Среда Шавваль 8 1445 | Среда апреля 17 2024

Васатыя в тасаввуфе (суфизме)

 

Исламская умма уделяет внимание не только духовной жизни, как это имеет место у некоторых других общин, склонных игнорировать или презирать материальную природу человека. В вопросах соотношения духовного и телесного исламская умма придерживается меры, данной свыше.

В некоторых других религиях существует убеждение, что «душа и тело постоянно находятся в противоречии». Именно поэтому, по их мнению, невозможно совершенствовать душу, если уделяешь внимание телу и его потребностям. Говорят даже, что «тело – это тюрьма для души». Всю жизнь, связанную с телом, наслаждение ее удовольствиями считают грехом, угнетающим душу человека.

В стремлении возвышения души вопреки телу они мучают свое тело, придумывают мучительные упражнения, подвергая тело страданиям. Некоторые вешают на себя тяжелые цепи. Есть даже те, кто сидит или лежит на гвоздях.

В результате подобных перекосов в «отделении духовного пути от материального» душа либо отрывается от реальной жизни и пребывает в гордыне самообольщения, либо, не выдержав чрезмерного аскетизма, теряет веру и погружается в культ материального.

Согласно учению Ислама, природа человека состоит из тела и души. Человек формируется из этих двух составляющих. Тело, являясь материальной сущностью, растет и движется.

А душа представляет собой другие особые состояния, выражающиеся в таких проявлениях, как мышление, знание, воля, любовь, ненависть, хороший или плохой нрав.

Каждая из этих двух составляющих имеет соответствующие потребности, которые необходимо удовлетворять. Тело проявляет потребность в еде, питье и сексуальном удовлетворении. Душа же имеет свои особые потребности.

Между душой и телом возникают некоторые противоречия, по способу разрешения которых можно судить о направленности того или иного человека.

Множество людей, поддавшись телесному влечению, опускается с человеческого уровня до уровня животных. Под понятием «жизнь» они подразумевают только потребление различных видов пищи, напитков и других аналогичных благ.

Некоторые из них, поддавшись влечениям своего нафса, опускаются на уровень ниже животного.

Во избежание этого Куръан уделяет особое внимание духовной жизни. Основу этой жизни составляет вера в Аллаха. Она возвышает человека на самые высокие уровни и превращает его в истинного представителя человеческого общества. Куръан побуждает человека к воспитанию в себе способности контролировать свой нафс и совершению только добрых поступков.

Человеку необходимо очистить свое сердце от различных страстей, зависти, пороков и других вредных болезней, чтобы все люди жили во взаимной любви, братстве и мире.

Человек создан из глины и духа, то есть, из тела и души. В его сущность заложена смесь этих двух составляющих. Ислам требует уделять внимание и соответствующее отношение обоим этим составляющим. Необходимо в меру удовлетворять потребности как тела, так и души. Не следует уделять внимание одному и не учитывать второе.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, при сотворении человека пожелал, чтобы тот состоял из тела и души. Всем известно, что внешне видимое тело само по себе без души ничего не стоит. Тело – внешняя форма и пустая оболочка человека. Суть человека заключена в находящейся в теле невидимой душе. Именно душа – это его суть, сознание, мышление, нрав и иные человеческие качества. Если душа покинет тело, тело смешивается с землей, следовательно, жизнь человека связана с его душой.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, требует от нас очищать душу, уделять особое внимание ее воспитанию и контролю.

Всем хорошо известно, что для сохранения тела, его поддержания в здоровом, крепком и рациональном состоянии, важную роль играет питание. Точно так же следует знать, что душа человека тоже нуждается в пище.

В Исламе духовному воспитанию уделяется особое внимание. Согласно хадису Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, названному учеными «Хадисом Джибрийла», религия состоит из иймана (веры), ислама (покорности) и ихсана (искренности). Другими словами, из вероучения, шариата и тариката. Третья составляющая этого целого – ихсан – и есть духовное воспитание.

Ни для кого не секрет, что в Священном Куръане и сунне огромное внимание уделено духовному воспитанию. В них много говорится о понятиях, связанных с духовным воспитанием, таких, как верность, очищение сердца, поминания Аллаха (зикр).

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Шамс» сказал:

«Действительно преуспел тот, кто очистил ее, и действительно потерпел неудачу тот, кто опо-рочил ее» (аяты 9, 10).

Кто очистит свой нафс от неверия, ширка (придание сотоварищей Аллаху, сомнение в его единственности, политеизм), лицемерия, грехов и всего плохого, тот будет в выигрыше в обоих мирах.

Кто загрязнит свой нафс неверием, ширком, лицемерием, грехами и прочими дурными качествами, тот не имеет надежды на Рай. Его постигнет горе.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Муззаммил» сказал:

«И поминай имя своего Господа и отрешись к Нему отрешением» (аят 8).

Иными словами, постоянно проси помощи в своих делах, поминая Аллаха. Полностью посвяти себя Ему, опирайся только на Него, ни в одном из своих деяний не надейся ни на кого, кроме Аллаха.

Внимательно изучив жизнь Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его почтенных сподвижников, мы увидим высочайший пример очищения нафса, искренности и нравственности.

Мы увидим, что они проявляли высочайшую степень искренности, терпения, набожности, порядочности, скромности, смиренности, покорности и устремленности как в совершении поклонения, установленного шариатом, так и в ежедневном поведении, в чтении Куръана, в восхвалении Аллаха, в обращении к Нему, в поминании Его.

У человека, изучающего историю этих людей, возникает впечатление, что они как будто прибыли из другого мира, где они жили с какими-то иными, присущими только им, помыслами и чувствами. Объясняется это просто: благодаря сильной вере и пребыванию в обществе Пророка саллаллаху алайхи васаллам, они жили с ощущением постоянной и живой связи со Всевышним.

Передается от Анаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Когда будете проходить рядом с садами Рая, наслаждайтесь».

Сказали: «А что такое сады Рая?».

Он сказал: «Круги зикра (поминания Аллаха)».

Передал Тирмизи.

Этот хадис свидетельствует о значимости собраний верующих – они названы не как-нибудь иначе, а «садами Рая». Это означает, что присоединение к собраниям верующих в этой жизни равносильно прогулке в садах Рая. Получается, что благочестивому человеку предоставлена возможность ежедневно и неоднократно посещать райский сад и прогуливаться в нем.

В то же время, Ислам уделяет внимание не только духовному, моральному совершенствованию человека, но и физическому воспитанию. Мусульманские философы уподобляют духовную и материальную стороны жизни двум сторонам лестницы, подчеркивая необходимость равномерно укреплять обе ее стороны.

Наряду с сильной и твердой верой в душе человек также должен позаботиться и о своем теле: быть здоровым, закаленным, выносливым и готовым к любым испытаниям.

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:

«Сильный правоверный лучше и любимее для Аллаха, чем слабый».

Передал Муслим.

Если физически сильный правоверный лучше для Аллаха, значит каждому мусульманину необходимо быть таким. Поэтому в Исламе спортивные соревнования приветствуются при условии, что они организованы в целях укрепления здоровья, силы и выносливости людей.

Знакомство с рядом хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам поможет нам лучше понять данный вопрос.

Передается от Аиши радияллаху анха:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам соревновался со мной, и я обогнала Его. Через некоторое время, когда я немного поправилась, снова соревновался со мной, и обогнал меня и сказал: «Это ничья».

Передали Ахмад и Абу Давуд.

Представьте себе: наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам оказывается соревновался в беге со своей супругой Аишой радияллаху анха! В первый раз Пророку саллаллаху алайхи васаллам было больше пятидесяти трех лет. Второе же состязание, выигранное им у Аиши радияллаху анха, имело место, когда он был еще старше. Это – не что иное, как семейное занятие физкультурой. К сожалению, очень многие мусульмане не знают о подобных вещах.

В толковании этого хадиса ученые прошлого делали акценты на нескольких важных моментах. Они говорят, что в «хадисе Аиши» есть доказательства того, что в Исламе разрешается соревноваться в беге, проводить соревнования между мужчинами и женщинами, являющимися близкими родственниками (махрамами), а также то, что в этом не имеет значения величие, известность, ученость, положение и возраст.

К огромному сожалению, большинство мусульман и в частности те, кто рьяно претендует на строгое следование сунне Пророка саллаллаху алайхи васаллам, весьма далеки от понимания этих вещей. Они полагают, что занятие физкультурой неприемлемо при наличии известности, учености, высокого положения и преклонного возраста.

Передается от Саламы ибн ал-Акваъ радияллаху анху:

«Мы были в пути. Один из ансаров, никогда не побежденный в соревнованиях, стал говорить: «Есть кто посоревноваться до Медины? Ну, кто будет соревноваться?».

Услышав его слова, я сказал: «Разве не уважаешь уважаемых, и не чтишь почтенных?».

Он сказал: «Нет! Разве только это будет Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».

Я сказал: «О Посланник Аллаха! Да станут мои родители выкупом за вас, позвольте мне соревноваться с этим человеком».

Он сказал: «Если хочешь». И я опередил его в пути в Медину».

Передали Муслим и Ахмад.

Этот хадис свидетельствует о том, что спортивные состязания среди сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам проводились постоянно. На это, в частности, указывают слова Салама ибн ал Акваъ радияллаху анху: «Один из непобежденных в соревнованиях ансаров». Таким образом, среди сподвижников были те, кто выигрывал соревнования постоянно, то есть эти спортивные соревнования были постоянными и вызывали общий интерес. При этом Пророк саллаллаху алайхи васаллам сам стимулировал этот интерес.

В переданном Абу Давудом от Мухаммада ибн Али ибн Рукана хадисе говорится:

«Рукана боролся с Пророком саллаллаху алайхи васаллам и Пророк поборол его».

Наши ученые также передают связанную с этим хадисом о состязании в борьбе особую историю.

В предании Абу Давуда эта история описана следующим образом:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам был в Батхе. Пришел к нему Рукана ибн Язид со своим стадом коз и овец и сказал:

«О Мухаммад, поборешься со мной?».

Он спросил: «Каков приз?».

Тот ответил: «Одна из моих овец».

Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам поборолся с ним и повалил его. Затем взял овцу.

Рукана спросил: «Поборешься еще?». Это повторилось несколько раз. Наконец, он сказал:

«О Мухаммад! Клянусь Аллахом! Никто не смог повалить меня. И ты – не тот, который повалил меня!», и принял Ислам. И Пророк саллаллаху алайхи васаллам вернул ему его овец».

Отсюда следует, что спортивные соревнования могут проводиться как между мусульманами, так и между мусульманами и немусульманами. Спортивные соревнования могут служить распространению добра и даже способствовать привлечению людей в Ислам. Допускается и возможность ставить на место таких самоуверенных людей, как Рукана.

В других преданиях также говорится, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам лично организовывал состязания по борьбе среди своих сподвижников. Перед битвой у горы Ухуд и некоторыми другими битвами приходили молодые подростки, которые просили принять их в солдаты. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам организовывал среди них состязания по борьбе и принимал в войско победивших.

В хадисе, который Бухари и Муслим передали от Абу Хурайры радияллаху анху, говорится:

«Абиссинцы играли в присутствии Пророка саллаллаху алайхи васаллам в свою игру «хираб». Вошел Умар, нагнулся, взял камень и стал бросать в них камни. Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Оставь их, о Умар!».

«Хираб» – это военно-спортивная игра, демонстрирующая ловкость владения оружием. Описанная игра абиссинцев происходила в мечети Пророка саллаллаху алайхи васаллам, что также является примером внимания к занятиям спортом.

Имамы Бухари и Ахмад передают от Саламы ибн ал Акваъ:

 

«Проходя на рынке возле соревновавшихся в стрельбе из лука асламян, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Стреляйте, сыны Исмаила! Ведь поистине, ваш праотец был стрелком. И я с такими-то». Тогда одна из двух групп опустила руки. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Что с ними?».

Они сказали: «Как же можем стрелять, если Вы с ними».

Тогда он сказал: «Стреляйте, поистине, я со всеми вами!».

Для воспитания здорового молодого поколения Пророк саллаллаху алайхи васаллам призывал родителей приучать своих детей к занятиям физкультурой.

 

Передается от Бакр ибн Абдулла ибн Рабийъ Ансари:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Учите своих детей плаванию, стрельбе и езде на коне».

Передал Ибн Мунда.

 

Передается от Абу Рафиъ:

«Я сказал: «О Посланник Аллаха! Разве у детей есть право на нас, как и у нас – на них?» Он сказал: «Да, право ребенка на родителе – научить его письму, и плаванию, и стрельбе».

Передал Байхаки.

Ислам также является и религией движения. В нем нет ничего неподвижного. Представьте, сколько требуется совершить действий, чтобы совершить один намаз. В процессе того, как человек встает ранним утром, совершает омовение, идет к месту намаза и совершит два ракъата с саждами, каждая его мышца и каждый сустав совершают множество движений. Таким образом, воспитание души и тела в Исламе неразлучны и регулируются васатыйей.

 

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Терпение перед испытаниями...

Брат Абдуллаха ибн Зубайра, Урва...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Кто оживит нашу...

Кто оживит нашу религию в...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...