Праведные предшественники о чрезмерности
Наиболее близкое к учению Куръана и сунны поколение мусульман — почтенные сподвижники Пророка саллаллаху алайхи васаллам — лучше всех осознавали опасность, исходящую от чрезмерности. Далее мы приводим некоторые сохранившиеся в письменных источниках предания сподвижников об этом.
Умар радияллаху анху говорил:
«Если вы будете совершать разговение (ифтар) быстро, но не будете чрезмерно усердствовать, подобно жителям Ирака, то будете пребывать в истине постоянно» («Лисанул араб», 7 том, 4461).
Также передается от Умара радияллаху анху:
«Когда один человек, читая аят «Факихатан и аббан» спросил о значении «аббан», он (Умар радияллаху анху) сказал, что мы предостережены от фанатизма и чрезмерного усердия» («Фатхул бари», 13-том, стр.271).
Али ибн Абу Талиб радияллаху анху сказал:
«Не будь чрезмерным в моем саване» (Передал Абу Давуд).
Также Али ибн Абу Талиб радияллаху анху сказал:
«Две категории людей постигнет горе из-за их отношения ко мне. Тех, кто из чрезмерной любви ко мне будет придавать мне качества, которых у меня нет, и тех, кто из излишней ненависти дойдет в этом до клеветы» (Передал Ахмад).
Передается от Абу Салта:
«Один человек написал письмо Умару ибн Абдулазизу, в котором спросил о судьбе. Он написал в ответ следующее:
«Советую тебе быть богобоязненным, быть умеренным в следовании повелениям Аллаха, следовать сунне Его Пророка и избегать придуманных еретиками нововведений.
Следуй сунне. Это для тебя данная Аллахом честь. Также знай, что какое бы нововведение ни придумали люди, его причина и прототип имели место ранее. Эти первичные образцы нововведений показаны в сунне для того, чтобы каждый читающий осознал, как губительно поступать вопреки сунне ради нововведений, придуманных тщеславными фанатиками.
Так вот, довольствуйся тем, чему отдавали предпочтение для своей души люди, которые основывались на истинном знании и были очень внимательны. Они были сильны в открытиях и более достойны той благости, в которой пребывали постоянно. Если в том, чего придерживаетесь вы, есть верное руководство, значит вы достигли его раньше их. Если вы считаете, что «это явление» появилось после них, то несомненно, что это придумано теми, кто не последовал за ними и отвернулся от них.
Действительно, поколения праведных предшественников впереди других. Они уже давно высказали об этом то, что следовало сказать, и оставили рецепт для излечения. Тот, кто был ниже их, допустил халатность. Тех, кто пытался стать выше их, постигло горе. Поистине, одни люди были ниже их и пострадали (из-за того, что не выполнили должного). Другие пытались превзойти их и вышли за пределы дозволенного. Они же (праведные), были посередине, на правильном пути — «сыратул мустаким».
В своем письме ты спрашиваешь о смирении с предопределением Аллаха. По воле Аллаха, ты обратился к человеку, знающему об этом. Насколько мне известно, в том, что создали люди, и в тех нововведениях, которые они придумали, наверное, нет ничего более сильного по воздействию на сознание и более устоявшегося, чем смирение с промыслом Аллаха.
Упоминания об этом присутствовали и во времена невежества до Ислама — тогда об этом много говорили и сочиняли стихи. Этим они успокаивали себя, оправдывая свои проступки.
В дальнейшем эта тема в определенном смысле перешла в Ислам. Поистине, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упоминал об этом не в одном, и не двух, а во множестве хадисов. Мусульмане слышали это от него. Они говорили об этом с верой, со смирением перед Господом и осознанием своей слабости, как во время его жизни, так и после него.
Они уверовали в то, что не было знания, которое бы Он (Аллах) не охватил, не было книги, которую бы Он не завершил, и не было ничего, чего бы Он не предопределил. Все это есть в Его ясной Книге (Куръан). Они учились по ней и брали из нее нужное.
Не говорите: «Для чего Аллах ниспослал вот этот аят?», «Почему Он сказал так?». Поистине, они тоже читали в нем то, что читаете вы, а из его толкований узнавали то, что вам неизвестно. Все записано в Книге (жизни), будет то, что суждено, будет то, что пожелает Аллах и не будет того, чего Он не пожелает.
Они говорили, что не властны ни над ущербом, ни над пользой для себя. После этого они склонялись и пребывали в страхе» (Передал Абу Давуд).
Аббад ибн Аббад ал Хаввас аш-Шами радияллаху анху говорит:
«Будьте разумны, разум — это благо. Сердца некоторых разумных людей будучи занятыми чрезмерным усердием, посвятив себя тому, что вредно для них, не получили пользы и забыли о том, в чем нуждались. Отказ смотреть на то, что невозможно увидеть — это тоже признак разумности.
Иногда излишество ума может принести беды его владельцу. Примером этого может быть тот, кто не отказывается спорить с человеком, менее праведным в делах, а также человек, сердце которого занято нововведениями (бидъат). Такой человек в своей вере не стремится подражать сподвижникам Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам либо ограничивается тем, что полагается только на свои желания.
Он претендует на то, что якобы берет все из Куръана. На самом же деле, он призывает к отклонению от Куръана. Разве до него и ему подобных не было тех, кто изучал Куръан, следовал его указаниям и уверовал в его неоднозначные аяты («муташабих»)?
Те, кто был раньше, были на минаретах, освещавших путь. Куръан был предводителем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был предводителем своих сподвижников, а они были предводителями для следующих поколений. Все они и места их проживания известны.
Даже если между ними были какие-то внутренние противоречия, они единогласно выступали против поддавшихся нафсу. Перед силой их мысли гордецы терялись, оказавшись где-то далеко от цели или отклонившись с пути истины («сыратул мустаким»).
Предводители гордецов водили их по степям и бездорожью заблуждений. Из-за своего самовольства они еще больше погружались в невежество. Когда же сатана создавал для них в их невежестве какую-то новую ересь, они бросали прежнюю и переходили к ней, ибо не стремились следовать за праведными сподвижниками Пророка саллаллаху алайхи васаллам, не брали пример с мухаджиров.
Упоминается, что Умар сказал Зияду:
«Знаешь ли ты то, что может испортить Ислам? Отклонение ученого, оспаривание Куръана мунафиком, ведущие к невежеству имамы. Побойтесь Аллаха и остерегайтесь таких качеств, как сплетни, доносы и лицемерие, появившихся у ваших чтецов Куръана и в ваших мечетях. Говорится, что тот, кто двуличен в этом мире, будет двуличен и в аду.
Когда ты встретишь сплетника, он будет сплетничать о том, о ком угодно тебе. Затем он пойдет к тому человеку и будет делать то же самое о тебе. Так он получает свое от вас обоих. А для вас обоих это останется секретом.
Он старается показать себя братом каждому, перед кем он предстанет. В отношении же того, кого нет рядом, он словно враг. Для него выше тот, кто рядом с ним. Тот, кого нет рядом, не имеет уважения. Тот, кто рядом с ним, покупается на его похвалы и сплетничает о том, кого нет рядом.
О рабы Аллаха! Неужели нет среди людей никого разумного, исправляющего ошибки?! Может быть, он разоблачит эти интриги и защитит честь брата мусульманина!
Побойтесь Аллаха! Уважайте старших из вас! Не говорите о них ничего, кроме хорошего. Если вы слуги Куръана и сунны, советуйтесь о своей общине между собой во имя Аллаха. Пока кто-то не произнесет слова Куръана, Куръан сам не произнесет ничего. Пока кто-то не будет следовать сунне, она сама не будет действовать.
Если ученый будет молчать, не будет опровергать явно происходящее и не будет принимать решение в отношении запрещенного, когда же невежда получит знания? Поистине, Аллах взял обязательство с тех, кому он дал Книгу, что они обязательно доведут его до людей, не скрывая.
Будьте богобоязненны! Поистине, вы находитесь в том времени, когда воздержание стало хрупким, повиновение ослабло, а смутьяны вооружились наукой. Им нравится быть известными своей ученостью. Им не нравится быть известными ее отрицанием. Из-за тех ошибок, которые они привнесли в нее, они проявили высокомерие в науке. Они поменяли учение об истине, от которой отказались, на невежество, которому следуют. Их грехи не будут прощены, даже если они покаются. Их недостатки, это недостатки, которые невозможно признать. Как же может найти правильный путь ищущий его, если предводитель сам в изумлении?!
Они полюбили земное и не возлюбили положение людей мира. Они присоединились к ним в развлечениях, но отделились от того, что они говорили. Они защищали себя словами от сравнения с деяниями других. Они не отказались от того, что сами отрицали. Они не приняли то, что сами описали. Поскольку тот, кто следует истине, говорит, даже когда молчит. Как говорят, Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал: «Я не принимаю все, что говорит мудрец (ученый). Я смотрю на его заботы и желания. Если его заботы и желания посвящены Мне, то Я превращу его молчание в восхваления и возвеличивание, даже если он ничего не сказал» (Передал Дарими).
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...