Понедельник Шавваль 20 1445 | Понедельник апреля 29 2024

Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 135)

После того как закончились указания по семейным вопросам, об обхождении с женщинами по справедливости, о необходимости в этих делах следовать предписаниям Аллаха, теперь внимание уделяется вопросам, имеющим отношение ко всему обществу. Речь пойдет о том, что во всех делах нужно быть справедливым, во всех делах руководствоваться предписаниями Аллаха. А это, в свою очередь, еще раз показывает, что предписания не бывают малыми или большими, а все они от Аллаха.

۞  يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ كُونُواْ قَوَّامِينَ بِالْقِسْطِ شُهَدَاء لِلّهِ وَلَوْ عَلَى أَنفُسِكُمْ أَوِ الْوَالِدَيْنِ وَالأَقْرَبِينَ إِن يَكُنْ غَنِيًّا أَوْ فَقَيرًا فَاللّهُ أَوْلَى بِهِمَا فَلاَ تَتَّبِعُواْ الْهَوَى أَن تَعْدِلُواْ وَإِن تَلْوُواْ أَوْ تُعْرِضُواْ فَإِنَّ اللّهَ كَانَ بِمَا تَعْمَلُونَ خَبِيرًا ۝ 

135. О вы, которые уверовали! Будьте стойкими в справедливости, [будучи] свидетелями ради Аллаха, если даже [это] против вас самих, или родителей, или близких; будь то богатый или бедный — Аллах ближе к обоим. Так не следуйте же пустоте [порочным страстям], чтобы не нарушить справедливости. А если станете кривить [устами] или уклонитесь, то, поистине, Аллах — Всеведущий о том, что делаете.

Повеления в этом аяте чрезвычайно важны, мусульманам следует серьезно отнестись к этим вопросам. Поэтому Всевышний Аллах обращается к Своим рабам мусульманам возгласом: «О вы, которые уверовали!», привлекая их внимание.

Мы уже несколько раз говорили про мудрости, заключенные в таком призыве. Одно из повелений, что приводится после этого призыва — это стойкое отстаивание справедливости. То есть отстаивать справедливость во всех делах, во всех местах, во всех вопросах. Одно из деяний, требующих отстаивания справедливости — это свидетельство.

Свидетельство — очень щекотливое и ответственное дело, потому что посредством свидетельства решаются дела, в которых не хватает фактов и доказательств. Поэтому в Исламе большое значение придается тому, чтобы свидетельствование происходило справедливо. В аяте рассматривается именно этот вопрос:

«Будьте стойкими в справедливости, [будучи] свидетелями ради Аллаха, если даже [это] против вас самих, или родителей, или близких».

Значит, свидетельство должно быть ради Аллаха. А не для чего-то другого. Не ради кого-то, не ради племени, не ради партии или народа. Должно быть только ради Аллаха. Только тогда свидетельство будет справедливым. Конечно, человеку нелегко свидетельствовать против себя, против родителей или родственников. Это легко лишь на словах. И все же божественное учение требует этого. Только в этом случае может проявиться истинная справедливость. Подобно тому, как при даче свидетельства нельзя учитывать фактор родства, так же не придается значение и социальному статусу обвиняемого, то есть лица, в отношении которого свидетельствуется.

«Будь то богатый или бедный — Аллах ближе к обоим».

Аллах ближе к каждому из них, чем вы. Он Сам прекрасно знает, что делать. Вы же не нарушайте исламское учение, свидетельствуя исходя из состоятельности или бедности человека. Не свидетельствуйте в его пользу, пожалев, что этот несчастный беден. Или же не свидетельствуйте и во вред ему, говоря «Что же может сделать бедный босяк». Пусть ваше свидетельство будет правдивым ради Аллаха.

Также не давайте неверного свидетельства, боясь, что богатый человек  может сделать с вами все, что угодно, или говоря «Да этот, оказывается, богач — ничего с ним не случится». Свидетельствуйте правдиво.

Свидетельствуя же, «не следуйте же пустоте [порочным страстям], чтобы не нарушить справедливости».

Низменные, порочные страсти могут побудить к себялюбию, принятию стороны родителей и родственников. Нафс может побудить к лести в отношении богача или к состраданию в отношении бедняка и к другим подобным неправильным действиям. 

И если, потакая низменным страстям «станете кривить [устами] или уклонитесь, то, поистине, Аллах — Всеведущий о том, что делаете».

Он накажет вас по справедливости, ведая обо всем. Нельзя, чтобы вы скривили языками и дали неверное свидетельство. Также нельзя, чтобы вы, избегая ответственности, уклонялись от дачи свидетельства.

В Исламе сокрытие свидетельства или уклонение от свидетельствования также считаются большими грехами. В одном аяте Всевышний Аллах утверждает, что у человека, который скрыл свидетельство, грешное сердце.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в одном из своих хадисов сказал:

«Лучший из свидетелей тот, который свидетельствует, не будучи спрашиваемым». 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (3)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (7)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Франция запрещает намаз...

Сотни мусульман в знак протеста...

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...