Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

Думы о мавлиде

 

Адабы мавлида

Улемы, определившие мавлид как деяние мустахаб, издревле ставили несколько обязательных условий и приличий, при соблюдении которых проведение мавлида становится допустимым и достойным воздаяний. Особенно, после того, как проведение обрядов мавлида приняло широкий характер и стало обычаем, когда при их проведении стали действовать по-разному, некоторые улемы серьезно взялись за изложение адабов, касающихся проведения этих обрядов. Были также написаны отдельные трактаты. Хочу упомянуть о некоторых вопросах, освещенных в них и присущих нашему региону.

1) При проведении мавлида нужно правильно сформулировать принимаемое намерение. В нем не должно быть оттенков тщеславия, увеселения или каких-то других интересов.

Все кто принимает участие на мавлиде — и организатор, и тот, кто проводит, и тот, кто просто участвует, — у всех должно быть правильное намерение. Нужно изучать сийру Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, выражать благодарность и радость за то, что он алайхисаллам представлял собой великое благо, данное человечеству в качестве божественного дара. Организаторы и читатели мавлида должны предводительствовать в этом, быть напрвляющими в этом смысле. Ибо их душевное состояние будет передаваться всем, кто участвует на таком собрании. Только если их намерения искренни, цели высоки, а сердца чисты от всякой зависти и волнения, если они переполнены любовью к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то и мавлид состоится сообразно красивым, и цели будут достигнуты.

2) Осуществление цели, преследуемой проведением мавлида.

Основные из таких целей были перечислены выше. Каждое собрание имеет свойственные ему особенности. Люди, ответственные за проведение мавлида, должны добиваться осуществления целей, предусмотренных мавлидом, исходя из ситуации, возможностей каждого мавлида. К примеру, доведение смыслов произведений мавлида до участников обряда.

3) Открытие собрания тилаватом Священного Куръана и произнесение в течении обряда как можно большего салавата.

4) Оберегать от всякого рода несуществующих, нелепых обычаев и высказываний. По возможности не примешивать музыку, особенно на собраниях мужчин.

5) Если книги по мавлиду или стихи читаются на языке, не понятном для участников обряда, то люди, читающие мавлид должны обеспечить его перевод. Потому как эта цель и преследуется проведением мавлидов. В сущности, из всех слов нет ничего, кроме Куръана, за чтение чего воздавалось бы савабом. В связи с этим мавлид нужно проводит на достаточно понятном уровне.

В прежние времена все ходили в мечеть и медресе, изучали Священный Куръан, благородные хадисы, овладевали арабским языком и другими религиозными знаниями. В связи с этим основная масса людей, хоть и неглубоко, все же знала арабский. К тому же, на обрядах мавлид в основном принимали участие знающие и образованные люди. Поэтому в те времена было принято читать мавлид на арабском языке и для того времени это себя оправдывало. Однако сегодня ситуация совершенно иная. Сегодня не только слушатели, но и проводящие, и даже читающие мавлид, не знают арабского. Для них в чтении мавлида нет другой пользы, кроме как наслаждаться приятными голосами и прекрасными звучаниями. Ввиду этого, необходимо переводить смысл мавлидов, читаемых на посвященных мавлиду мероприятиях. Вместе с тем, следует шире внедрять чтение наътов на родном языке. Если наши поэты и писатели, в сердцах которых взрастилась любовь к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, напишут новые произведения на эту тему, то было бы еще лучше.

6) Мавлид не нужно читать подобно тилавату Куръана. Они должы различаться. В противном случае, по прошествии времени неграмотные люди могут принять это за Куръан, а это уже опасно. Этого нельзя допускать ни в коем случае.

7) Исполнение некоторых произведений мавлида в жанрах поэзии и шаджъ — оканчивающихся рифмующимися словами с красивым напевом, благоприятствует проникновению в сердца смыслов читаемого и придает обряду мавлид особый дух. К примеру, ни для кого не секрет, что обычный разговор окажет больше влияния, если вместо простой речи исполнить его с напевом. Такова человеческая природа, сотворение Всевышним Аллахом. Неларом в основе призыва читать Священный Куръан нараспев есть и эта мудрость.

8) Проведение обряда мавлид в разных окрасах и проявлениях.

Целесообразно посвящать мавлид сийре Пророка саллаллаху алайхи васаллам, проводить этот обряд в сопряжении с чтением разных стихов, статей, проповедей, которые являются образцом выражденного в отношении Пророка восторга и радости. В частности, дабы людя этот обряд не наскучил, его следует проводить каждый раз по-разному, в различных порядках. Будет намного полезнее, если стихи, статьи и проповеди будут звучать на языке людей, принимающих участие  на собрании.

9) Целесообразно, чтобы и тилават Куръана, и беседы, и касиды (оды), и стихи относились к сийре, чтобы в них была выражена любовь к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

10) Нужно воздержаться от излишних  церемонностей и расходов.

Также и накрытый по случаю обряда стол, должен быть скромным, без церемонностей, нужно избегать пышности. Потому как излишние траты считаются расточительством, что превращает мавлид с научного мероприятия в празднество угощения, что может препятствовать проведению обрядов мавлида людьми среднего достатка.

В заключении можно выделить те моменты, на которые следует обратить особое внимание:

1. Не забывать о целях, преследуемых проведением мавлида.

2. Сделать месяц мавлида месяцем изучения сийры и возрождения сунны.

3. Проведение обрядов мавлид с особым приподнятым настроением и радостью.

4. Раздача подарков и навещение бедняков по случаю радости, связанной с мавлидом.

5. Уделение на обрядах мавлид отдельного внимания детям, принятие мер, направленных на привитие в их сердцах любьви к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Например, приготовление для них особых подарков, демонстрация  мультфильмов, представление книг и других средств, обучающих сийре и сунне.

Просим у Всевышнего Аллаха простить наши недостатки, исправить наше положение и сделать нас искренней умой, достойной Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

 

 

Хафизул Куръан, кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид
Рабиул аввал, 1435 год хиджры

 

Перевел Джахангир Дададжанов

 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Ислам со славянским...

Русские становятся мусульманами по зову...

Монахиня нашла в...

Бывшая монахиня Мерседита де Вера...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...