Вторник Джумад-аль-ахир 1 1446 | Вторник декабря 03 2024

 

ЧТО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ — ПРОИЗНОСИТЬ «АМИНЬ» ПРО СЕБЯ ИЛИ ВСЛУХ?

Мы не преувеличим, если скажем, что рассматриваемый вопрос является одним из самых распространенных вопросов в разногласиях среди мусульман. Конечно, у нас вопрос не ставился именно в такой формулировке. А был поставлен так: «Произносится ли в намазах «аминь» вслух или не произносится?» В действительности, все наши ученые-основатели мазхабов, наши муджтахиды были единодушны в одном: «Произнесение в намазе «аминь» после суры «Фатиха» является сунной». Однако в вопросе о том, что лучше — произносить «аминь» про себя или вслух, они пошли двумя путями.

Некоторые из них, в том числе улемы шафиъитского и ханбалитского мазхабов отмечали, что предпочтительно произносить «аминь» вслух.

Другая группа наших улемов, в частности ученые мазхабов Ханафийа и Маликийа, отмечали, что предпочтительно произносить «аминь» про себя.

В переданных от Пророка саллаллаху алайхи васаллам хадисах найдены доказательства в пользу правильности обоих этих действий. Впоследствии каждая из сторон приводила свои доводы, дабы пояснить, почему они признали именно выбранную форму произнесения. При этом они высказывали и свои соображения относительно доводов другой стороны. Знают ли сегодняшние разногласящие об этих доводах и аргументах или нет, неизвестно. Но известно одно — они учинили разногласия именно по этим вопросам. И теперь, даже когда все неприятности уже произошли, прося помощи у Аллаха, мы надеемся, все же будет только польза в попытке понять, что же на самом деле случилось.

Прежде чем приступить к рассмотрению этой темы, я бы хотел засвидетельствовать свое уважение и к тем, кто согласно мазхабу, последователем которого является и ваш покорный слуга, произносит «аминь» в намазе про себя, и к тем, кто совершая намаз, произносит «аминь» вслух. В особенности, выражаю глубокое почтение нашим праведным предкам-улемам, совершавшим иджтихад в этом вопросе.

Мы абсолютно далеки от намерения высказывать здесь хоть в малейшей степени неуместные мнения или суждения относительно этих почтенных и дорогих людей. Ибо, если их иджтихад был верным, то они заслужили и забрали с собой двойную награду, если был неверным, то забрали одну награду. Наш долг оказывать уважение нашим улемам прошлого.

 

АРГУМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮЩИХ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «АМИНЬ» ВСЛУХ И ОБСУЖДЕНИЕ ИХ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

Теперь приведем доводы тех, кто утверждает, что после чтения суры «Фатиха» в намазе «аминь» следует произносить вслух. Наиболее известными сторонниками этого мнения, как было упомянуто выше, являются последователи мазхабов Шафиъийа и Ханбалийа. В наших древних книгах как сторонники произнесения «аминь» вслух они также упоминаются первыми. И когда мы пишем «утверждающие предпочтительность произнесения «аминь» вслух», то в первую очередь мы подразумеваем и шафиъитов, и ханбалитов, а также некоторых других, помимо них.

Первый аргумент:

Передается от Абу Хурайры радияллаху анха:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Когда имам произнесет «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», говорите «аминь». И поистине, тот, чье слово совпадет со словом ангелов, тому будут прощены прошлые грехи».

Передал имам Бухари.

Шафиъиты, ханбалиты и их единомышленники говорят, что в этом хадисе Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелевает нам говорить «аминь» вслед за имамом. На этом основании мы должны произнести «аминь».

А те, кто считает предпочтительным произнесение «аминь» про себя, а это в основном ханафиты и маликиты, говорят: «Совершенно правильно, что необходимо сказать “аминь” и поэтому мы тоже произносим его. Но в благородном хадисе нет повеления о том, что “аминь” следует произносить вслух! Поэтому вы не можете приводить этот хадис в качестве аргумента в пользу произнесения “аминь” вслух».

И в самом деле, этот хадис может служить аргументом для обеих сторон.

 

Второй аргумент:

Абу Муса Ашъари радияллаху анху сказал:

«Поистине, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произнес нам хутбу, изложил нам нашу сунну, обучил нас нашим намазам и сказал: — Когда совершаете намаз, становитесь в ряд, пусть один из вас будет вам имамом. Когда он произнесет такбир, вы также произнесите такбир. Когда он произнесёт «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», скажите «аминь», Аллах примет».

Передал Муслим.

Об этом благородном хадисе стороны высказывают суждения, что и относительно первого хадиса. Когда же дело доходит до вывода, обнаруживается, что и здесь нет никакого утверждения о произнесении «аминь» вслух. В действительности, учитывая то обстоятельство, что произнесение про себя лежит в основе, а произнесение вслух специально не оговорено, превалирует утверждение тех, кто за «предпочтительность произнесения «аминь» про себя».

Также приводятся еще несколько схожих передач хадиса. Хотя в них расходятся некоторые фразы, но в целом смысл идентичен.

 

Третий аргумент:

Утверждающие предпочтительность произнесения «аминь» вслух упоминают еще и другой, нижеприводимый хадис, где Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес «аминь».

Передается от Ваила ибн Худжра ал-Хазрами радияллаху анху:

«Я видел Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, освободившегося после намаза. Я видел Его лицо с этой стороны и с той стороны. И он прочитал «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», затем протяжно произнес «аминь». Думаю, что он сделал это только для того, чтобы научить нас».

Передал хафиз Абу Бишр ад-Давалиби.

Противоположная же сторона (те, кто за произнесение «аминь» про себя) утверждает, что в этом и других подобных ему хадисах речь идет о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил «аминь» при совершении намаза в качестве имама. И потому это не может быть основанием для утверждения, что совершающие намаз за спиной имама тоже должны произносить «аминь» вслух. К тому же в этом хадисе говорится, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам произнес «протяжно», но не «громко». Обычно проговаривание имамом в намазе фраз таким образом, что это слышно тем, кто находится в непосредственной близости от него, не считается произнесением вслух. Ибо, как передается во многих сахих (достоверных) хадисах, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в намазах зухр произносил некоторые аяты шепотом так, что их было слышно тем, кто стоял вблизи от него. А между тем, всем известно, что в полуденном намазе зухр кираат не совершается вслух.

Далее. В другой передаче этого же самого хадиса имам Ахмад, Абу Давуд ат-Тайалуси, Абу Йаъла ал-Мусили, имам Дара Кутни и имам Хаким приводят фразу: «Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам дошел до «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин», он произнес «аминь», понизив голос». Значит, то был намаз, в котором аяты должны были читаться вслух и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам завершив чтение суры «Фатиха» вслух в полный голос, понижал голос при произнесении «аминь» так, что это могли слышать только те, кто был в первых рядах. К тому же, используя в качестве доказательства слова Ваила ибн Худжра ал-Хазрами радияллаху анху: «Думаю, что он [Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам] сделал это только для того, чтобы научить нас», отмечают, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам если и произнес «аминь» вслух, то только для обучения мусульман. Дело в том, что Ваил ибн Худжр ал-Хазрами радияллаху анху, один из властных людей Йемена, услышав известие о Пророке саллаллаху алайхи васаллам, прибыл в Лучезарную Медину, чтобы встретиться с ним. Приняв Ислам, он в течение недели учился у Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в том числе обучался и совершению намаза, а затем вернулся на родину. В последующем он рассказал обо всем, что видел и слышал в связи с тем недельным пребыванием.

Самое главное, как это было упомянуто выше, ханафиты утверждают, что даже если Пророк саллаллаху алайхи васаллам и произносил «аминь» вслух, он делал это находясь в имамстве, и какое же это имеет отношение к произнесению «аминь» вслух остальными мусульманами общины?

Видимо поэтому в наши дни даже те, кто в своих действиях руководствуются правилами «для чего нам фикх, когда есть сунна», не приводят в спорах вышеупомянутый хадис в пользу произнесения «аминь» вслух.

Саййид Сабик в своей книге «Фикхус сунна» пишет следующее: «Произнесение совершающим намаз «аминь» после суры «Фатиха» есть сунна. В намазах джахрийа (аяты читаются вслух), «аминь» произносится вслух, а в намазах сиррийа (аяты читаются про себя) «аминь» произносится про себя. Как передается от Нуъайма ал Муджмира, он сказал: «Я совершил намаз за спиной Абу Хурайры, он произнес: “Бисмиллахир Рахманир Рахим”, затем прочитал суру “Фатиха”, а когда дошёл до слов “валаз-зооллиин”, он произнес “аминь”. И люди тоже произнесли “аминь”».

Один из улемов хадисоведения Насируддин Албани, кто сам действует так же, как и Саййид Сабик, опровергает эти доводы, утверждая, что они приведены не к месту, так как в упоминаемом предании не отмечено, что слово «аминь» было произнесено вслух. И возможно, повествователь предания стоял близко к имаму и слышал «аминь», произнесенное шепотом.

Затем Саййид Сабик приводит такую цитату: «Когда Ибн Зубайр и те, кто был с ним, произносили «аминь», в мечети слышался громкий голос».

В ответ же Насируддин Албани пишет следующее: «Других произведений, помимо этого, указывающих на произнесение в намазе “аминь” вслух муктадийами нет. А это не может служить доказательством, так как оно не восходит до Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Поистине, передано много хадисов о том, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам произносил “аминь” вслух. Однако ни в одном из них не сказано, что его сподвижники стоя за ним в намазе тоже произносили “аминь” вслух».

Шейх Насируддин Албани в продолжении своих слов в этом вопросе отмечает, что имам Шафиъи тоже в последующем вернулся к тому, что предпочтительнее произносить «аминь» про себя и в своей книге «Умм» написал: «Мне не по нраву, когда произносят его (“аминь”) вслух» .

А это указывает, что самый главный человек из тех, кто утверждал, что «аминь» следует произносить вслух, в последующем, ознакомившись с другими доводами и аргументами, отказался от своего первоначального утверждения.

Мы также хотели бы особо подчеркнуть, что все, часто упоминаемые ныне хадисы, предания о произносимых вслух и наполняющих мечеть словах «аминь», ученые-мухаддисы детальным описанием отнесли в категорию заиф («слабых»).

Хотя мы и изложили все доводы в общих чертах, улемы прошлого проделали обстоятельный анализ вопроса, приводя каждую передачу хадисов. Даже в тех случаях, когда тексты оказывались равносильными, они выясняли, кто из передатчиков более достоверен, и таким образом, пришли к выводу, что «лучше всего произносить «аминь» про себя. Те, кто имеет возможность, могут обратиться к специальной литературе.

 

АРГУМЕНТЫ УТВЕРЖДАЮЩИХ ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ ПРОИЗНЕСЕНИЯ «АМИНЬ» ПРО СЕБЯ

Как было сказано выше, эта точка зрения отстаивается преимущественно ханафитами. Теперь приведем доводы ханафитских улемов. Прежде всего должно быть отмечено, что улемы ханафитов не стремились побуждать людей последовать только их мнению, как утверждают некоторые люди. Для каждого положения они старались приводить ясные доказательства из Куръана и Сунны. Вернее, они старались довести до простых верующих положения, которые были подкреплены аргументами из Куръана и Сунны. Мы можем убедиться в этом на приведенных ниже примерах.

Первый аргумент:

«Аминь» — это молитвенное слово. Оно буквально означает «прими», то есть «прими мольбу, прошение». О том, как следует совершать мольбу — произносить дуа, Всевышний Аллах смилостивился известить нас в суре «Аъраф»:

«Молитесь вашему Господу смиренно и скрытно. Поистине, Он не любит преступающих!» (аят 55).

Следовательно, если мы станем произносить «аминь» про себя, тем самым мы последуем этому аяту.

 

Второй аргумент:

Всем известно, что слово «аминь» не из Куръана. К тому же, это и не арабское слово. А фраза «аъузу биллахи минаш шайтанир раджим» — из Куръана. И Всевышний Аллах предписал ваджибом (обязательным) произносить эту фразу перед чтением Куръана. Тем не менее во время намаза мы произносим «аъузу биллахи минаш шайтанир раджим» про себя. Так почему же тогда слово «аминь» мы должны произносить вслух?!

 

Третий аргумент:

Передается от Хасана радияллаху анху:

«Самура ибн Джундуб и Имран ибн Хусойн радияллаху анхума предавались воспоминаниям. Самура ибн Джундуб радияллаху анху сказал, что он запомнил от Пророка саллаллаху алайхи васаллам две сакты: во время произнесения такбирул ихрам и освободившись от произнесения «гойрил-магзуби ъалайхим валаз-зооллиин». Имран ибн Хусойн радияллаху анху отверг это. Тогда они вдвоем написали Убаййу ибн Каъбу радияллаху анху. В ответе им было сказано: «Поистине, Самура запомнил».

Передал Абу Давуд.

Следовательно, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам обычно делал краткие паузы как после такбира перед началом намаза, так и после кираата суры «Фатиха». И как оказалось, эту истину в полемиках по этому вопросу подтвердили почтенные сподвижники.

Ханафитские улемы для подтверждения своих высказываний приводят еще несколько преданий, близких по смыслу к этому хадису.

 

Четвертый аргумент:

Передается от Абу Ваила радияллаху анху:

«Али и Ибн Масъуд не произносили вслух ни «Бисмиллахир Рахманир Рахим», ни «Аъузу биллахи…», ни «аминь».

Передал Табарани.

То обстоятельство, что такие обладатели знаний из сподвижников, как почтенный Али и Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анхума, которые всегда находились рядом с Пророком саллаллаху алайхи васаллам, произносили «аминь» про себя, считается весомым аргументом. В другом предании утверждается, что почтенный Умар радияллаху анху тоже произносил «аминь» в намазе про себя.

Ханафитские улемы приводят также и другие предания с точно таким же смыслом, но с упоминанием имен других сподвижников.

 

Пятый аргумент:

Намаз считается самым известным и наиболее распространенным из поклонений Аллаху. Пророк саллаллаху алайхи васаллам регулярно совершал пятикратные намазы в составе джамаата (общины) со дня объявления намаза фардом. За каждым намазом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам внимательно наблюдали тысячи человек. И если бы было предпочтительно произносить «аминь» вслух, то Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал бы об этом ясно и тогда не осталось бы никаких сомнений. Между тем, нет никаких иных доказательств, кроме преданий о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам будучи сам имамом, с намерением обучить других, произносил «аминь» так, чтобы было слышно стоявшим в первом ряду сподвижникам. Более того, нет ни одной передачи хадиса, где бы сообщалось, что последовавшие в намазе имаму люди произносили «аминь» вслух.

 

Дорогой читатель! Мы в очень краткой форме изложили утверждения улемов прошлого по вопросу: «Что правильно и предпочтительно — произнесение «аминь» вслух или про себя?». Также мы привели по этому поводу мнения двух улемов из числа наших современников. Теперь естественным образом возникает вопрос: стоило ли вновь поднимать этот столь тщательно обсужденный в прошлом вопрос? Разумеется, когда вниманию общественности представляется вопрос без предварительного его всестороннего изучения, то непременно возникают неприятные ситуации.

 

 

Праведные предки (арабск. салафус салихин) — под праведными предками (салафус салихин) понимаются сподвижники Пророка саллаллаху алайхи васаллам, табиъины, табаъа табиъины — предшествовавшие мусульмане, прошедшие в первые три столетия Ислама.

Хутба — проповедь.

Такбир — здесь относительно намазов подразумевается первый такбир — такбирул ихрам — слова возвеличивания Аллаха — «Аллаху Акбар», произнеся который в начале намаза, возводящий намаз отрекается от всего мирского и не совершает движений, не относящиеся к намазу, вплоть до произнесения тасли¬ма — слов приветствия, которыми завершается намаз. Также такбир произносится при переходе внутри намаза с одного фард состояния к следующему, например, с состояния кийама к состоянию рукуъ, с рукуъ — к саджде и т.п..

Хафиз — досл. «хранитель», «помнящий наизусть» — помнящий наизусть все суры Куръана или помнящий наизусть огромное количество хадисов.

Зухр — «полдень»; намаз зухр (полуденный намаз) совершается в промежуток времени от начала поры, когда солнце начинает склоняться к закату со своего зенита (высочайшей точки) и тени предметов, являясь все еще наиболее короткими, только начинают удлиняться, и до поры, когда тень каждой вещи становится длиннее ее самой в два раза, то есть вплоть до наступления времени намаза аср.

Муктадий — досл. «последователь»; мусульманин, следующий имаму в намазе от начала до конца.

Заиф (также даиф) — досл. «слабый»; недостоверный хадис, который не может быть основанием для религиозного суждения.

Дуа (دعاء) — «взывать», «просить»; молитва — смиренное прошение раба к своему Господу об исполнении своих пожеланий и грез.

Сакта — короткая пауза.

 

 

 

 

Самое читаемое

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Американский пастор пригрозил...

Пастор из Флориды Терри Джонс...

Истина о гадании...

О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...