Вторник Джумад-аль-ахир 1 1446 | Вторник декабря 03 2024

Все то, что запрещено ихрамом

 

Человек в ихраме обязан оберегаться от похотливых действий, от фиска[1], ссор, от умерщвления живности суши[2], от указания на них охотнику и направления его на них, от использования благовоний, остригания ногтей, прикрывания лица и головы, мытья головы и бороды посредством хитами, от укорачивания бороды, стрижки (сбривания) волос, от ношения чалмы, от надевания шитой или окрашенной благовониями одежды. Но такую одежду можно сделать изаром[3] или рида[4], смыв это благовоние.

Точно так же, как для вознамерившегося совершить намаз человека после произнесения им такбирул ихрама становится харамом все, кроме намаза, также и для человека, облачившегося в ихрам и вознамерившегося совершить хадж или умру, становится харамом совершать определенные действия. Они следующие:

1. Действия по удовлетворению шахвата[5] (полового влечения).

Половая близость с женой или действия, ведущие к этому – поцелуи, объятия, произнесение сладострастных фраз, относящихся к этому.

2. Фиск (нечестие).

Выход из состояния покорности и повиновения Aллаху, совершение греховных деяний.

3. Ссоры.

Ссоры, скандалы со спутниками, служащими, подчиненными и другими людьми. Эти действия запрещены в соответствии с аятом Священного Куръана: «Хадж – месяцы известные, кто же обязался в них на хадж, то нет ни похоти, ни распутства, ни препирательства в хадже» (Сура «Бакара», аят 197).

4. Умерщвление живности суши, указание на них охотнику и направление его на них.

 

Всевышний Аллах сказал:

«Дозволена вам дичь моря и его пища, наслаждением вам и путникам. И запрещена вам дичь суши, пока вы в ихраме. И бойтесь Аллаха, к Которому будете собраны!» (Сура «Маида», аят 96).

 

Передается от Абу Катады радияллаху анху:

«Они были в одном из походов. Некоторые из них были в ихраме, некоторые – не в ихраме. Вдруг я увидел дикого осла (зебру). Я вскочил на коня и взял копье. Я попросил у них помощи, но они отказались. Я вынул плеть одного из них, надвинулся на осла и настиг его. Они ели из его, а потом испугались содеянного. Было спрошено у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Он сказал:

– Велел ли один из вас настичь его или указал на это?

Сказали:

– Нет.

Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Тогда ешьте и оставшееся мясо».

Передали Бухари, Муслим и другие.

5. Использование благовоний.

Человеку в ихраме запрещено также наносить на себя масла, хну, нюхать базилик и фрукты.

 

Передается от Ибн Умара радияллаху анхума:

«Один человек пришел к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и сказал:

– Кто такой хаджи [паломник][6], о Посланник Аллаха?

Он алайхиссалам сказал: «Растрепанный в волосах, не использовавший благовония».

Передали Тирмизи и Ибн Маджа.

 

6. Подстригание ногтей.

Всевышний Аллах говорит:

 

«Потом пусть устранят нечистоту свою...».

Только после совершения жертвоприношения паломнику дозволяется выйти из ихрама. Тогда ему разрешается брить или укорачивать волосы, удалять волосы в подмышках и других местах, стричь ногти. Это и подразумевалось в аяте под фразой «пусть устранят нечистоту свою».

 

7. Прикрывать лицо и голову.

 

Передается от Аиши радияллаху анха:

«Всадники проезжали перед нами. Мы с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам были в ихраме. Когда они равнялись с нами, одна [каждая] из нас спускала свой джилбаб[7] с головы на лицо. А когда они отдалялись от нас, [мы] открывали его [приподнимали джилбаб].

Передали Абу Давуд и Ибн Маджа.

 

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:

«Один человек был вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. Так, его свалил его верблюд. Он скончался, будучи в ихраме. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

– Омойте его водой и ююбой[8]. Заверните его в саван в два его одеяния [ихрама]. Не наносите на него благовония. На прикрывайте его голову. Ибо он в Судный день будет воскрешен, произносящим талбию[9]».

Передали два шейха.

 

8. Мытье головы и бороды посредством хитами.

Хитами – это растение, которое используется при мытье головы и бороды. Хитами обладает противопедикулёзным свойством – оно убивает насекомых в волосах и бороде. В силу такого действия этого средства, человеку в ихраме запрещается использовать хитами при мытье волос. Допускается мыть волосы мылом и подобным ему средствами, то есть мыть другими, не обладающими свойством убивать живых существ, средствами.

 

9. Укорачивание бороды, подстригание волос.

Всевышний Аллах говорит:

«И полноценно совершите хадж и умру ради Аллаха. Если вы задержались, то [преподнесите] что удастся из жертвенных животных. И не брейте ваши головы, пока не достигнут жертвенные животные своего места [заклания]» (Сура «Бакара», аят 196).

Этим же положением регламентируется и укорачивание волос и бороды.

 

10. Ношение чалмы, одевание шитой или окрашенной благовониями одежды.

 

Передается от Ибн Умара радияллаху анхума:

«Один человек сказал:

– О Посланник Аллаха! Какие одеяния надевает человек в ихраме?

Он алайхиссалам сказал:

– Не надевает рубахи, чалмы, шаровары, кулах[10], масхи[11]. Кроме как если кто-то не найдет сандалии, то пусть надевает ичиги и отрезает [от них] выше щиколоток».

Передали пятеро.

 

Вообще, мужчинам в состоянии ихрама категорически воспрещено надевать шитую одежду.

Шафран – растение с рыльцами цветков желтого цвета, в основном использовалось в качестве душистого вещества для нанесения на одежду. Варс – это душистое желтоватое растение, произрастающее в основном в Йемене. Его также называют желтым деревом. Человеку, совершающему хадж или умру, запрещается наносить на ихрам ароматические вещества, приготовленные из этих растений.

Верхняя часть ног – выше лодыжек у мужчины в ихраме должна быть не прикрыта. Поэтому наказывается, что если не имеющий обуви человек вынужден надеть ичиги, то он должен отрезать ту их часть, которая прикрывает ноги выше щиколоток.

После того, как слишком участились случаи необычных и странных решений захиритов, наподобие упомянутых в привиденных выше примерах, среди улемов и всех мусульман распространились о них разные мнения. Затем, дабы положить конец таким разговорам, появилась необходимость сделать выводы в отношении захиритов и довести их до масс. Приведем некоторые из таких выводов:

Имам Захаби пишет об отношении улемов к захиритам следующее:

«Среди улемов бытуют два мнения об учитывании заявлений Давуда и его последователей:

1. Слова тех, кто считается с их несогласием:

«Мы считаемся с их противоположным мнением не из-за того, что их несогласия представляют собой аргумент, а чтобы рассказывать о них. Некоторые из их противоположных мнений приличны, некоторые сильны, а некоторые – недостойны внимания. Их своеобразные расхождения являются из категории противоречия с иджмаъ, основанного на предположении (зонн)».

2. Слова тех, кто не считается с их разногласием:

«Они относятся к простонародью или похожи на шиитов в частных вопросах фикха. Не обратим внимания на их слова. И не будем противоречить им. Не придадим значения их книгам. Тем, кто спрашивает фатву, не станем советовать обращаться к ним. Если будут предавать огласке такие вопросы, как нанесение масха на ноги, недействительность которых очевидна, мы осудим их и проучим и заставим мыть ноги».

Абу Исхак Исфарайни пишет:

«Согласно утверждению большинства улемов, они, то есть отрицающие кийас, не достигают уровня иджтихада и не допускается назначать их на должность судей (кази

Абу Мансур Багдади передает от Абу Али ибн Абу Хурайры и группы шафиъитов:

«Противоречия Давуда и других подобных ему отрицателей кийаса не достойны внимания».

Имамул Харамайни[12] Абул Маъали говорит:

«Согласно решению ахлут тахкик[13], безусловно, отрицатели кийаса не считаются ни улемами уммы, ни носителями шариата…»

Можно и дальше приводить подобные высказывания. Однако основная цель не состоит в том, чтобы находить недостатки захиритов. Она состоит в том, чтобы осознать, к каким нежелательным последствиям может привести выбор неправильного пути при понимании и толковании Священного Куръана и Сунны Пророка алайхиссалам, а также религиозных текстов и вынесении по ним положений шариата, излишнее рвение к поверхностному – буквальному пониманию текстов. Именно поэтому захиритский мазхаб не смог добиться признания мусульманской уммы. Этот мазхаб не смог удостоится почтения со стороны мусульманской уммы, которого удостоились четыре мазхаба фикха, принадлежащие мазхабу Ахлус сунна вал джамаа. И через некоторое время он пришел в упадок. Но несмотря на исчезновение самого мазхаба Захирия, время от времени в силу разных причин пробуждаются некоторые из идей захиритов.

 

 

 



[1] Фиск – досл. «раскалывающий оболочку и выходящий из нее»; выход из повиновения Аллаху и совершение греховных деяний без стеснения и сокрытия, т. е. нечестие. Обычно фасиком (совершающий фиск) называется мусульманин, совершивший грех. Однако в Священном Куръане, в зависимости от тематики, также иногда фасиком называются неверные и лицемеры (мунафики).

[2] Животные суши, на которых охотятся.

[3] Изар – предмет одежды для нижней части тела (более детальное описание см. ниже по тексту, в главе «Вопрос о ношении коротких штанов»).

[4] Рида – верхняя часть одеяния ихрам – кусок несшитой ткани, которой мужчины прикрывают верхнюю часть тела выше пупка. Рида используют мужчины, вознамерившиеся на совершение хаджа или умры, в качестве одеяния, набросив на плечи.

[5] Шахват (также шахва ) – «влечение», «страсть», «желание». Подразумевает стремление человека к удовлетворению своих низменных чувств, плотских потребностей в еде, питье, совокуплении и т. п.

[6] Хаджи – совершающий ибадат хадж. Также словом хаджи почтенно называют паломников, уже совершивших хадж.

[7] Джилбаб – длинный халат; женская одежда в виде покрывала; а также у мужчин одеяние в виде длинной рубахи.

[8] Ююба – душистый кустарник, испускающий благоухание и в то же время имеющий чрезвычайно большое количество колючек.

[9] Талбия – произнесение слов «Ляббайка аллахумма лаббайк! Лаббайка лаа шариика лака лаббайк! Иннал хамда ван ниъмата лака вал мулк, лаа шариика лак!», которые начинает произносить в мийкате (место вхождения в ихрам) паломник после вхождения в состояние ихрама. Человек, который намеревается совершить умру или хаджж, должен произносить единую для обоих случаев талбию, слова которой означают: «Вот я перед Тобой, о Аллах мой, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой! Поистине, и хвала, и блага принадлежат Тебе, и владычество, нет у Тебя cотоварища!»

[10] Кулах – перс. «шапка», головной убор, наподобие колпака; общее название предмета одежды, прикрывающего голову.

[11] Масхи (арабск. хуфф, также ичиги) – легкая обувь без каблуков на мягкой подошве, с особыми характеристиками, позволяющими наносить на нее масх во время совершения омовения.

[12] Имамул Харамайн – досл. «имам двух заповедных»; имам двух Заповедных Мечетей – Заповедной Мечети в Священной Мекке и Мечети Пророка в Лучезарной Медине.

[13] Ахлут-тахкик (тахкик – досл. «исследование», «установление истины») – люди, проверяющие, исследующие что-либо досконально.

 

 

 

Самое читаемое

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Американский пастор пригрозил...

Пастор из Флориды Терри Джонс...

Истина о гадании...

О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...