет вам известно, что «если постигнет [коснется] вас хорошее, [это] огорчит их».
И наоборот, «если постигнет вас дурное, радуются этому».
Хорошенько ли вы уяснили, кем они являются?
Теперь будьте бдительны в отношении себя и своего дела. Если вы будете терпеливо выполнять повеления религии, терпеть трудности, встречающиеся в жизни, будете богобоязненны и отвратитесь от всего того, от чего отвращал вас Аллах, то предпринимаемые врагами меры, их хитрости и коварство нисколько не смогут навредить вам.
«И если потерпите и будете богобоязненны, не повредят вам их козни нисколько».
Аллах ничто не оставляет за пределами Своего внимания. Воистину, Он воздаст наказание соответственно их деяниям:
«Поистине, Аллах — то, что делают, Всеобъемлющий!»
Мы увидели, насколько проявляется зло у врагов в отношении мусульман. Однако Ислам не зовет мусульман совершать зло против них. Только повелевает не брать их себе доверенными. И не считает допустимым отвечать на их зло злом, на вероломство вероломством и на их завистливость завистливостью.
На этом завершается повествование о прениях и спорах — теоретическом противостоянии, что рассматривалось с самого начала суры, и теперь, в последующих аятах пойдет повествование о практическом противостоянии на поле битвы. Далее следуют священные аяты о битве при Ухуде.
Раз пойдет подробный рассказ о деталях битвы при Ухуде, то давайте вкратце изучим события, ставшие причиной ниспослания данных аятов, из которых призывается извлечь назидание.
Как известно, при Бадре состоялась битва с многобожниками. Несмотря на свою малочисленность, мусульмане одержали в этой битве полную победу. Эта было настоящее чудо. В этом бою мусульмане своими руками истребили тех курайшитов, которые стояли во главе неверия. Племя Курайш, оставшееся после битвы при Бадре без своих главарей, возглавил Абу Суфйан ибн Харб. Он стал призывать людей отомстить мусульманам. Между тем, целый караван Курайша еле избежал попадания в руки мусульман. Тогда мушрики решили потратить все товары и имущество из этого каравана на войну против мусульман.
Всего Абу Суфйан собрал около трех тысяч человек из курайшитов и их союзников. Абу Суфйан заключил договор с курайшитами и прочими арабами в местечке Ахбаш, поэтому их называли ахабийш (ахбашцы). На третьем году хиджры, в месяц Шаввал, войско многобожников выступило в путь. Чтобы предотвратить бегство и придать мужества воинам, они взяли с собой и своих жен. Пройдя путь в направлении Лучезарной Медины, они остановились у подножия горы Ухуд.
Пророк Мухаммад алайхиссалату вассалам стал советоваться со сподвижниками касательно вопроса, нужно ли выступить против врага или же лучше готовиться к обороне, не выходя из Медины. По его собственному мнению, необходимо было сооружать заграждения, не выходя из Медины, а если враг прорвется и войдет в город, то дать бой при входе в узкие улицы. Женщины же должны были помогать с крыш домов. К этому мнению присоединился и главарь мунафиков Абдуллах ибн Убай. Однако множество сподвижников, которые не смогли принять участия в битве при Бадре, особенно те из них, которые были моложе, заняли твердую позицию, прося выступить навстречу вражескому войску. Таким оказалось и мнение большинства. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам встал с места, вошел в комнату матери правоверных Аиши и вышел, надев свою кольчугу.
К тому времени люди, которые требовали выйти для прямого столкновения за пределами Медины, уже утихомирили свой пыл. Поняв, что заставили Посланника Аллаха выйти из Медины, они сказали ему:
— О Посланник Аллаха, если хотите остаться в Медине, то оставайтесь.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:
— Пророк, надевший свою кольчугу, не снимет ее, пока между ним и врагом не будет решения Аллаха.
Тем самым он преподал им великий урок. Время совещаться прошло, теперь нельзя отступать от принятого решения. Нужно положиться на Аллаха и идти вперед. Для колебаний нет места.
До этого Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам видел сон. Во сне на лезвии его меча появилась небольшая выщербина. Также ему приснилось, что резали некую корову, а сам он продевал свои руки в петли прочного щита. Выщербину на своем мече он истолковал как смерть одного из членов своего дома — ахлул байт. А зарезанную корову он истолковал как убийство ряда своих сподвижников. Щит он истолковал как Лучезарную Медину. Пророку саллаллаху алайхи васаллам был дан знак о предстоящих событиях. Но он хотел показать другим, что раз уж состоялся совет и было принято решение, то нужно следовать ему.
Пророк Мухаммад алайхиссалам выступил с тысячью сподвижников. Он велел Абдуллаху ибн Умму Мактуму радияллаху анху возглавить общинные намазы мусульман, оставшихся в Медине. Когда они вышли из Медины и направились в сторону Ухуд, главарь мунафиков Абдуллах ибн Убай сказал:
— Он проигнорировал мои слова и делает то, что сказала молодежь, — и, забрав треть воинов, пошел обратно.
Абдуллах ибн Харам, отец Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху, отправился вслед за ними и попытался вернуть их:
— Идемте, сражайтесь на пути Аллаха! — побуждал он их. Они же ответили:
— Если бы мы знали, что вы будете сражаться, то не вернулись бы.
Абдуллах ибн Харам обругал их и вернулся обратно к мусульманам.
Один из ансаров предложил попросить помощи у иудеев, с которыми было заключено соглашение. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не согласился. Разве можно просить о помощи иудеев, когда идет битва между верой и неверием?! По дороге Пророк алайхиссалам спросил:
— Кто сможет вывести нас к ним по короткому пути?
Один из ансаров повел их по краю долины и вывел к месту, близко расположенному к горе Ухуд. Они расположились спиной к горе Ухуд. Посланник Аллаха алайхиссалам наказал, чтобы никто не вступал в сражение без его приказа. Наступила ночь.
В субботу с утра Пророк алайхиссалам начал готовить к сражению семьсот человек. В их числе были пятьдесят всадников и пятьдесят лучников. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам назначил Абдуллаха ибн Джубайра радияллаху анху командиром лучников. Ему и его воинам он приказал не покидать занимаемую позицию и особо наказал:
— Даже если увидите, что прилетают птицы и уносят воинов, не двигайтесь с места.
Они должны были защищать тыл мусульманского войска. Лучникам было поручено осыпать многобожников стрелами, не подпуская их к мусульманам с тыла.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вышел в двух кольчугах, надетых одна поверх другой. Знамя мусульман он вручил Мусъабу ибн Умайру радияллаху анху. Одно крыло он вверил командованию Зубайра ибн Аввама, а во главе второго крыла поставил Мунзира ибн Амра. В этот момент прибыли юноши и сказали: «Мы тоже будем участвовать в битве». Младших из них, таких, как Усама ибн Зайд, Бара ибн Азиб, Зайд ибн Аркам и Зайд ибн Сабит, он отправил назад, сказав, что они еще юны для сражений. А старших, в том числе Самуру ибн Джундаба и Рафиъ ибн Худайджа, он принял. Им было по пятнадцать лет.
Курайшиты также стали готовиться к битве. Их было три тысячи человек, из них двести человек составляли всадники. Командование правым крылом они поручили Халиду ибн Валиду, а на левое крыло поставили Икриму ибн Абу Джахла.
Пророк алайхиссалату васаллам отдал свой меч Абу Дуджане Самману ибн Харисе радияллаху анху. Он храбрым героем и старался показать себя в сражении.
Из мушриков первым на поле вышел Абу Амир Фасик. Его прозвище было Рахиб (Монах), но Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам прозвал его Фасиком (Нечестивцем). Во времена джахилийи он был предводителем племени Авс. Но с приходом Ислама он лишился этого должности, поэтому он открыто проявлял вражду к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он покинул Медину, прибыл к курайшитам и стал их побуждать к войне против Посланника Аллаха алайхиссалам. Он сказал курайшитам: «Если мой народ увидит меня, то повинуется мне и перейдет на мою сторону». Он первым вышел на поле против мусульман и воззвав к своему народу, назвал себя.
Но соплеменники сказали ему:
— Чтоб глаза наши тебя не видели, Нечестивец!
Тогда Фасик сказал:
— После меня их постигло зло.
Затем началось ожесточенное сражение.
Мусульмане сражались стремительно и ожесточенно. Особенно отличились Абу Дуджана Ансари, Талха ибн Убайдуллах, Хамза ибн Абдул Мутталиб, Али ибн Абу Талиб, Назр ибн Анас, Саъд ибн Рабиъ. В первой половине дня мусульмане одержали верх над неверными. Семьдесят человек из главарей многобожников были убиты. Потерпев поражение, они обратились в бегство. Убегая, дошли до места, где находились их женщины. Женщины также стали собирать свои вещи, готовясь к бегству. Увидев, что многобожники терпят поражение и убегают, лучники мусульман оставили свою позицию, которую Пророк алайхиссалам настрого наказал держать, не двигаясь с места ни на шаг. Они стали кричать друг другу: «Смотрите, добыча! Добыча!»
Невзирая на то, что их командир напоминал им о наказе Пророка алайхиссалам, они побежали к полю боя. Они подумали, что многобожники разгромлены. Увлекшись сбором трофеев, они оставили открытым проход со стороны горы Ухуд.
Опытный воин, искусный полководец Халид ибн Валид воспользовался моментом и направил своих всадников прямо в эту сторону. Пробравшись оттуда, он провел наступление с тыла мусульман. Увидев, как всадники под началом Халида ибн Валида наступают на мусульман, убегающие многобожники опомнились и вновь обратились лицом к полю сражения. В результате мусульмане оказались в окружении.
Все повернулось вспять для мусульман. Они стали терпеть поражение. В их рядах началась паника. Всех обуял страх, начался беспорядок. Никто не ожидал, что так произойдет.
Мусульмане стали нести большие потери. Многобожники стали наступать в сторону Пророка алайхиссалам. Его защищали всего несколько человек. Многие из них стали мучениками, отважно защищая своего Пророка. Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам получил несколько ранений в лицо, сломался один нижний зуб, разбита голова.
Многобожники стали бросать в него камни. Он провалился в одну из ям-ловушек, которые Абу Амир Фасик вырыл для мусульман и накрыл сверху. Два кольца из шлема на его голове вонзились в его скулы.
В такой опасный момент, когда мусульмане пребывали в смятении, кто-то крикнул: «Мухаммад убит!» Это был сильный удар, который нанес ощутимый ущерб оставшимся их силам. Они перестали сражаться и, терпя поражение, обратились в бегство.
Казалось, что битва проиграна. Но Анас ибн Назр радияллаху анху так не считал. Бросив оружие, он подошел к Умару ибн Хаттабу и Талхе ибн Убайдуллаху, стоявшим среди мухаджиров и ансаров, и сказал:
— Чего вы сидите?!
Они ответили: «Ведь Посланника Аллаха алайхиссалату вассалам убили».
Анас ибн Назр радияллаху анху сказал:
— А зачем тогда вам жить на этом свете после него? Вставайте! Умрите и вы тоже на том пути, на котором умер Посланник Аллаха алайхиссалам!!!
Затем он зашагал в сторону многобожников. Увидев по пути Саъда ибн Муаза, он сказал ему: «О Саъд! Я слышу запах рая со стороны Ухуда». Анас ибн Назр ринулся в бой и сражался с невиданной отвагой и пал смертью храбрых, стал мучеником. Впоследствии на его теле нашли более семидесяти ран. Сперва никто не мог опознать его тело. Только его младшая сестра опознала его по большому пальцу.
В это время Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам стал продвигаться в сторону мусульман. Первым Пророка алайхиссалам со шлемом на голове узнал Каъб ибн Малик и громко воскликнул:
— Радуйтесь, мусульмане! Посланник Аллаха жив!!! Вот он!
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сделал ему знак молчать. Мусульмане собрались вокруг него. Вместе они поднялись на гору. Среди них были Абу Бакр, Умар, Харис ибн ас‑Сумма и другие. Поднимаясь на гору, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам увидел, как Убай ибн Халаф движется верхом на своем коне по прозвищу Авад. Он специально ухаживал за этим конем в Мекке и говорил, что убьет Мухаммада верхом на этом коне. Тогда, услышав об этом, Посланник Аллаха алайхиссалам сказал: «Напротив, иншааллах, это я убью его». Теперь же, увидев его, Пророк алайхиссалам немедля взял копье Хариса и ударил Убайа ибн Халафа в нижнюю часть горла. Тот свалился, заревев как вол. Чуть позже он умер от полученного ранения.
В это время Абу Суфйан поднялся на гору и крикнул:
— Есть ли среди вас Мухаммад?
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал: «Не отвечайте ему».
Абу Суфйан крикнул:
— Есть среди вас Ибн Абу Кухафа (Абу Бакр)?
Они не ответили. Тот опять крикнул:
— Есть среди вас Умар ибн Хаттаб?!
Мусульмане продолжали молчать. Абу Суфйан не стал спрашивать о других и сказал своим товарищам:
— Кажется, вы их уничтожили.
Тогда Умар радияллаху анху не сдержался и крикнул:
— Эй, враг Аллаха! Все те, кого ты назвал, живы! Аллах оставил тебе зло навечно.
Абу Суфйан сказал:
— Тут была мусла (глумление над мертвыми). Не я приказывал делать этого, но и не запрещал.
Он имел в виду свою жену Хинд. После того как Вахший убил почтенного Хамзу ибн Абдул Мутталиба, она вспорола ему живот, вытащила его печень и зажевала ее.
Абу Суфйан крикнул:
— Хубал велик.
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
— Ответьте же ему.
Сподвижники сказали:
— Что нам сказать?
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
— Скажите: «Аллаху аълау ва аджаллу (Аллах Наивысочайший и Наивеличественный).
Абу Суфйан сказал:
— У нас есть Узза, а у вас Уззы нет!
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
— Ответьте же ему.
Сподвижники сказали:
— Что нам сказать?
Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
— Скажите: «Аллах наш покровитель, а у вас нет покровителя».
Абу Суфйан сказал:
— Война переменчива. Этот день равен дню Бадра.
Почтенный Умар радияллаху анху сказал: «Нет, не равен. Наши погибшие в раю, а ваши — в аду».
После окончания сражения многобожники возвратились в свой стан и стали собираться. Мусульмане подумали, что они отправятся в Медину и, пленив женщин и девушек, учинят разбой над имуществом, и опечалились. Пророк алайхиссалату вассалам сказал Али ибн Талибу:
— Отправляйся следом за ними. Понаблюдай, что они делают. Узнай, как они хотят поступить. Если оставят коней и сядут на верблюдов, значит, отправятся в Мекку. А если сядут на коней и погонят верблюдов, значит пойдут на Медину. Клянусь Тем, в Чьих руках моя душа, если они пойдут на Медину, я тоже отправлюсь туда и уничтожу их там!
Почтенный Али отправился за ними и увидел, что они оставили лошадей и, сев на верблюдов, двинулись в сторону Мекки. Доехав до одного места, стали упрекать друг друга. Некоторые стали говорить:
— Что мы сделали? Лишь доставили им немного горя. Оставляем их как есть, а ведь среди них имеются предводители. Они еще соберут против нас людей. Нужно вернуться и уничтожить их до конца.
Когда весть об этом дошла до Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он уже был в Медине. Он немедленно собрал людей и призвал выступить против врага:
— Пойдут только те, кто принял с нами участие в сражении.
Главарь мунафиков Абдуллах ибн Убай спросил: «Можно мне тоже пойти?», он алайхиссалам сказал: «Нет!» Несмотря на усталость, ранения и пережитый страх, мусульмане сказали: «Слушаемся и повинуемся», собрались и вышли в путь. Пришел Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху и сказал:
— О Посланник Аллаха, я намеревался принять участие во всех сражениях с вашим участием. Мой отец оставил меня приглядывать за девочками (сестрами). Позвольте мне пойти с вами.
Пророк алайхиссалам разрешил ему. Мусульмане во главе Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам дошли до Хамраул Асад. Здесь к Посланнику Аллаха явился Маъбад ибн Абу Маъбад. Пророк алайхиссалам велел тому отправиться к Абу Суфйану и напугать его. В месте под названием Раваха он нагнал Абу Суфйана. Тот еще не знал, что Маъбад стал мусульманином.
Абу Суфйан сказал: «Какие вести позади тебя, о Маъбад?»
Маъбад ответил:
— Мухаммад и его сподвижники собрали против вас огромное войско. Даже те, кто не вышел на битву, раскаялись и выступили.
Абу Суфйан спросил:
— Что ты посоветуешь?
Маъбад сказал:
— По-моему, тебе лучше убраться поскорее, пока из-за тех холмов не показалось войско.
Абу Суфйан сказал:
— Клянусь Аллахом, мы хотели, собравшись с силами, ударить по ним и полностью уничтожить на корню.
Маъбад отвечал ему:
— Мой тебе совет: не делай так.
Многобожники отправились обратно в Мекку. По дороге Абу Суфйан встретил человека, направляющегося в Медину. Абу Суфйан сказал ему:
— Передашь мои слова Мухаммаду? Если передашь, то когда вернешься в Мекку, я дам тебе столько изюма, сколько сможет поднять твой верблюд.
Тот обещал передать все в точности.
Абу Суфйан велел ему:
— Передай Мухаммаду, что мы собрали людей, чтобы уничтожить на корню его и его товарищей.
Когда эти слова дошли до мусульман, они сказали:
— Аллах нам достаточный покровитель. Какой же Он хороший заступник!
Мусульмане не испугались этих угрозы. Они прождали три дня. А когда убедились, что многобожники отправились в Мекку, они возвратились в Медину.
В битве при Ухуде мусульмане проявили образец беспримерной отваги и преданности.
Когда лучники оставили свои позиции, а неверные окружили мусульман и распространились слухи о том, что Мухаммад алайхиссалам убит, мусульмане разбежались, кто куда. Пророк алайхиссалам остался в одиночестве посреди врагов. В этот момент сподвижница Насиба бинти Каъб ал-Мазанийа (Умму Аммана) стала ожесточенно биться с врагом, защищая Посланника Аллаха алайхиссалату вассалам. Она несколько раз ударила мечом приблизившегося к Пророку алайхиссалам многобожника Умара ибн Кумаа. Но он был в двойной кольчуге и меч не пронзил его. Он тотчас ударил мечом Умму Амману в грудь и сильно ранил ее.
Тут подоспел Абу Дуджана радияллаху анху и прикрыл собой Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Стрелы прилетали и вонзались в него, а он даже не шевелился. Он защищал Пророка алайхиссалам, жертвуя своей жизнью.
Участвовавший в битве при Ухуде почтенный Абу Бакр Сиддик рассказывает:
«В день битвы при Ухуде, когда Посланник Аллаха, отделившись от людей, оказался в одиночестве, я одним из первых направился к нему. Вижу, кто-то сражается и защищает его. “Лишь бы это был Талха, да станут мои родители жертвой за него! Лишь бы это был Талха, да станут мои родители жертвой за него!”, — твердил я, спеша к нему. Вдруг позади меня возник Абу Убайда, словно подлетевшая птица. Мы подоспели к Посланнику Аллаха вместе и увидели, что рядом с ним упал и лежит Талха. Посланник алайхиссалату вассалам сказал:
— Присмотрите за своим братом, он это заслужил.
В этот момент что-то прилетело и ударило Пророка алайхиссалам в скулу так, что вдавило кольцо шлема в его лицо. Я подошел, чтобы вытащить кольцо. Но Абу Убайда сказал:
— Да наградит тебя Аллах, Абу Бакр, оставь это мне, — и впился в кольцо зубами, чтобы не причинять Пророку алайхиссалам боль. Наконец, он вытащил кольцо, при этом выпал его передний зуб. Я попытался вытащить следующее кольцо, но Абу Убайда снова сказал:
— Да наградит тебя Аллах, Абу Бакр, оставь это мне.
Он снова вытащил кольцо зубами и лишился еще одного зуба. Потом Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Присмотрите за своим братом, он это заслужил.
Мы стали ухаживать за ранами Талхи. На нем было более семидесяти ран от стрел, мечей и копий. В этот момент Али каррамаллаху ваджхаху принес воды для обмывания ран Пророка алайхиссалам. Он поливал воду, а Фатиматуз-Захра радияллаху анха обмывала. Увидев, что кровь не останавливается, она взяла кусок войлока (циновки) и, подпалив, приложила к ране. Кровь остановилась.
Немногим ранее до этого Малик радияллаху анху, отец Абу Саъида ал-Худри, очистил раны Посланника Аллаха, высосав из них кровь. Когда Пророк алайхиссалам сказал ему выплюнуть, он сказал, что ни за что не выплюнет и удалился. Тогда Посланник алайхиссалату вассалам сказал:
— Кто желает видеть обитателя рая, пусть взглянет на того.
В тот день, защищая Пророка алайхиссалам, стали мучениками семь человек. Когда положение стало несколько легче, Пророк алайхиссалам был уже сильно переутомлен. Когда он взбирался на гору, многобожники преследовали его. На один из камней у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не хватило сил взобраться. Один из сподвижников присел под камнем и Пророк алайхиссалам взобрался на камень. Наступило время намаза и он возглавил намаз сидя».
Рассказывает Вахший, раб Джубайра ибн Мутъама:
«Джубайр сказал мне: “Если убьешь дядю Мухаммада — Хамзу, ты свободен”. Я вышел с людьми на войну. Как настоящий абиссинец, я метко бросал копье. В редких случаях брошенное мною копье не попадало в цель. Когда началось сражение и люди вступили в битву, я стал искать Хамзу и нашел его. Богатырь Хамза косил врага мечом. Перед ним никто не мог устоять. Я приготовился убить его и приблизился, выжидая и прячась за деревьями и камнями. Опередив меня, к нему приблизился Сибаъ ибн Абдул Узза. Увидев его, Хамза ударил мечом и снес ему напрочь голову. Я точно прицелился, а потом бросил в него копьем. Копье вошло ему в живот и пробило его насквозь. Он устремился в мою сторону, но ему не хватило сил, и он упал. Я оставил его в этом положении. Когда он умер, я подошел, вытащил свое копье и вернулся в стан войска. Больше я не нуждался в чем-либо. Я убил его, чтобы освободиться».
Потом пришла жена Абу Суфйана — Хинд бинти Утба и, вспоров живот Хамзы, взяла его печень и стала кусать ее, но не сумев разжевать, выплюнула.
После сражения, стоя над телом Хамзы, опечаленный Пророк алайхиссалам сказал: «Наверное, меня не постигнет утрата, подобная твоей».
Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам приказал похоронить мучеников Ухуда там же, где они лишились жизни. Он сказал: «Не относите их на кладбища». Вестники (глашатаи) разнесли этот приказ повсюду. Даже вернули тех мучеников, которых отнесли на кладбища. Пророк алайхиссалату вассалам, стоя сам во главе, клал двоих-троих людей в одну могилу. Принимая во внимание взаимную любовь Абдуллаха ибн Амра ибн Хамра и Амра ибн Джумайха, обоих положили в одну могилу. Пророк алайхиссалату вассалам сказал: «Положите этих друзей, любивших в этом мире друг друга, в одну могилу».
Это были краткие сведения о битве при Ухуде.
Карамаллаху ваджхаху — Да осветит Аллах его лик.
В школах Дании вводится предмет...
Полиция Израиля начала задерживать в...
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (9)...