Воскресенье Шавваль 19 1445 | Воскресенье апреля 28 2024

О захиритском мазхабе (1)

(продолжение)

 

Арабское слово «захирийа» происходит от слова «захир», которое означает «поверхностный», «внешний», «видимый». То есть это когда явление, что-либо вообще, рассматривается поверхностно, по внешнему облику, притом сути, основе его и подлинному смыслу значения не придается[i]. Такое подход случался и у некоторых из сподвижников. Для подтверждения наших слов приведем несколько примеров поверхностного, и даже буквального понимания некоторых аятов и хадисов.

 

Передается от Адийа ибн Хатима радияллаху анху:

«Когда был ниспослан аят “Ешьте, и пейте, пока не различится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете”, я сказал:

— О Посланник Аллаха, я кладу под свою подушку две веревки: белую веревку и черную веревку, чтобы отличить ночь от [начала] дня»

В другом предании сказано:

«— Смотрю ночью, а ведь не различить мне!».

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Поистине, велика твоя подушка. Это же темнота ночи и белизна дня».

Передал Муслим.

В этой передаче хадиса посредством изложения случая, имевшего место в период, когда только вступило в действие соблюдение поста, поясняется время прекращения сухура. Как известно, Всевышний Аллах, дабы известить о положении относительно времени, когда нужно прекратить прием пищи для соблюдения поста, ниспослал следующий аят:

 

«Ешьте, и пейте, пока не различится для вас белая нитка от черной нитки на рассвете» (Сура «Бакара», аят 187).

Когда был ниспослан этот аят, некоторые сподвижники, в частности, Адий ибн Хатим радияллаху анху не поняли, что «нитка», упомянутая в аяте, является аллегорией, обозначающей конец ночи и начало дня. Поэтому, восприняв смысл аята буквально, они стали совершать сухур, глядя на белую и черную веревки, пока те не становились различимы в темноте по мере приближения рассвета. Однако Адий ибн Хатим радияллаху анху заметил в своих действиях некий просчет и пожаловался на это Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха алайхиссалам объяснил, что под черной и белой нитками, упомянутыми в аяте, подразумеваются не веревки, а ночная темень и дневной свет.

Следовательно, сухур можно продолжать до начала рассвета — фаджр. Прекращение сухура с наступлением фаджра является ваджибом. В противном случае пост постящегося будет недействительным.

 

Передается от Аиши радияллаху анха:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Быстрее встретится со мной из вас та, у которой длиннее руки».

[Аиша] сказала: «Так, мы мерили свои руки, чтобы узнать, у кого руки длиннее. Самая длиннорукая из нас была Зайнаб. Потому что она зарабатывала руками [рукоделием] и давала милостыню».

Передали Муслим и Бухарий.

В передаче этого же хадиса другим санадом, говорится так:

 

Аиша радияллаху анха сказала:

«Когда мы собирались дома у одной из нас после кончины Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, протягивали к стене свои руки, измеряя, чья рука длиннее. Так мы делали, пока не скончалась Зайнаб бинти Джахш — супруга Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Она была невысокой женщиной, была не выше нас.

Тогда мы узнали, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам под «длиной руки» имел в виду милостыню. Зайнаб была женщиной с умелыми руками — дубила [кожу], шила и давала милостыню ради Аллаха азза ва джалла».

Передал Хаким.

В этом хадисе говорится, как матери правоверных ошиблись, буквально поняв слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а позднее поняли, что он имел в виду на самом деле.

После кончины последнего пророка Аллаха — Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, среди его сподвижников бывали случаи, когда они понимали какой-либо вопрос буквально, и бывало, когда они толковали и решали такие вопросы с учетом целей, мудростей религии и других факторов. В таких случаях сподвижники находили целесообразным придерживаться пути сторонников решения проблемы в соответствии с целями, мудростью Ислама и другими факторами.

После Предводителя всего мира — Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам — руководителем мусульман был избран Абу Бакр радияллаху анху. В период его халифства произошли ожесточенные бои между муртадами и мусульманами. В тех сражениях пали мученической смертью многие знающие Куръан наизусть кари. И тогда почтенный Умар радияллаху анху посоветовал Абу Бакру радияллаху анху собрать Куръан и привести в форму книги. Вначале почтенный Абу Бакр не согласился, ссылаясь на то, что этого не было при жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Однако позже Абу Бакр радияллаху анху осознал необходимость собрать суры Куръана в виде книги. Он позвал Зайда ибн Сабита радияллаху анху и поручил ему осуществить эту ответственную работу. Сначала Зайд ибн Сабит радияллаху анху тоже не согласился с этим предложением. Он посмотрел на проблему узко и посему не согласился. Но потом, когда понял истинную цель и мудрость задуманного, он изменил свой взгляд. Давайте послушаем, что говорит об этом сам Зайд ибн Сабит радияллаху анху.

 

Передается от Зайда ибн Сабита радияллаху анху:

«В день битвы с людьми Ямамы Абу Бакр послал за мной человека. Когда я приехал, рядом с ним находился Умар ибн Хаттаб. Так, Абу Бакр радияллаху анху сказал:

— Ко мне пришел Умар и сказал:  “В день Ямамы убито много кари Куръана. Боюсь, что и в других местах будет много убиений кари. Как бы не ушла большая часть Куръана. Думаю, ты должен велеть собрать Куръан”. Я сказал Умару: “Как сделаешь то, чего не делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?” Умар сказал мне: “Клянусь Аллахом, это лучше”. Он не переставал обращаться ко мне, пока Аллах не открыл мое сердце для того [дела], для чего открыл сердце Умара. Я счел нужным то, что счел нужным Умар».

 

Зайд сказал:

«Затем Абу Бакр сказал мне:

— Ты человек молодой, разумный. Мы не обвиняем тебя ни в чем. Ты записывал вахий для Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Ищи и найди Куръан и собери его.

Клянусь Аллахом, даже если поставили бы на мои плечи одну из гор, для меня не было бы тяжелее, чем его повеление собрать Куръан. Я сказал ему:

— Как будете делать то, чего не делал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?!

Он сказал мне:

— Клянусь Аллахом, это — лучше.

Абу Бакр (в другой передаче — Умар) не переставал обращаться ко мне, пока Аллах не открыл мое сердце для того [дела], для чего открыл сердце Абу Бакра и Умара. Я стал собирать Куръан, находя его на финиковой коре, на кусках камней и в грудях [сердцах] людей. Я даже обнаружил конец суры «Тауба» при Хузайме или Абу Хузайме ал-Ансари. Я не нашел его [конец суры «Тауба»] ни у кого, кроме как у него. «Действительно, пришел к вам посланник из вас самих…» (два аята[ii]). Страницы находились у Абу Бакра до его кончины. Потом — у Умара, пока он был жив. Затем находились у Хафсы бинти Умар радияллаху анха».

Передали Бухари и Тирмизи.

 

Как видим, и во времена сподвижников среди них были те, кто считал недопустимым осуществлять дела, которые не делались при Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В этом хадисе Абу Бакр и Зайд ибн Сабит радияллаху анхума были сторонниками этого мнения. Но Умар ибн Хаттаб радияллаху анху всесторонне проанализировал проблему и мыслил на основе целей и мудростей нашей религии. Самое радостное то, что после свободных обсуждений все они пришли к единому мнению, оставив буквоедство, и стали действовать в рамках совета, в угоду целям шариата и соответственно общей сложившейся обстановке. Поколения мусульман последующих времен придерживались этого же пути. Но к великому сожалению, некоторые нынешние приверженцы захиритского пути взяли себе в девиз поступать абсолютно противоположно этому.

Исходя из такого подхода к делу, тех, кто считает для себя позволительным выносить положения не придавая значения глубоким смыслам аятов и хадисов, не учитывая скрытых в них замыслов при осмыслении Куръана и Сунны и выведении из них шариатских предписаний, не считаясь с целями и мудростями нашей религии, называют «захиритами» от словарного значения слова захир. Поэтому путь, которого они придерживаются,  называется «захиритским мазхаб»ом.

Мазхаб захиритов имеет присущие ему отличительные признаки — приверженцы этого мазхаба основное внимание уделяют непосредственно отдельному тексту и пониманию его смысла дословно. Им нет дела до целей, преследуемых в шариате. Захириты не обращают целенаправленного внимания на причины, мудрость и цели шариатских положений. Одним из главных признаков захиритов является отвергание ими  кийаса. У них есть и другие, присущие им особенности. Но поскольку наша цель не заключается в изучении всех подробностей о них, мы не станем развивать эту тему.

 

Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф

из книги «Разногласия: причины и решения» (продолжение следует)


[i] Захиритский мазхаб — малочисленные группы людей, которые при толковании Куръана и Сунны и вынесении из них шариатских положений, избрали путь, отличающийся от пути признанных уммой улемов-муджтахидов. Основателем этого мазхаба  по фикху считается Давуд ибн Али Исфахани, которому было дано прозвище «аз-Захири», от арабского захир — «поверхностный», «внешний», «видимый» (отсюда и название мазхаба — Захирийа). То есть явления и ситуации, описанные в Куръане и Сунне, рассматриваются приверженцами этого мазхаба «внешне», буквально, и притом сути, основе их и подлинному смыслу не придается значения, явные аллегорические и рациональные смыслы игнорируются. В вопросах методологии фикха (усулул фикх) захиритские факихи были противниками использования иных, помимо Куръана и Сунны, масдаров, из которых выводятся положения шариата. Этот мазхаб заявил о себе в мусульманском мире в X–XIII веках, когда представители его имелись как на востоке халифата, в частности, в Хорасане, так и на западе — в Андалусии. После XV века захириты постепенно исчезли. Однако в последующем, они появились в новом обличии, целенаправленно инициируя различные разногласия и противоречия в вопросах фикха, в частности среди широких масс-приверженцев ханафитского мазхаба. Но в практике фикха они все также опираются исключительно на буквальное понимание Куръана и Сунны, отрицая всякую возможность видеть в текстах скрытый смысл.

[ii] Сура «Тауба», аяты 128–129, полный смысловой перевод которых таков: «Действительно, пришел к вам посланник из вас сами. Тяжко для него, что вы страдаете. ‎‎[Он -] жаждущий вас, к верующим — кроток, милосерд. Если же отвернутся, то скажи: “Довольно мне Аллаха! Нет божества, кроме Него. На Него я положился, и Он — Господь великого Трона!”».

 

 

 

Самое читаемое

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

Истина о гадании...

Астрологи лгали всегда (1) Когда...

Мусульмане Италии составляют...

Более 1,5 млн мусульман Италии...

Мудрость ниспослания Куръана...

Как мы уже говорили ранее,...

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...