В отделении рукописей библиотеки Конгресса США находится более 55 млн исторических документов, в т.ч. бумаги, написанные 23 президентами США, начиная Джорджем Вашингтоном и заканчивая Кэлвином Кулиджем. В этой статье начальник отдела рукописей обращается к записям Вашингтона, Джефферсона и других, чтобы выяснить, как относилось новое государство к Исламу.
Многие мусульмане в Соединенных Штатах чувствуют себя не в своей тарелке после событий 11 сентября, как показывают сообщения в прессе. Есть парадоксальные свидетельства того, что значительное число американцев считает своих соседей-мусульман чужаками, не вписывающимися в американскую жизнь и историю. Тогда как другие меньшинства – афроамериканцы, латиноамериканцы и индейцы живут в Соединенных Штатах с самых ранних дней государственности, мусульман воспринимают как нечто, не имеющее места в американской истории.
Читатели, возможно, удивятся, когда узнают, что в 1776 г. в Соединенных Штатах проживали сотни, а может даже и тысячи мусульман – рабов, привезенных из мусульманских регионов Африки. И хотя нет доказательств тому, что Отцы-основатели были в курсе религиозной принадлежности своих рабов, ясно, что они размышляли об отношении нового государства к Исламу и были готовы отдать ему должное место в рамках республики.
В своем эпохальном «Письме о терпимости» (1689 г.) Джон Локк утверждал, что в Англии терпимо относятся и к мусульманам, и ко всем остальным кто верит в Бога. Борясь за религиозную свободу в Виргинии, Джефферсон последовал почитаемому им Локку и потребовал признания религиозных прав «магометан», иудеев и даже язычников. Джефферсона поддерживал его старый союзник, Ричард Генри Ли, известный своим историческим шагом – выступлением в Конгрессе 7 июня 1776 г. о том, что американские колонии объявляют себя независимыми. «Истинная свобода, - подчеркивал Ли, - приемлет магометанскую и индуистскую религии точно так же как христианскую».
В своей биографии Джефферсон с удовлетворением вспоминает, как во время его борьбы за принятие билля о свободе вероисповедания в 1786 г. законодательные органы подавляющим большинством отклонили попытку ограничить масштаб действия этого билля, «подтверждая, что они готовы понять … и иудеев, и индуистов, и христиан, и магометан».
Первый президент Джордж Вашингтон однажды объявил, что будет рад «магометанам» в Маунт-Верноне, если они «хорошие работники». Власти штата Массачусетс, в свою очередь, добились того, чтобы их конституция 1780 г. наделила «самой обширной свободой совести деистов, магометан, иудеев и христиан», а в 1810 г. этот пункт во всеуслышание подтвердил верховный суд во главе с Теофилусом Парсонсом.
К самому же Исламу поколение отцов-основателей относилось неоднозначно. Один баптистский деятель назвал «Магомета» «ненавистным» человеком, который, в отличие от кроткого Иисуса, якобы распространял религию мечом. Пресвитерианский проповедник из сельской местности в Южной Каролине вспомнил определение Гроция (17 век), согласно мнению которого «религия Магомета произошла от оружия, дышит ни чем иным как оружием и распространяется оружием».
В то же время, другие более влиятельные обозреватели имели иное мнение о мусульманах. В 1783 г. президент Йельского колледжа Эзра Стайлс процитировал исследование, в котором говорилось, что моральные качества «магометан» «намного превосходят христианские». Еще один деятель тех времен утверждал, что «моральные принципы, внушаемые им их учителями, имеют положительную склонность превращать их в хороших членов общества». Этот комментарий относится к исламской убежденности в системе наград и наказаний, которую поколение Отцов-основателей считало необходимой для соблюдения общественного порядка.
«Магометанин, - пишет журналист одной бостонской газеты, - с радостью практикует в жизни высоконравственное поведение в надежде на то, что после воскрешения сможет насладиться обществом красивых девушек в раю, в вечности; он боится совершить убийство, прелюбодеяние или кражу, чтобы не отправиться в ад, где ему придется пить кипящую воду и нечистоты проклятых».
Бенджамин Раш, друг Адамса и Джефферсона, подписавший Декларацию независимости от Пенсильвании, восхищался этой чертой Ислама и говорил, что «скорее предпочитает, чтобы молодежи прививали взгляды Конфуция или Мухаммада, чем видеть, как они растут совершенно лишенными системы религиозных принципов».
То, что рядовые жители страны разделяли это позитивное отношение, наглядно демонстрирует петиция группы жителей графства Честерфилд, адресованная государственному собранию (14 ноября 1785 г.): «Позвольте иудеям, магометанам и христианам всякой конфессии пользоваться религиозной свободой. Не выталкивайте их, создавая единую христианскую религию, чтобы таким образом все мы стали своими собственными врагами и ослабили это юное государство. Ведь именно труд этих людей на наших фабриках, их служба на море и на суше возвеличивает нашу страну, а не их вероисповедание. Привяжите своих граждан к государству их собственным интересом. Позвольте иудеям, магометанам и христианам всякой конфессии найти свои плюсы в жизни при ваших законах».
Основатели этой страны открыто включали Ислам в свое видение будущего республики. Свобода вероисповедания, как они ее изначально формулировали, включала в себя и Ислам. Приверженцев этой религии, за некоторыми исключениями, считали законопослушными и трудолюбивыми гражданами. Отцы-основатели не то что не боялись Ислама, они даже включали его в единую материю американской жизни!
Перевела Зарина Саидова
Брюссель. – Председатель Федерации исламских...
О колдовстве (1) Среди людей...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (6)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (9)...