Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

1. Передается от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху (да будет доволен им Аллах):
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Ислам зиждется на пяти: исповедании веры - «Ла илаха иллаллаху, Мухамадур Расуллуллах», и безупречном совершении намаза, и даче закáта, и хадже и посте Рамадана
».


Передали Бухари, Муслим, Тирмизи и Насаи.
Пояснение: Сначала познакомимся с краткой биографией передатчика данного хадиса Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху.
Его имя – Абдуллах, (куня – Абу Абдур­рахман), его отец – Умар ибн Хаттаб, мать – Зайнаб бинти Мазъун радияллаху анхум. Абдуллах принял Ислам в Мекке вместе со своим отцом, когда он еще не достиг совершеннолетия. Когда он попросил у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разрешения участвовать в известных битвах при Бадре и Ухуде, тот не разрешил ему этого ввиду его молодости. Однако в битве Хандак он уже участвовал, хотя в то время Ибн Умару еще не исполнилось пятнадцати лет. Вместе с отцом он совершил хиджрат (переселение) в Медину. В двадцать лет он участвовал в открытии Мекки.
Абдуллах ибн Умар радияллаху анху с детства был богобоязненным и нравственно чистым человеком. Среди молодых курейшитов он считался человеком, который сумел подчинить свой нафс  своей воле. Он был известен также своей щедростью и правдивостью. В преданиях упоминается, как во имя Аллаха он в один день пожертвовал нуждающимся сто верблюдов. Он постоянно кушал вместе с сиротами и бедняками, а если устраивал какое-либо мероприятие с угощениями, то приглашал на него также только сирот и бедных людей.
Конечно, подобная щедрость проявлялась им не ради похвал, а только во имя Аллаха. Абдуллах ибн Умар радияллаху анху был из числа захидов (ведущих аскетический образ жизни в пределах учения Ислама). Он не привязывался и не стремился к мирским благам, а предпочитал из них только прикрывающую тело одежду и пропитание, необходимые лишь для того, «чтобы не прогибалась спина».
Ибн Умар радияллаху анху много совершал намаз по ночам, всегда читал Куръан и поминал Аллаха субханаху ва таъала. Когда он слышал аяты, где говорилось об адских муках, гневе Аллаха, слезы лились из его глаз, словно дождь. Большую часть ночи Ибн Умар совершал намаз, а на рассвете просил прощения Аллаха субханаху ва таъала и плакал.
Один из великих людей – Тавус радияллаху анху говорит: «Я не видел более богобоязненного человека, чем Ибн Умар, и более знающего человека, чем Ибн Аббас».
Когда был ниспослан аят: «Лан таналул бирра хатта тунфикуу мима тухиббун» («Никогда не достигнете благочестия, пока не расходуете из того, что любите» - сура Áли Имран, аят 92), Ибн Умар во имя Аллаха даровал свободу своей служанке – рабыне по имени Румайса, сказав: «Клянусь Аллаху, больше всех людей на свете я люблю тебя, ты свободна и можешь идти (куда пожелаешь)».
Один из великих людей – Нафеъ говорил: «Если в мирской жизни Ибн Умара появлялась какая-либо трудность, он еще больше приближался к своему Господу».
Джабир ибн Абдуллах радияллаху анху говорил:
«Мы не видели никого, кроме Ибн Умара, кто был настолько не привязанным к мирским благам».
Люди говорили: «Абдуллах ибн Умар унаследованл зухд от своего отца. Подобно своему отцу, он обладал глубокими знаниями в религии. В каждом деле он следовал примеру Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и своего отца. Его сердце было наполнено отсутствием нужды в чем-либо земном. Он обладал разумом высочайшего уровня и чистой душой. Если при нем упоминали имя Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, от любви к нему его глаза наполнялись слезами».
Ибн Умар радияллаху анху обладал одним особым качеством, характерным для ученых. Если люди проявляли в чем-либо невежество, он не показывал им своего неодобрения или не прерывал ответа. Когда его спрашивали о том, что он не знает, он сразу признавался в своей неосведомленности.
Всего Ибн Умар радияллаху анху собрал 2630 хадисов и занял второе место после Абу Хурайры радияллаху анху. Ибн Умар передал хадисы от таких великих сподвижников, как Абу Бакр Сиддик, Умар ибн Хаттаб, Усман ибн Аффан, Абдуллах ибн Масъуд, а также (почтенных супруг Пророка саллаллаху алайхи васаллам) Айши и Хафсы. А от него хадисы передавали такие табиъийны, как Саъийд ибн Мусаййиб, Хасан Басри, Ибн Шихаб Зухри, Ибн Сийрин, Нафеъ, Муджахид, Тавус, Икрима.
Абдуллах ибн Умар радияллаху анху обрел вечную жизнь, покинув этот бренный мир на 73 году Хиджры в возрасте 84 лет в Мекке.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам использовал в рассматриваемом изречении метафору, в частности, уподобил Ислам зданию. Говоря «зиждется», Он оставляет неизвестным «Создавшего» это здание, поскольку у арабов этот прием используется тогда, когда исполнитель чего-либо известен предельно точно и ясно. О том, что «Ислам зиждется» говорится именно так потому, что Ислам ниспослан Аллахом. Однако в этом хадисе говорится не о целом здании, а о составляющих его основу пяти столпах. Поэтому здесь говорится: «Ислам зиждется на пяти». Следовательно, фундаментом, на котором построено все здание Ислама, являются пять упоминаемых в данном хадисе вещей:
1. Исповедание Аллаха субханаху ва таъала единственным достойным поклонения Богом и Мухаммада – Его Пророком саллаллаху алайхи васаллам.
2. Правильное и своевременное совершение вмененного в обязанность (фард) пятикратного намаза.
3. Давать закáт с имущества, достигшего нисаба.
4. Совершение хаджа при наличии средств и возможности.
5. Соблюдение поста в месяц Рамадан.
В связи с тем, что о каждом из этих столпов в нашей книге приводится отдельная подборка хадисов, сейчас мы не будем говорить о них подробно.
Эти пять составляющих являются основными столпами здания Ислама, Ислам возведен на них, как на фундаменте, однако это вовсе не означает, что Ислам состоит только из этих пяти вещей – они являются основой и своеобразными несущими колоннами. Подобно тому, как основа и опоры каждого здания составляют его сердцевину, эти пять вещей составляют сердцевину Ислама. Однако для создания полноценного здания на основу и вокруг опор мы должны возвести стены, построить крышу и осуществить ряд других работ. Подобно этому, кроме пяти столпов, есть и другие обязательные (фард) и необходимые (ваджиб) виды поклонения.
Шахада, то есть, исповедание веры, является основой иймана, а вера в ангелов, пророков алайхимуссалам, божественные Книги, в то, что все хорошее и плохое предустановлено Аллахом и другие обязательные, предписанные положения (фард) – это составные части данной основы.
«Намаз» - это основа практических, физических и духовных видов поклонения. Другие подобные поклонения исходят из него.
«Закáт» - это основа поклонения Аллаху своим имуществом. Все остальные виды поклонения имуществом являются его производными.
«Хадж» - это основа поклонения как своим имуществом, так и физического поклонения. Другие подобные виды поклонения следуют после него.
«Пост» («Ураза») – это основа видов поклонения, связанных с воздержанием. Остальные виды воздержания данного типа являются вторичными.
При объединении всех этих основ «здание» Ис­лама стоит на прочном фундаменте.
Полезные выводы, извлекаемые из данного хадиса:
Из содержания хадиса ясно видно, что эти пять составляющих являются основами поклонения Аллаху субханаху ва таъала.
1. Эти пять столпов являются поклонениями категории «фард айн», то есть, они обязательны (фард) для каждого человека индивидуально. Тот, кто считает себя мусульманином, обязан исполнять их лично. Исполнение их кем-либо другим не освобождает от этого остальных. К примеру, исполнение их отцом не освобождает от этого сына, или исполнение матерью не освобождает дочь.
2. Из данного хадиса мы узнаем, что Ислам зиждется именно на этих пяти столпах, а следовательно, Ислам не может основываться на чем-либо ином.
Короче говоря, ничто, кроме указанных в этом священном хадисе столпов, не может являться основой для «здания» Ислама.
Сокровенный смысл данного хадиса:
О величайших истинах, заключенных в этом священном хадисе, о сокровенном смысле упоминаемых в нем столпов веры написаны многотомные исследования, произнесено много речей и наставлений – их настолько много, что они не поддаются подсчету.
Аллах Премудр – Он во всё вкладывает, помимо внешнего, сокровенный смысл. Он сделал Ислам Своей последней религией, указывающей человечеству путь к счастью в обоих мирах вплоть до Судного дня, что также является величайшей мудростью. Весь пройденный человечеством путь, весь его опыт с каждым днем подтверждает, что достижение этой цели невозможно без Ислама.
Жизнь также показала, что человечество нуждается в вере в единого Бога. Богоборчество и те страдания, к которым оно приводит, уже хорошо испробованы человечеством. Люди также убеждаются в бесполезности такого противоположного ему явления, как многобожие. Многие из тех, кто заявлял, что у Аллаха есть сын (в прямом смысле), что Аллах представляет собой союз трех богов: «отца, сына и святого духа», начинают отходить от своих заблуждений.
Вторая часть шахады: «Мухаммадур Расулул-лах» (Мухаммад – посланник Аллаха) – кратко, ясно и однозначно разъясняет суть миссии посланника для всего человечества. В мире больше не было другой такой выдающейся личности и лидера, который мог стать примером для всего человечества, подобно пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Это особенно ощущается в настоящее время. Личности, избираемые человеком в качестве образца для подражания, не оправдывают возлагаемых на них надежд. Перестали действовать и искусственные эталоны, созданные воображением людей. В западных странах, враждебно настроенных по отношению к Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, все больше усиливается потребность в нем.
Сравнительно недавно великий английский писатель Бернард Шоу сказал: «Если бы Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам был жив, он решил бы наши жизненные проблемы, сидя за чашкой кофе». А сегодня ученые, недавно составившие список ста личностей, принесших наибольшую пользу человечеству, поставили на первое место Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Здесь речь идет лишь о пользе в материальном мире. А раз так, то каждый называющий себя мусульманином человек должен не только гордиться Пророком саллаллаху алайхи васаллам, но и следовать его примеру, который достоверно известен нам из его сунны.
Получил естественнонаучное подтверждение тот факт, что намаз является необходимым и полезным во всех отношениях действием в повседневной жизни человека. Он является средством, которое упорядочивает жизнь человека в ее различных проявлениях. Сегодня значительая часть населения развитых стран, стремясь применять в жизни научные подходы, приходят к Исламу благодаря осознанию ценности намаза. Вряд ли теперь кто-либо сможет отрицать роль намаза и в части обеспечения чистоты и здоровья человека; притом благодаря главной функции намаза человек постоянно находится в связи с Аллахом субханаху ва таъала, с Его Пророком саллаллаху алайхи васаллам и со своими правоверными братьями.
Мы полностью уверены в том, что решить экономические проблемы человечества могут только экономические отношения, основанные на закáте, происходящем от слова «чистота».
Слово «хадж» означает паломничество. Для его совершения необходимо проделать определенный путь. Люди, прибывающие из разных уголков мира, во время хаджа встречаются и вместе решают свои различные проблемы. Сам факт постоянного увеличения числа туристических компаний, как и числа проводимых международных конференций на эту тему, свидетельствует о том, что хадж становится все более востребованным. Будучи созданием человека, эти туристические компании, конечно, не лишены недостатков. Однако эти недостатки потом легко забываются, зато хадж дает уникальную возможность встречаться со своими единоверцами со всего света в священных местах и во имя дозволенных и чистых целей.
О пользе поста сегодня можно спросить у тех, кто не знает, что такое пост в его Исламском значении, но кто ревностно заботится о своем здоровье. На протяжении веков, пытаясь найти для себя источник физического и духовного здоровья, проведя бесчисленное количество опытов, только в конце двадцатого века эти люди поняли, что данным источником является «добровольное голодание». Между тем Ислам доказал это мусульманам пятнадцать веков тому назад и сделал его обязательным видом поклонения.
Более подробно на этих пяти столпах Ислама мы остановимся в последующих главах.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Монахиня нашла в...

Бывшая монахиня Мерседита де Вера...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...