Пятница Шавваль 17 1445 | Пятница апреля 26 2024

 

Хвала Аллаху, Господу миров, Который сотворил всё сущее и придал ему форму. Ему хвала в обоих мирах. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей. Он делает, что пожелает, принижает и возвышает, удерживает и дарует щедро, и ничто не может укрыться от Него ни на земле, ни в небесах. Он — Мудрый, Осведомлённый о делах обитателей земли и небес. И я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Посланник, и лучший из Его творений, которому Он доверил Своё Откровение, и который был примером довольства тем, что предопределил ему Всевышний Аллах. Да благословит Аллах и приветствует его и остальных пророков, и да будет доволен Аллах всеми его сподвижниками и теми, кто последовал за ними в благодеянии, до самого Судного дня. Я наказываю вам и самому себе бояться Аллаха:

«Мы заповедали тем, кому было даровано Писание до вас, а также вам, чтобы вы боялись Аллаха» (4:131).

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил [по земле] много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, Именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Поистине, Аллах наблюдает за вами» (4:1).

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102).

О мусульмане! Каждый разумный человек признаёт, что Аллах вложил в сотворение вселенной со всем, что в ней, определённый смысл, и всё, что происходит в ней — и хорошее, и плохое, — происходит по Его воле.
Учёные единодушны в том, что Единобожие означает следующее: верующий должен засвидетельствовать, что Один лишь Всевышний Господь над Своим Троном поддерживает жизнь во всём живом и управляет и распоряжается делами Своих рабов, и нет творца и дарующего удел, дающего и лишающего, умерщвляющего и оживляющего и управляющего вселенной, кроме Него. То, чего Он желает, непременно сбывается, а то, чего Он не желает, не может произойти. Даже мельчайшая частица не двигается с места без Его позволения, и ни одно событие не происходит, кроме как по Его воле. Он знает о каждом листе, упавшем с дерева, и не ускользает от Его внимания предмет даже весом с пылинку в небесах и на земле. Его знание и могущество охватывает всё сущее. На всё распространяется Его воля и Его мудрость.
Единобожие — это поклонение Одному лишь Аллаху и отказ от придавания Ему сотоварищей(ширк).
Человек, сердце которого наполняет эта великая истина, не может исполнять свои обязанности перед Всевышним лениво и нерадиво, полагаясь на предопределение Аллаха и Его абсолютное Господство. Это Господство предполагает зависимость вселенной с её обитателями и происходящих в ней событий от Творца, однако это вовсе не означает, что человек должен «плыть по течению», ничего не предпринимая. Это неправильное понимание Единобожия.
Истинное Единобожие призывает человека быть рабом Аллаха в полном смысле этого слова, покорным Ему и преисполненным смирения, и соблюдать Его право на любовь, возвеличивание, Божественность и искреннее поклонение, а также исполнять Его веления и соблюдать Его запреты со спокойным сердцем.
Истинное Единобожие — опора веры, а истинная вера — это слова сердца и языка, а также действия сердца, языка и органов тела.
Вера и Единобожие приносят человеку истинное счастье в этом мире, а после встречи со Всевышним, довольство Которого ему удалось снискать, он обретает величайшее счастье — счастье мира вечного. Мусульманин трудится, совершая благие дела, несмотря на то, что всё предопределено Аллахом, Которому известно обо всём заранее: во-первых, верующий не знает предопределения Аллаха, а во-вторых, он следует завету Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Трудитесь, ибо каждому облегчается то, для чего он сотворён» [Аль-Бухари].

А Всевышний Аллах говорит в Своей Книге:

«Тому, кто делал пожертвования и был богобоязненным, кто признавал наилучшее, Мы облегчим путь к легчайшему. А тому, кто был скуп и полагал, что ни в чём не нуждается, кто счёл ложью наилучшее, Мы облегчим путь к тягчайшему» (92:5–10).

О рабы Аллаха! Существует такой вид веры, на обладателя которого распространяются нормы Шариата, в том числе и касающиеся наследования, однако эта вера не приносит ему счастья в этом мире и пользы в мире вечном. Это — вера лицемеров, которые показывают людям одно, скрывая в своих душах другое.
Что же касается веры, которая делает человека счастливым в этом мире и преуспевшим в мире вечном, то это — искренняя вера, которую человек не просто демонстрирует людям — она на самом деле живёт в его сердце. О том, есть ли в сердце человека такая вера, знает лишь Аллах, Знающий сокровенное, а мы узнаем это только в Судный день. Суфйан ас-Саури и Ибн аль-Мубарак (да помилует Аллах их обоих) говорили: «Мы считаем людей верующими и распространяем на них нормы Шариата и наследования, однако мы не знаем, являются ли они таковыми у Всевышнего Аллаха».
Не обольщайся же, о раб Аллаха, тем, что до сих пор Аллах покрывал тебя и не наказывал за твои грехи, и пусть незнание людьми твоей истинной природы не побуждает тебя и дальше обманывать, лицемерить и следовать путём заблуждения!
Мои братья по вере! В наше время, когда многие люди отдалились от религии и забыли её, исказились понятия и нарушились стандарты. Некоторые считают, что для того, чтобы стать верующим, человеку достаточно произнести слова свидетельства, даже если сердце его нечестиво, порочно и исполнено сомнений, а сам он беспрестанно совершает грехи, не исполняет религиозные обязанности и преступает запреты.
Таковы убеждения мурджиитов, которые утверждают, что если есть вера, то ослушание Аллаху не вредит человеку. Хариджиты же, напротив, считают человека, совершающего великие грехи, неверующим.
Что же касается приверженцев Сунны, то они придерживаются «золотой середины». Они говорят, что вера — это и действия тоже, и люди должны не только верить в то, о чём сообщили нам посланники (мир им), но и повиноваться им в том, что они велели нам. Вера в Посланника * не будет считаться действительной, если человек напрочь отказывается подчиняться ему. Всевышний сказал:

«Мы отправили посланников только для того, чтобы им повиновались с дозволения Аллаха» (4:64).

Приверженцы Сунны также говорят, что действия органами тела — следствие действий сердцем, неотделимые от них. Если в сердце есть знание и желание, то оно непременно передаётся телу, и тело не может делать то, чего не желает сердце. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, есть в теле кусочек плоти — если он хороший, то и всё тело будет хорошим, а если он испорчен, то он портит и всё тело, и это — сердце» [Аль-Бухари].
Истинная вера рождает в сердце богобоязненность, которая передаётся телу, делая его благим и побуждая его к совершению благих дел и отдалению, насколько это возможно, от совершения запретного. А если сердце всё же проявит слабость и совершит нечто запретное, то оно сразу же начинает сожалеть о содеянном и заставляет своего обладателя просить у Аллаха прощения:

«Если кто-либо совершит злодеяние или будет несправедлив по отношению к себе, а затем попросит у Аллаха прощения, то он найдёт Аллаха Прощающим и Милосердным» (4:110).

Или же оно заставляет своего обладателя совершать как можно больше добрых дел:

«Поистине, добрые деяния удаляют злодеяния» (11:114).

Если вера человека искренна, и у него живое сердце, он устремляется к Аллаху, как устремляется человек, оказавшийся в безвыходном положении, преисполненный смирения и сожаления, и вера заставляет его делать то, что приносит ему пользу в обоих мирах.
Имам Шамсуддин Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр (да помилует его Аллах) сказал: «Это здравое сердце не перестанет ударять своего обладателя до тех пор, пока он не вернётся к своему Господу и не покорится Ему, и не устремится к Нему так, как устремляется оказавшийся в безвыходном положении, понимающий, что в Его довольстве и в приближении к Нему — его жизнь, преуспеяние, блаженство и радость. Он ищет у Него убежища, защиты и успокоения, радуется Ему и уповает на Него, и, в конце концов, исчезает его тревога, и он обретает успокоение».
Есть в сердце пустота, которую не заполнит никто и ничто, кроме Аллаха, и есть в нём шероховатость, которую не сгладит ничто, кроме стремления к Аллаху всей душой, и есть в нём болезнь, которую не исцелит ничто, кроме искренности по отношению к Аллаху. Только установив прочную связь со своим Господом, человек начинает чувствовать жизнь по-настоящему: когда его сердце связано с Аллахом, он перестаёт нуждаться в ком-либо, кроме Всевышнего… Он перестаёт нуждаться в Его творениях и начинает возвеличивать своего Господа.
Мой брат по вере! Если ты желаешь проверить, здравое у тебя сердце или же оно поражено недугом, посмотри, насколько ты возвеличиваешь своего Господа, и насколько важен Он для тебя. Ведь Аллах говорит:

«Не ценили они Аллаха должным образом, а ведь вся земля в День воскресения будет всего лишь Пригоршней Его, а небеса будут свёрнуты Его Десницей. Преславен Он и превыше Он того, что они придают Ему в сотоварищи» (39:67).

Посмотри также, насколько смиренным и богобоязненным бываешь ты во время своих молитв, ибо смирение в молитве — один из показателей веры:

«Поистине, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв» (23:1–3).

Мудрые и обладающие глубокими познаниями в религии люди сказали: «Когда ты говоришь: «Аллах Велик», о молящийся, пусть сердце твоё не обвиняет язык твой во лжи, потому что если есть в твоём сердце что-то более великое, чем Аллах, это означает, что ты лжёшь. Остерегайся того, что страсть твоя окажется более великой для тебя, чем Аллах, указанием на что будет предпочтение собственных желаний покорности Всевышнему Аллаху. А когда ты говоришь: “Ищу у Аллаха защиты от Шайтана побиваемого”, знай, что сказав эти слова, ты ищешь убежища у Аллаха, а если сердце твоё не ищет у Него убежища, то слова твои пусты. Когда совершаешь поясной поклон, ощути в себе скромность, а когда совершаешь земной поклон, ощути смирение и униженность пред Аллахом, потому что ты поместил душу свою туда, где ей место, и вернул ответвление к основе его, опустившись в земном поклоне до земли, из которой ты сотворён… И знай, что совершение молитвы таким образом очищает сердце от покрывающей его ржавчины».
Да благословит Аллах меня и вас, и да поведёт Он нас прямым путём. Поистине, Он — Мудрый, Славный (БаракаЛлаху ли ва лякум ва хадана иля саваи-с-сабиль иннаху Хакимун Маджид).

* * *

Хвала Аллаху, Господу миров, восхваляю Его хвалой благодарных и поминающих, приношу Ему покаяние и прошу у Него прощения и Его милости. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварищей в Его Господстве, Божественности, Именах и Атрибутах, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник. О Аллах, благослови его и остальных посланников!

Мои братья по вере!
Возвеличивать Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, мы должны посредством покорности ему в том, что он повелел нам, и отдаления от того, что он запретил и от чего предостерегал нас. Кроме того, мы должны поклоняться Аллаху только так, как Сам Он повелел нам через Своего Посланника, да благословит его Аллах и приветствует.
Мы должны любить Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, больше самих себя, своих семей, своего имущества, своих детей, и больше, чем всех людей в мире:

«Скажи: “Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока придёт веление от Аллаха. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей”» (9:24).

Анас, да будет доволен им Аллах, передаёт, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Не уверует никто из вас (по-настоящему) до тех пор, пока не полюбит меня больше, чем своих детей, своего отца и всех людей» [Аль-Бухари; Муслим].
Однако эта любовь ограничена нормами Шариата, и верующий не должен в своей любви к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нарушать границы, установленные Аллахом. И, конечно же, он ни в коем случае не должен поклоняться Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, помимо Аллаха, например, обращаться к нему с мольбой (ду‘а), просить его о помощи, давать ему обеты, уповать на него и совершать иные действия, которые относятся к поклонению.
Во все времена находятся люди, которые чрезмерно восхваляют Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и превозносят его до небес, а ведь это — нововведение, придуманное ими, и самое страшное заключается в том, что это нововведение охотно принимается некоторыми мусульманами. Они впадают в заблуждение, считая такое чрезмерное восхваление поклонением Всевышнему и приближением к Нему, хотя на самом деле это — омерзительное деяние и одно из проявлений ширка.
Удивление вызывает то, что эти люди, которые столь вдохновенно воспевают Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и даже устраивают новоизобретённые праздники в его честь, на самом деле почти ничего не знают о том, кого восхваляют. Они дальше всех людей от Сунны Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и меньше всех следуют его руководству. Они восхваляют его, слагая о нём стихи и целые поэмы, наполненные приторной, явно преувеличенной хвалой, и при этом они ослушиваются его, не исполняя его веления и не соблюдая его запреты. Так Шайтан играет людьми… Просим у Аллаха благополучия и избавления от подобных деяний для нас и наших братьев-мусульман.
О мусульмане! Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оберегал Единобожие и перекрыл все пути, ведущие к ширку. Однажды к нему прибыла делегация, члены которой сказали ему: «Ты — наш господин!» Он же сказал в ответ:
«Господин — это Всевышний Аллах». Они сказали: «Ты — лучший из нас и самый могущественный!» Он сказал: «Говорите, но не преувеличивайте и не позволяйте Шайтану использовать вас» [Абу Давуд; аль-Альбани назвал его достоверным].
Перед смертью Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предостерёг людей от чрезмерного восхваления и превознесения его, сказав:
«Не превозносите меня так, как христиане превознесли сына Марйам. Поистине, я — раб Аллаха, так говорите же: раб Аллаха и Его Посланник» [Аль-Бухари].
Учёные согласны в том, что человек, испрашивающий помощи и обращающийся с мольбой к кому-то помимо Аллаха, впадает в ширк. Всевышний Аллах сказал:

«К Нему обращён истинный призыв. А те, которых они призывают вместо Него, не отвечают им. Они подобны тому, кто простирает руки к воде, чтобы поднести её ко рту, но не может этого сделать. Поистине, мольба неверующих является всего лишь заблуждением» (13:14).

Всевышний также сказал:

«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет вреда. Если же ты поступишь так, то окажешься в числе несправедливых. Если Аллах коснётся тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости. Он одаряет ею того из Своих рабов, кого пожелает. Он — Прощающий, Милосердный» (10:106–107).

Абу аль-‘Аббас Ахмад ибн ‘Абду-с-Салям сказал: «Кто ставит посредников между собой и Всевышним, уповая на них и взывая к ним с мольбой, тот является неверующим по согласному мнению учёных. Об этом упоминали многие учёные».
Имам Абу ‘Абдуллах Мухаммад ибн Абу Бакр сказал:
«К разновидностям ширка относится обращение к умершим с просьбами и испрашивание у них помощи и содействия. Это основа ширка в мире. Все дела умершего прекратились, и он ничего не может сделать даже для самого себя, не говоря уже о тех, кто обращается к нему с просьбами о помощи или ходатайстве пред Аллахом. Люди поступают так из-за своего невежества: они не знают, кто и за кого может заступаться. Никто не имеет права заступаться пред Аллахом, кроме как с Его дозволения, и просьба другого не может стать причиной Его дозволения; причина — совершенство Единобожия…».
О рабы Аллаха! Правильность убеждений является непременным условием прощения грехов и входа в Рай:

«Поистине, Аллах не прощает, когда Ему придают сотоварищей, но прощает все остальные [или менее тяжкие] грехи, кому пожелает» (4:48).

Всевышний также сказал:

«Скажи: “Поистине, я — такой же человек, как и вы. Мне внушено откровение о том, что ваш Бог — Бог Единственный. Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом”» (18:110).

Неправильные убеждения и распространение нововведений в среде мусульман — одно из главных препятствий на пути возрождения мусульманской общины. Мусульмане не дождутся помощи от Всевышнего до тех пор, пока не станут правильными их убеждения, и пока они не начнут поклоняться Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей. Именно к этому призывали посланники, и именно это было внушено им Всевышним:

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было бы внушено: “Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!”» (21:25).

О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада подобно тому, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли Свои благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада подобно тому, как послал Ты благословения Ибрахиму и семейству Ибрахима. Поистине, Ты — Достойный хвалы, Славный! (Аллахумма салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кама баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима иннака Хамидун Маджид).
О Аллах, прости верующим мужчинам и женщинам, как живым, так и умершим! (Аллахумма-гфир ли-ль-му’минина ва-ль-му’минат аль-ахйаи минхум ва-ль-амват).
О Аллах, поистине, мы просим Тебя о том, чтобы Ты утвердил нас в исламе и сделал благим наш конец! (Аллахумма инна нас’алюка-с-сабат‘аля-ль-Ислями ма‘а хусни-ль-хитам).
О Аллах, мы просим Тебя помочь нам следовать Корану и Сунне и ищем у Тебя защиты от зла нововведений (Аллахумма инна нас’алюка хусну-ль-иттиба‘ ва на‘узу бика мин шарри-ль-ибтида‘).
О Аллах, помоги исламу и мусульманам и оставь без помощи того, кто оставляет без помощи эту религию (Аллахумма-нсури-ль-исляма ва-ль-муслимина ва-хзуль ман хазаля-д-дин).
О Аллах, помоги нашим братьям — приверженцам Единобожия, где бы они ни были, и поддержи их (Аллахумма-нсур ихванана-ль-муваххидина фи кулли макан. Аллахумма аййидхум би-насрика).
О Аллах, покрой их милостью Своей и даруй им Своё довольство! (Аллахумма анзиль ‘аляйхим рахматака ва ридака).
О Аллах, поистине, мы просим у Тебя полезного знания и благих дел! (Аллахумма инна нас’алюка ‘ильман нафи‘ан ва ‘амалян таййибан).
О Аллах, мы просим у Тебя верного руководства, богобоязненности, целомудрия и достатка(Аллахумма инна нас’алюка-ль-худа ва-т-тука ва-ль-‘афафа ва-ль-гына).
О Аллах, прости нашим родителям и родителям наших родителей, и всем, перед кем у нас есть обязанности, а также предводителям мусульман и простым мусульманам (Аллахумма-гфир ли-валидейна ва ли-валиди валидейна ва ли-ман ляху хаккун ‘аляйна ва ли-аиммати-ль-муслимина ва ‘амматихим).
И последние слова наши: «Хвала Аллаху, Господу миров!» (Ва ахыру да‘вана ани-ль-хамду лиЛляхи рабби-ль-‘алямин).

 

 

 

 

Самое читаемое

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Ислам на Дальнем...

Одной из наиболее многочисленных религиозных...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...