О захиритском мазхабе (2)
В качестве основоположника захиритства обрел известность Давуд Захири (ум. в 270 г. х.). Что же касается Ибн Хазма, жившего в четвертом веке хиджры, он прославился как один из улемов захиритов. Эти два человека были заметными обладателями ума и знаний, написали ряд трудов. Однако ввиду их захиритских — поверхностных — способов выведения положений из Куръана и Сунны, они оставили после себя множество необычных положений, утверждений и комментариев, чем крайне удивили мусульманских улемов. Для ясности приведем примеры из странных иджтихадов Давуда Захири:
Первый пример:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную [стоячую] воду; [ведь] затем совершит в ней гусл[полное омовение]».
В другой передаче сказано:
«Затем совершит из нее омовение».
Передал Бухари.
На основе этого хадиса все улемы пришли к единодушному мнению (иджмаъ): если в стоячую воду попадет наджас, она тоже превращается в наджас. Но Давуд Захири, вопреки всем, используя в качестве аргумента этот же хадис, высказал утверждения, идущие вразрез как с шариатом, так и с разумом. Улемы в резкой форме высказались по поводу таких его утверждений.
В своей книге «Ал-Маджмуъ» имам Навави пишет так:
«Наши собратья рассказали об удивительном мазхабе от Давуда ибн Али Захири Асфихани рахимахуллахи. Согласно их словам, Давуд говорил следующие слова, принадлежащие только ему одному:
“Если человек помочился в стоячую воду, то ему не дозволяется совершать омовение той водой. Ибо Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней омовение”. Это достоверный хадис. Но другому (кроме помочившегося) дозволено (совершать ею омовение). Потому как она (вода) не является наджасом относительно него. И если он помочится в какой-нибудь сосуд и выльет содержимое в воду или же помочится на берегу, а моча стечет в воду, тогда он может ею совершать омовение, так как он помочился не в саму воду, а в другое место. Также можно совершить омовение этой водой, если он испражнится в нее. Ибо он не мочился, а испражнился”. Это также является крайне необоснованным и весьма извращенным утверждением».
Абдуррахман ас-Сухайм, автор книги «Итхафул кирам би шархи Умдатил ахкам», комментируя этот хадис, приводит вытекающие из него положения по упомянутому выше вопросу, а затем пишет следующее:
«Здесь захириты совершили ошибку:
Во-первых, по поводу слов Пророка саллаллаху алайхи васаллам “Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду”, они говорили:
а) они (слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам) не относятся к человеку, который собрался помочиться в сосуд, вылить его (содержимое) в воду и использовать ее (эту воду);
б) не включают в себя отвращение от использования воды, вблизи которой он помочился, а моча стекла в воду.
в) также не включает в себя отвращение от использования той воды относительно человека, который не намеревался использовать эту воду.
Таким образом захириты выставили себя на посмешище. К тому же улемы выступили со словами опровержения против них, а некоторые резко поносили их. Я включил этот вопрос в книгу, дабы это стало назиданием для искателей знаний».
Резюмируя, можем сказать, что из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, в котором он сказал: «Пусть ни один из вас ни в коем случае не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней гусл», а в другой передаче сказал: «Совершит из нее омовение», вытекают следующие выводы:
— Преобладающее большинство факихов из этого хадиса вывели положение: «если в стоячую воду попадет наджас, она тоже превращается в наджас». Они уподобили моче все другие нечистоты — вещества, относящиеся к наджасу. Хотя в хадисе упоминается только моча, улемы, исходя из цели шариата отстаивать интересы людей, приобщили к ней все другие виды наджаса, могущие нанести вред людям. Они учитывали цели, мудрость хадиса и недостатки положения.
— А захириты смотрели только на внешнюю сторону — буквальный смысл хадиса. Их захиризм — поверхностное восприятие — привел их к ошибке. Они подразумевали только мочу и мочеиспускание непосредственно в воду. В результате они допустили несколько серьезных ошибок:
1. Утверждение о том, что если мочиться в сосуд, а потом из него вылить мочу в стоячую воду, то этой водой могут воспользоваться как мочившийся, так и другие. Они это аргументировали тем, что в хадисе сказано «мочится в воду», а не «выльет мочу из сосуда в воду».
2. Утверждение о том, что если человек мочится вблизи от воды и моча стечет в воду (непроточную), этой водой могут пользоваться как мочившийся, так и другие. Они аргументировали это тем, что в хадисе не сказано «если моча стечет в воду с грунта».
3. Утверждение о том, что если кто-то помочится в стоячую воду, то другие люди, кроме него самого, могут использовать эту воду. В хадисе сказано «не мочится в непроточную воду; затем совершит в ней гусл». («Затем совершит из нее омовение»). А они истолковали это так: в хадисе говорится «о недопустимости совершать омовение той водой человеку, который мочился в воду», но не сказано «и человеку, не мочившемуся в воду».
4. Утверждение о том, что все другие нечистоты, кроме мочи, при попадании в непроточную воду не запрещают пользования этой водой. Ибо в хадисе не сказано о других нечистотах, кроме мочи.
5. Утверждение о том, что после испражнения в стоячую воду допускается ее использование для омовения и других потребностей. Так как в хадисе не сказано ни слова про испражнение.
Второй пример:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Никах не заключается c [молодой] женщиной, пока не будет переговорено [с ней]. И никах не заключается с девственницей, пока не будет получено ее позволение [согласие].
Спросили:
— О Посланник Аллаха, а каким будет ее позволение [согласие]?
Он сказал:
— Ее молчание».
Передали пятеро.
В другой передаче сказано:
«[Молодая] женщина обладает бóльшими правами на себя, чем ее представитель. А у девственницы спрашивается о ее согласии. Ее согласие — ее молчание».
Преобладающее большинство мусульманских улемов вывели из этого хадиса следующие положения:
— Если женщина, о которой идет речь, является разведенной, то она должна сказать о своем согласии открыто, вслух. Ибо она уже была замужем, имеет опыт жизни в браке, обсуждала вопросы супружеских взаимоотношений. Теперь ее не смутят открытые разговоры на эту тему.
— Если речь идет о замужестве девушки (девственницы), то здесь необходим несколько иной подход — требуется деликатность и такт. Если она ответит открыто, то это ее дело. Тогда поступят согласно ее ответу. Но если она промолчит, то это будет знаком согласия.
— Мусульманские девушки воспитываются в рамках благопристойности, нравственности, застенчивости, целомудрия, уважения и скромности. И поэтому, смущаясь обсудить вопрос о своем браке с отцом, близкими родственниками, они помалкивают. По этой причине молчание из-за стеснения благовоспитанной девушки считается ее согласием.
— Но если ее молчание сопровождается признаками несогласия, протеста, то такое молчание нельзя считать согласием.
Однако самый видный представитель захиритов Ибн Хазм Захири, вопреки мнению всех улемов, считает так: «Никах (брак) будет недействительным, если девушка произнесет слово, означающее ее согласие». В своей книге «Ал-Мухалла», в главе «Вопрос согласия женщины в никахе», он пишет:
«Задача: Согласие каждой женщины (ранее состоявшей в браке) на никах бывает только выражающей ее согласие речью. А согласие девственницы выражается только ее молчанием. Если она промолчит, то непременно тем самым она дала свое согласие и никах для нее будет необходим. Если же она произнесет слова согласия или несогласия, либо что-либо другое, то брачные узы с ней не заключаются. Такое действие аргументируется словами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Ее позволение — молчание». И еще одним хадисом, переданным Муслимом: …Передается от Абу Хурайры радияллаху анху: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Никах не заключается c [молодой] женщиной, пока не будет переговорено [с ней]. Никах не заключается с девственницей, пока не будет получено ее позволение [согласие]”. Спросили: “О Посланник Аллаха, а каким будет ее позволение [согласие]?” Он сказал: “Ее молчание”».
Мухаммад ибн Хазм Захири не только написал свое странное заключение о том, что брачные узы с девушкой не заключаются, если она «произнесет слова согласия или несогласия, либо что-либо другое», но и написал слова, обвиняющие всех улемов, утверждавших противоположное, в бестолковости и даже в противоречии Пророку алайхиссалам и его сподвижникам.
Третий пример:
Вопрос о гусле (полном омовении), использовании благовоний и мисваке в пятницу.
И в этом вопросе захиритский мазхаб пошел вопреки всем мусульманским мазхабам фикха, порождая разногласие. Это разногласие также произошло из-за различий в методе понимания текста шариата. А текст состоит из следующего хадиса:
Передается от Абу Саъида Худри радияллаху анху:
«Свидетельствую, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Гусл в день пятницы является ваджибом для каждого переносящего ихтилам, а также [использование] мисвака и благовония, если найдет».
Передал Бухари.
Используя этот хадис в качестве аргумента, Ибн Хазм в своей известной книге «Мухалла» пишет: «Гусл в день пятницы является фардом для каждого совершеннелетнего, мужчины и женщины. А также использование благовоний и мисвака».
Хадисов с таким смыслом очень много. В них очевидно, что выполнение указанных выше действий не предписано на уровне фарда. Именно поэтому в некоторых мазхабах пятничный гусл считается сунна муаккада — подтвержденной сунной. В ханафитском мазхабе пятничный гусл отнесен к сунне.
Четвертый пример:
Вопрос о лежании на правом боку после совершения двух ракъатов утреннего намаза сунна.
И в этом вопросе захиритский мазхаб пошел вопреки всем остальным мусульманским мазхабам фикха. Это разногласие также возникло в силу различия в методе толкования шариатского текста, состоящего из нижеследующего хадиса:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Когда один из вас совершит два ракъата перед рассветом, пусть ложится на правый бок».
Передал Абу Давуд.
Факихи других мазхабов, кроме захиритов, всесторонне изучив все доводы относительно этого действия, отнесли его к деяниям мустахаб.
Но Ибн Хазм в своей книге «Мухалла» об этом пишет так: «Для того, кто совершил два ракъата утреннего сунна-намаза, недопустимо совершать фард-намаза фаджр, не полежав на боку между завершающим его таслимом после двух ракъатов сунна-намаза и произнесением им такбира к фард-намазу. При этом, на наш взгляд, независимо от того, не выполнил он лежание на боку намеренно или забыв о нем, совершал ли намаз вовремя или в возмещение пропущенного позабыв совершить, или не выполнил (лежание на боку) с намерением поспать — все равно. Если же он еще не совершил два ракъата сунна-намаза фаджр, то для него не станет необходимым лежание на боку. Если он не может лежать на правом боку из-за наличия опасности, по болезни или по другой причине, то сделает это жестами в меру своих возможностей».
Все эти свои слова Ибн Хазм аргументирует вышеприведенным хадисом. Подкрепляя свои слова, он критикует других и пишет следующее:
«Кто пропустил намаз фаджр, позабыв о нем или проспав, так, мы изъявляем ему, чтобы он, когда вспомнит о намазе, и даже если солнце уже взошло, и даже если прошло мало или много времени, сначала совершил два ракъата сунна-намаза фаджр, потом полежал на правом боку и только потом совершил утренний фард-намаз (фаджр)».
Пятый пример:
Вопрос о совершении человеком в состоянии ихрама такий действий, как подстригание волос, усов и бороды, остригание ногтей, нюхание благовоний. Мухаммад ибн Хазм в своей известной книге «Мухалла» пишет так: «Человеку в ихраме дозволяются следующие действия: посещение бани, принятие массажа, мытье головы тийноми хитами, нанесение сурьмы, использование мисвака, смотрение в зеркало, нюхание базилика (райхан), стирание одежды, остригание ногтей и усов, удаление подмышечных волос и бритье паховой области. Ни в одном из них нет ограничений. На выполнившего их человека не возлагается что-либо (в виде искупления). Ибо ни в Куръане, ни в Сунне нет доказательств о запрещении ни одного из упомянутого нами. Всякая умма, притязающая на наличие иджмаъ в одном из этих действий, лжива и говорит о том, о чем не обладает знанием. Тот, кто скажет: «За это необходимо искупление», тем самым объявит шариатом то, чего в религии не позволял Аллах».
Улемы всех остальных мазхабов утверждают о наличии ряда деяний, совершение которых человеку в ихраме запрещается. Все улемы в своих книгах, посвященных хаджу и умре, в главе с названием «Махзуротул ихрам» («Запреты ихрама») изложили описание этих действий вместе с аргументацией доводов. По этому вопросу мы предоставим вашему вниманию сведения, приведенные в ханафитском мазхабе.
Тийн — смоква, инжир.
Хитами — пояснение см. ниже по тексту.
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Передается от Умара ибн Хаттаба...
Пастор из Флориды Терри Джонс...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (6)...