Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Вступительное слово от автора
Да будет восславлен Аллах по Его величию!
Мир и благословение любимейшему из пророков Аллаха Мухаммаду Мустафа!
Из воспоминаний детства наиболее ярко запечатлелись первые уроки по религии, полученные от отца. Изучаемые тогда каждая буква, каждое слово и предложение с их священным смыслом отпечатывались, словно на камне, в наших сердцах. Тогда мы еще не замечали различий между нами в степени понимания языка, а то, что мы не понимали до конца, мы просто старались заучить наизусть. Уроки арабского языка – сарф и нахв, заучивание лексики, как и многое другое – были для нас одинаково дороги, поскольку были нужны для познания Ислама.
Со временем, по мере роста нашего самосознания, вырастал интерес и к значению, смыслу. Наш отец – наш первый и главный учитель – начал пояснять нам смысл заучиваемых нами аятов. Отвечая на наши вопросы, он стал разъяснять нам значение тех или иных положений Ислама. В свою очередь, получаемые на эти вопросы ответы становились основой, укреплявшей нашу веру и изменявшей наше отношение к миру.
Медресе «Мир-Араб» в благословенной Бухаре, несмотря на небольшое число студентов, объединив прибывших по одному, по два человека из разных регионов, превратилось в своеобразный букет представителей мусульманских народов.
В то время этот источник исламской науки был одним из немногих мест, где свободно преподавались уроки об Исламе, обсуждались истинные и отвергались чуждые ему идеи. Слушатели старших курсов с особым восхищением рассказывали о преимуществах нашей религии. В то же время давались ответы различным сомнениям и критике атеистов. Наши учителя, хотя и с некоторой опаской, передавали нам свои знания по этим и другим вопросам.
Освоив азы арабского языка и поначалу с трудом читая даже сравнительно простые книги, мы чувствовали, как приближались к бескрайнему и бесконечному берегу знаний. С помощью старших и используя словари, мы начали познавать глубочайший смысл уже в небольших книгах.
В дальнейшем, во время обучения в Ташкентском исламском институте имени имама Бухари, мы начали знакомиться с трудами современных ученых, смотревших через призму Ислама на современный мир. В тех книгах также проводилось сопоставление исламского учения с другими учениями. Указанные сравнения подкреплялись примерами из жизни того времени, в котором мы жили.
Именно тогда нам подробно разъяснили и доказали, что Ислам является не однобоким, а наоборот – разносторонним и универсальным учением. Однобокость же ряда иных учений подтверждалась реальными примерами из жизни и положениями, вытекавшими из них самих. Таким образом, в нашем сознании начала утверждаться идея о том, что Ислам является умеренной религией.
Когда мы учились в Международном университете (Ливия), большинство наших учителей, уделяя особое внимание понятию «васатыйи» – умеренности, не уставали вновь и вновь повторять, что данная особенность нашей религии является проявлением величайшей милости Аллаха. Однако нам казалось, что принцип «умеренности» неправильно понимается в самом мусульманском мире. То, что мы видели, слышали и читали в университете, казалось нам удивительным из-за несоответствия идеала Ислама как религии умеренности тому, что нередко происходило на наших глазах в окружающей жизни.
Возвратившись на родину после учебы, в своих проповедях, уроках и лекциях мы старались уделять больше внимания принципу умеренности в Исламе. И мы были очень удивлены тем, что очень мало людей придает этому значение. Возникало ощущение, что большинство воспринимало «васатыю» чуть ли не как слабость или трусость. Возможно, это было обусловлено началом периода резкой критики складывавшейся ситуации, порожденной политикой так называемой «перестройки».
С развитием так называемой «гласности» голоса безответственных критиков стали раздаваться все громче и резче. Постепенно заклеймили не только сам принцип «васатыйи», но и его сторонников, обвинив их в трусости. Именно в это время и в такой же пропорции увеличилось и число людей, прикрывавшихся Исламом для достижения карьерных политических целей или экономических выгод. Остановить же этих людей, поддерживаемых эмоционально взвинченной и не разбирающейся в религии толпой, было весьма сложно.
Несмотря ни на что, в своих речах, статьях и трудах мы старались снова и снова подчеркивать принцип умеренности в Исламе. В частности, в книге «Тафсири Хилал» (смысловой перевод аятов Куръана и их толкование) при истолковании аятов мы постарались подробно раскрыть и отразить мнения наших ученых о том, что исламская умма – это умеренная умма.
Эти идеи нашли также свое отражение в книге «Хадис ва хаёт» («Хадисы и жизнь») и других книгах.
В это же время в силу различных факторов и причин на международной арене широко распространились такие «измы», как фундаментализм, радикализм, экстремизм, терроризм. Конечно, ни одно из этих явлений не имеет ничего общего с Исламом. Однако в реальной жизни эти появившиеся на Западе слова практически и не использовались без добавления определения «исламский».
Многие обвиняли в этом СМИ Запада. Они пытались оправдывать свою позицию тем, что преступления, совершаемые немусульманами, назывались просто преступлениями, тогда как преступлениям, совершенным мусульманами, СМИ сразу придавали «исламскую» окраску. Однако, нельзя было отвергать, что среди мусульман не было тех самых «измов». К сожалению, в то время не было другого выхода, как признать, что такие неприятные явления имели место среди мусульман больше, чем в других слоях.
Однако главной причиной такого положения, оскорблявшего истинных мусульман, являлись злополучные «измы», которые представлялись как сама исламская религия. В силу различных причин это представление развивалось и привело к тому, что Ислам стали ассоциировать с террором, а мусульман ― с террористами. Конечно, это было очень плачевное положение. Смотреть на все это молча также было невозможно. Вместе с учеными-единомышленниками мы стали искать выход из данного положения.
Как утверждает социология, любая проблема общественного звучания вызывается к жизни не одной, а целым рядом взаимопереплетающихся причин. Если в мировом сообществе появилась такая серьезная проблема, как терроризм, значит, появлению и развитию этого явления способствовали различные факторы и материальные интересы различных групп. Однако, чтобы бы там ни говорили об «исламском факторе», вероучение последней и совершенной религии Аллаха, каковой является Ислам, не может быть ни одной из причин терроризма, ни, тем более, его единственной причиной.
Среди людей, называющих себя мусульманами, действительно есть террористы. У них много причин, по которым они ими стали. Одной из этих причин является то, что эти люди отдалились от принципа умеренности в Исламе, преступили границы дозволенного в законах Аллаха, и потому их преступная деятельность является не исполнением исламского учения, а действием вопреки ему.
Из-за позиции тогдашних СМИ складывается впечатление, что в то время никто ничего не говорил о таком отношении Ислама к преступлениям. Однако мы с некоторыми нашими единомышленниками в своих выступлениях оценивали большинство происходящих событий как неверные: зеленая повязка на голове и автомат не шее – это отнюдь не признак моджахеда: существуют шариатские определения моджахеда, шариатский порядок провозглашения и ведения джихада.
Даже если есть объективные основания для вооруженной самообороны, необходимо хорошо обдумать, на пользу ли сегодня мусульманам применение оружия? Принесет ли это людям пользу или вред?
Мы пытались донести эти мысли до большинства в доступной форме. Выступая на прошедшем в Чаде крупном научном форуме, я попытался ответить на вопрос, что принесли мусульманам продолжавшиеся там в то время вооруженные действия. В качестве других примеров я привел ситуации в Афганистане, Чечне, Боснии, Сомали и других регионах.
«Почему проливается кровь мусульман?», «Почему уничтожается имущество мусульман?», «Почему мусульмане преследуются?», «Почему мусульмане снова повторяют ошибки?» – эти вопросы я предложил обсудить. Никто не ответил мне.
В перерыве многие из подошедших ко мне сказали, что на поставленные мною вопросы очень сложно найти ответы, что на эти вопросы мы должны искать ответы вместе. Однако никто не сказал, что одной из причин перечисленных мною бед мусульман по всему миру является отсутствие у многих мусульман понятия о границах дозволенного и об умеренности в Исламе.
Эту проблему мы много обсуждали с братьями из Кувейта. Именно они отдавали предпочтение идеологическим мерам перед использованием силы. Они были против кровопролития, конфликтов людей, жестокости и т.п. действий. По их мнению, кто-то должен выступить против радикализма, ибо дальше так продолжаться не может. В результате была разработана программа «Фикхул викая» («Профилактический фикх»). В ней шла речь о необходимых действиях в целях предупреждения использования насилия.
Проект программы был распространен среди ряда авторитетных людей. Было принято решение провести научный семинар на эту тему с приглашением крупных ученых, и был составлен список тех, кого планировалось пригласить.
Согласно замыслу, перед участниками семинара должен был быть поднят вопрос о наличии в шариате оснований для применения силы, принуждения, в том числе вооруженных действий и т.п. Планировалось обращение к участникам с просьбой привести конкретные доказательства и документы, доказывающие соответствие либо несоответствие шариату указанных случаев насилия. В противном же случае предлагалось позволить сделать эту оценку нам.
Инициативы на эту тему стали появляться и в других местах. Так, известный сирийский ученый Мухаммад Саъийд Рамазан ал-Бути, написав книгу о джихаде, доказал несоответствие истинному джихаду заявлений и действий тех, кто сегодня выступает с призывами к священной войне. Известный ученый шейх Юсуф Кардави издал фетвы и выступал с осуждением таких действий, как похищения людей, угоны самолетов, захват заложников.
На научном семинаре, прошедшем в университете эмирата Шарджа (ОАЭ) были проанализированы такие явления, как религиозный фанатизм и агрессия. Оргкомитет этого форума за год до его проведения обратились ко мне с просьбой подготовить выступление. О моем докладе очень тепло отозвался председатель оргкомитета доктор Мухаммад Мустафа Зухайли, отметив, что он лично считает его одним из лучших.
Мусульманский мир все больше тревожила проблема терроризма. И вот произошли события 11.09.2001 г. Не будет преувеличением считать это событие началом всемирного движения по обвинению мусульман в терроризме. Не ограничиваясь словами, исламофобия переросла в конкретные действия: началась «война против терроризма» в Ираке и Афганистане, крупные державы обвинили в терроризме или в поддержке терроризма конкретные мусульманские страны, организации, движения и личностей. Были составлены так называемые «черные списки». Было положено начало и другим мерам.
В мусульманском мире добровольно, а иногда под давлением и по требованию других, начались широкие акции по осуждению терроризма и способствующих ему факторов. Началось издание книг, статей, радио и телепередач под заголовками: «Ислам против террора», «Ислам проклинает террор», «Ислам против использования силы», «Мусульман нельзя объявлять неверными» и т.п.
В мусульманских странах стали активно проводиться общественные и научные форумы по осуждению терроризма и связанных с ним факторов: фанатизма, однобокости в толкованиях Куръана и сунны, неправомерного объявления людей вероотступниками, неверными и многобожниками, агрессивности и неправомерного использования силы.
Большую популярность приобрела практика проведения подобных собраний и в немусульманских государствах. Однако обращал на себя внимание тот факт, что в таких форумах почему-то не участвовали признанные мусульманские ученые, места которых заняли востоковеды, считающиеся теперь «исламоведами», а также лица, эмигрировавшие из мусульманских стран в другие, и лица, приглашаемые по дипломатическим каналам.
Автору этих строк также «посчастливилось» участвовать в одном семинаре по проблеме «Ислам и демократия», организованном одной из крупных стран. Проводившиеся там обсуждения и выступления основывались не на оригинальных источниках Ислама, а на личных мнениях и субъективном видении выступавших. Иногда в качестве аргументов выдавалось увиденное или услышанное на улице. Обращал на себя внимание и такой факт: выступавшие немусульмане стремились быть корректными в отношении Ислама и его ценностей, в то время как именно мусульмане (по крайней мере, выдающие себя за таковых), наоборот, не сдерживали себя в критике Ислама, Куръана, сунны и шариата.
Не получившие за всю свою жизнь ни одного религиозного урока дамы и господа без какого-либо стеснения призывали к «пересмотру» Куръана, заявляли, что сунна не заслуживает более доверия, что шариат устарел и т.п.
Один азиатский специалист на вопрос другого о том, как относятся мусульмане к «Декларации прав человека», без промедления ответил, что «поскольку в Куръане и сунне об этом ничего не сказано, мусульманские ученые полностью отвергают это понятие». Хорошо, что участник из Египта поправил его, напомнив, что «мусульманские ученые внимательно изучили эту Декларацию и, за исключением некоторых поправок, с удовлетворением одобрили ее».
Я в своем выступлении отметил, что Ислам является религией Аллаха и, ниспослав Куръан, Аллах не давал повеления каждому читать его самостоятельно, напротив – Он послал Своего Пророка, чтобы тот учил людей и чтобы на основе руководства Пророка учение Ислама передавалось неискаженным от поколения к поколению. Ислам изучается по определенным правилам и особому методу, пренебрежение которыми может привести к плачевным последствиям и, увы, нередко приводит.
Я подчеркнул, что отступление от Божественных основ изучения Ислама и самовольное его толкование приводит к двум типам отклонения. Первый тип– это чрезмерное, фанатичноеследование религии, в результате чего появляются новые группировки, наследники «хавариджитов» (их называют также «хариджиты»), выступивших против праведного халифа почтенного Али радияллаху анху (да будет доволен им Аллах), а второй тип– это пренебрежение к религии, халатность, в результате чего появляются секуляристские настроения, имевшие место на семинаре.
Я все более ощущал необходимость разъяснения мусульманам и немусульманам, что Ислам является религией умеренности, «золотой середины», что ему чужды крайности.
Постепенно антиисламские настроения начали внешне смягчаться, зазвучали призывы о модернизации Ислама, начиная с того, какие аяты «нужно» вычеркнуть из Куръана. И в самом мусульманском мире появились сердобольные сторонники того, чтобы сделать саму религию Ислама «умеренной». Инициаторы этого горели желанием исполнить любые заказы извне с преувеличением в несколько раз. Слова этих «активистов» мгновенно распространялись по всему миру через СМИ. В результате стали появляться некие искусственные «модификации» Ислама, превратившиеся во всеобщее посмешище. Большинство мусульман стало испытывать неприязнь не столько даже к таким «благодетелям-реформаторам», сколько к их западным инвесторам.
Но в то же время появились и первые признаки полезных преобразований, когда вещи открыто называются своими именами, а во главе угла стоит справедливость. Со всей серьезностью осознали свою задачу мусульманские ученые. Издано большое количество статей, организовано много радио и телепередач. Проводятся различные научные форумы.
Позитивно повлиять на других мусульмане смогут только тогда, когда сначала сами хорошо изучат свою религию и покажут ее положительные стороны на жизненных примерах. Только изменив свою душу, мусульманин может стать лучше и показать пример другим. Ключевую роль в этом процессе может сыграть понимание того, что, согласно установлению Аллаха, Ислам является религией умеренности, «золотой середины», не допускающей крайностей.
Автор этих строк попытался внести свой скромный вклад в это благородное дело. Однако помимо участия в проводимых в различных странах форумах, нужно было что-то предпринимать и в своей стране.
Помимо выступлений на различных конференциях, по многочисленным просьбам во второе издание популярной книги «Ийман. Ислам. Куръан» мы добавили большую статью «Ислам – религия умеренности». Одну из своих проповедей на намазе таравих в Рамазан я также посвятил этой теме. На следующий день один из представителей мусульманской интеллигенции посетил мой дом. В беседе мой гость много говорил, что проблема умеренности в Исламе является требованием времени, что никто этому не уделяет должного внимания, что мое выступление вызвало в нем самом желание активно работать в этом направлении.
Правда, высказанные намерения так до дела и не дошли, но у меня самого еще больше укрепилось мнение о необходимости довести в доступной форме до широких слоев мусульман учение о том, что Ислам – это религия умеренности. Но, как говорится, «человек предполагает, а Бог располагает».
Осуществление намерения написать книгу «Ислам – религия умеренности» пришло неожиданно, в соответствии с правилом «Всему свое время». Из Министерства вакфов и по делам Ислама Кувейта пришло приглашение участвовать в научной конференции под девизом «Васатыя – жизненный путь». В соответствии с этим девизом была разработана и программа конференции.
Первоначально намеченная на 1426 по Хиджре – 2005 г. Григорианского исчисления конференция должна была быть своеобразным религиозным обращением к Западу, однако произошедшие перед этим в Кувейте теракты изменили планы наших кувейтских братьев – они серьезно принялись заниматься этой актуальной внутриисламской проблемой.
Необходимо признать, что кувейтяне являются нацией, которая намного ближе других к идеям умеренности. Например, полное собрание сочинений «Энциклопедия фикха» в 46 объемных томах, подготовленное и издаваемое Кувейтским Министерством вакфов и религиозных дел отражает именно идеи «васатыйи».
Аналогичную картину мы видим и в издаваемом Советом по шариатским фетвам министерства сборнике фетв, превышающем 18 томов. Поэтому появление девиза «Васатыя – жизненный путь» именно из Кувейта было для меня вполне закономерным.
В работе научной конференции «Васатыя – жизненный путь» приняли участие не только известные улемы, но и авторитетные представители различных отраслей знания. В ходе научной конференции приветствовались научно-выверенные, правдивые и ясные слова. Для интересующихся была предоставлена необходимая научная база. В отличие от других конференций более открытой и сильной была и критика оппонентов. Итоговые решения отразили существующий среди мусульманских улемов расклад сил, но от этого решения и рекомендации, принятые на конференции, стали более действенными.
В конференции и после нее участники говорили между собой о планах своих дальнейших действий после возвращения на родину. Я выразил свое намерение по мере моих сил попытаться довести до людей, что в Исламе обязательным является принцип умеренности, принцип «золотой середины», а также обратиться к Аллаху, Пречист Он и Преславен, за содействием в написании книги.
По возвращении на родину я получил поддержку близких мне людей в намерении написать книгу о принципе умеренности в Исламе. Обращаясь к Аллаху, Пречист Он, Всевышний, с просьбами о помощи, мы скромно приступили к этому делу. Да облегчит Повелитель миров это начинание и да преувеличит Он и сделает его полезным для всех!
Да простит Он нам возможные ошибки и недостатки и исправит их на то, что принесет пользу в Судный день! Аминь!
Шейх Мухаммад Садык
Мухаммад Юсуф
Речь идет о Каирской «Декларации прав человека в Исламе», принятой в 1990 г., подписанной всеми странами – членами Организации Исламская Конференция (ОИК) и являющейся официальным документом ООН.
Фанатизм (от лат. fanaticus – исступленный) – доведенная до крайней степени и не контролируемая самим человеком приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам.
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Передается от Умара ибн Хаттаба...
Пастор из Флориды Терри Джонс...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (6)...