Что должны делать мы?
Хотя разнагласий по поводу мавлида не так много, все же они еще встречаются среди некоторых людей. Еще больше тех, кто колеблется в сомнениях: «действительно ли мавлид является бидъой, или все же оно допустимо, или быть может это даже воздаваемое деяние?». И сторонники мавлида, и отвергающие его продолжают приводить свои доводы. Но в большинстве случаев стороны не могут удовлетвориться аргументами друг друга. В результате этого существующее разногласие разрастается и все больше осложняется. По этой причине на протяжении многих веков стороны не смогли прийти к какому-нибудь решению ― споры по поводу мавлида все еще продолжаются. Но если рассмотреть без пристрастия, сторонники мавлида издревле составляют большинство и их доводы удовлетворяли массы мусульман. Поэтому некоторые улемы утверждают, что относительно допустимости мавлида преобладающее большинство ученых единодушны. Так или иначе, сторонники мавлида среди мусульман всегда составляли большинство. И даже в наши дни, когда противников мавлида много как никогда, все равно по сравнению со сторонниками мавлида их чрезвычайно мало. В особенности в наших краях почти все улемы считают мавлид допустимым, воздаваемым наградами деянием.
В пользу проведения мавлида существуют свои шариатские доказательства и основы, в этом есть также и много пользы. Мусульманская умма вот уже почти тысячу лет проводит его. Многие выдающиеся ученые, которые служили опорой исламской уммы, считали это деяние благим. В частности, все наши улемы призывали к проведению мавлида, да и сами они стояли во главе таких мероприятий. Сегодня у нас за мавлид выступают и руководство Духовного управления мусульман, и Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф, и другие улемы. В нашем народе это мероприятие уже с давних времен стало традицией. Противодействие этому обряду с последующим возбуждением смуты никоим образом не может быть оправдан, и не принесет никакой пользы религии.
Наши улемы говорят, что слова Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху: «Все, что мусульмане считают хорошим, хорош и при Аллахе», как раз подходят к мавлиду. Во всяком случае, нам следует придерживаться мнения большинства улемов, в том числе и улемов нашей страны, и не давать повода для разногласий. Ибо сегодня мусульмане как никогда испытывают нужду в достижении тех целей, которых предусматривает мавлид.
В наши дни мусульмане отмечают различные большие и малые праздники, проводят связанные с ними разные мероприятия. В результате таких мероприятий люди запоминают эти даты, с нетерпением ждут их, делают соответствующие приготовления. Постепенно в сердцах формируется особое отношение и почитание относительно тех дат и связанных с ними традиций. По поводу таких дат никто не разногласит. Да, конечно же, причиной тому служит и отсутствие в них религиозного окраса тоже. Но и мавлид-то никто не называет требованием религии. Он тоже является своего рода мероприятием, традиционным обрядом. В современных условиях нужно плодотворно извлекать пользу из него.
Что плохого в том, если в месяце, в котором родился Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, будут несколько больше поминать его? В том, что в такую удобную пору люди будут собираться и читать сийру и восхваления относительно личности Пророка саллаллаху алайхи васаллам чтобы облагородить свою любовь к нему, есть только добро. Раз уж его не станут рассматривать как религиозное предписание, то это будет всего лишь обычаем, и только. Тогда как чинить разногласия среди мусульман является харамом, категорически осуждаемым шариатом делом. Если кого-то не удовлетворяют доводы о допустимости мавлида и он сердцем склоняется к мнению о его недопустимости, пожалуйста, пусть остается при своем мнении, но пусть не заставляет других придерживаться такого же мнения и не кидается камнями укора в иджтихад другой стороны. Если не хочет присутствовать на мавлидах, то пусть не посещает их, однако и пусть не хулит посещающих. Пусть не осуждает и не критикует тех, кто основывается на известных для них шариатских доказательствах и удовлетворяется действительностью этих доказательств, кто следует иджтихаду большинства ученых-богословов, кто стоит на стороне преобладающего большинства уммы. В противном случае он тем самым взбудоражит фитну, причинит страдания как мусульманам прошлого, кто проводил мавлид на протяжении веков, так и нынешним мусульманам. Своими действиями проявит непочтительность по отношению ко всем ним. А это уже противоречит нравственности верующего человека.
Точно также и сторонники мавлида тоже не должны сеять семена раздора, присваивая противникам мавлида разные прозвища за их неприятие этого обряда. Потому что этот вопрос, как утверждает большинство улемов, не является тем вопросом, который в сущности мог бы порождать споры, разногласия и разрозненность среди мусульман. Мы итак ощущаем горькую правду о том, что противоречия среди мусульман сегодня расплодились в избытке. И сегодня все мусульмане вынуждены вкушать из этой горечи. На самом же деле, их общих целей, идей, общих нерешенных проблем предостаточно. Прежде всего, актуальным представляется обсуждение тех самых общих вопросов, решение общих проблем и избегание затрагивания болезненных расхождений. В крайнем случае, следует придерживаться известного шариатского правила: «Из двух зол выбирать меньшее». Если даже рассматривать сами утверждения о допустимости или недопустимости мавлида как значимые с шариатской точки зрения вредным деянием, то этот вред никогда не может сравниться с тем ущербом, который наносится братству между мусульманами. И даже само такое сравнение неуместно. Мусульмане сейчас как никогда нуждаются в восстановлении и сохранении именно этой исламской традиции ― понятия братства, дружественности. В сущности одна из главных целей Ислама состоит именно в этом: укреплять между людьми узы любви и милосердия.
Сейчас нам приличествует думать не о том, допустимо или недопустимо проведение мавлида, а о том как его нам проводить. О чем говорить на мавлидах, что читать, во благо чего использовать возможности этого мероприятия ― вот что мы должны обсуждать.
Наши улемы прошлого для достижения ожидаемых от мавлидов целей проводили этот обряд по-разному, исходя из требований своих эпох и имеющихся условий. Если в некоторых странах мавлид отмечали на общегосударственном уровне, то в других местах проводили собрания местного значения. Также и сегодня, организаторы мавлидов в разных краях должны стремиться к осуществлению тех целей, которые ожидаются от мавлида.
Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид
Рабиул аввал, 1435 год хиджры
Перевел Абу Шокир
Какие они существа, джинны? (4)...
Какие они существа, джинны? (6)...
Какие они существа, джинны? (7)...
Бывший член так называемой «Партии...
Началась кампания по распространению Ислама...
Удивительным образом создал все живое...