Никому не секрет, что в настоящее время по всему миру происходят неприятности, разногласия и скандалы. Знаем и то, что в этих неприятностях есть стороны, касающиеся мусульман. Известно, что в широком масштабе ведутся действия, направленные ликвидации последствий таких случаев и их предупреждения. С этой целью ведется диалог между религиями, цивилизациями, культурами, регионами и государствами, и эти диалоги перерастают в эффективные мерам.
Растет активность в этой сфере в исламском мире - в неотъемлемой и наиболее пострадавшей от этих неприятностей части мирового сообщества. Жестко обвиняется религиозный фанатизм, экстремизм, военные действия. В широком масштабе ведутся действия, направленные на исправление допущенных ошибок. Открыто высказываются призывы, в которых говорится, что в этих действиях и делах вместе с тем, как иметь дело с другими, мусульмане должны чаще общаться между собой, прекратить разногласия и вместе должны найти правильные решения проблем.
С ИМЕНЕМ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Введение
Хвала Аллаху, благословения и мир посланнику Аллаха!
Дорогой читатель! Никому не секрет то, что в настоящее время по всему миру происходят несчастные случаи, конфликтные ситуации, разногласия и скандалы. И вам известно, что в этих неприятностях есть стороны, касающиеся нас мусульман. К тому же известно, что такие неприятности по-своему существуют в некоторых странах. В этом списке также находится наша страна.
Дорогой читатель! Никому не секрет, что в настоящее время по всему миру происходят неприятности, разногласия и скандалы.
Знаем и то, что в этих неприятностях есть стороны, касающиеся мусульман. Известно, что в широком масштабе ведутся действия, направленные ликвидации последствий таких случаев и их предупреждения. С этой целью ведется диалог между религиями, цивилизациями, культурами, регионами и государствами, и эти диалоги перерастают в эффективные мерам.
Растет активность в этой сфере в исламском мире - в неотъемлемой и наиболее пострадавшей от этих неприятностей части мирового сообщества. Жестко обвиняется религиозный фанатизм, экстремизм, военные действия. В широком масштабе ведутся действия, направленные на исправление допущенных ошибок. Открыто высказываются призывы, в которых говорится, что в этих действиях и делах вместе с тем, как иметь дело с другими, мусульмане должны чаще общаться между собой, прекратить разногласия и вместе должны найти правильные решения проблем.
Естественно, и в нашей стране ведется определенные действия в этом направлении. Надеемся, что эти труды дадут свои плоды.
Было бы целесообразно, если в таком благодеянии будут участвовать больше людей, в широком масштабе.
Так как автор этих строк был занят другими делами и, считал, что существуют эксперты этого дела, стоял в стороне. Но не желая этого, отвечая на вопросы и объясняя какую-то тему ему часто приходилось вмешаться в эту проблему. Постепенно вопросы, просьбы и предложения стали увеличиваться в количестве. Некоторые родители, родственники, просто мусульмане, ученые и специалисты стали предлагать написать книгу, посвященную этой теме. На сегодняшний день эти предложения переросли в требования и просьбы. Естественно, в требованиях стали напоминать про обязанность и чувство ответственности перед Аллахом.
Именно это - чувство обязанности и ответственности перед Аллахом, страх перед Судным днем подтолкнула Вашего покорного слугу написать следующие строки.
Поэтому, я хотел бы, чтобы мои мысли, изложенные в настоящей книге, вы принимали как советы и искренние наставления мусульманина для своих братьев по религии. Ибо, Имам Бухорий и другие наши мухаддисы (специалисты по Преданиям о Пророке) передают в хадисе, который повествовал Тамийм ад-Дорий, (да будет доволен им Аллах - да будет доволен Аллах им), что Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:
«Религия - это насиха (проявление искренности)».
Вариант: «Вера есть (проявление) искренности (насиха)».
В этом хадисе наш Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует, говоря в присутствии своих сподвижников о необходимых вещах для полноценной веры, сказал:
«Религия - это насиха (проявление искренности)».
Слово «насиха» (искренность) в словаре обозначает благожелательное и искреннее отношение; искренний совет, объективность, беспристрастие, чистоту и правдивость. А по обычаю оно обозначает то, что один человек искренними намерениями, с чистой душой, правдиво дает другому правильные советы.
Слова Ппророка соллаллоху алайхи вассалам, «Религия - это насиха» обозначают, что основная сила религии в благожелательном, искреннем отношении.
К тому же то, что скрытие своих знаний является тяжелейшим грехом, также призвало нас начать это дело.
Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Если у кого-то спросят о знании, и тот человек, зная ответа, скроет его, то в судный день Аллах НАКАЖЕТ его с горящий уздой». Передали Абу Довуд и Термизий.
В этом хадисе наш Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует, показывая нам, каковы будут последствия скрытия знаний, тем временем призывает к распространению знаний.
Значит, если кто-то будет скрывать свои знания, не распространяя другим, то в судный день он обязательно будет наказан особенным образом. Сказано, что такого человека Аллах накажет горящей уздой. Это значит, что Аллах ввергнут его в ад, а там он будет подвергнут пыткам и это доставит определенную муку.
В Исламе считается, что знание не принадлежит ученому, который знает его, а принадлежит обществу, в котором этот ученый живет. А ученый считается доверенным, надежным хранителем этого знания. Ученый должен дать знания, когда общество нуждается в этом. В противном случае, считается что он предал свое общество. И если это ему сходит с рук в этой жизни, то в потусторонней жизни он будет наказан обязательно.
Надеюсь, что изложенные ниже мысли Вы примете в качестве труда ради согласия Аллаха, совершенного с глубоким пониманием этой ответственности.
Автор.
С ИМЕНЕМ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!
Божественный порядок приема религии
Хвала Аллаху соответственно Его Величия!
Полные и окончательные благословения и мир нашему Пророку!
Аллах создал весь мир. Он создал человека, Адама сделав глину с земли, чтобы он был его преемником на земле. Из него создал Еву. От Адама и Евы он размножил многих мужчин и женщин.
Чтобы Аллах мог учить создавшегося человека как жить в мире, которого он создал, он решил время от времени посылать сборник божественных учений, который называется религией.
Чтобы научить человека, которого Он сам создал, как жить в этом мире, Аллах решил время от времени посылать сборник божественных учений. Этот сборник называется религией.
Аллах решил, что не сам будет посылать божественную религию людям, а будет посылать её через своего ангела, по имени Жаброил. Разумеется, сделать эту работу самому Аллаху без Жаброила было очень легко. Но с жалостью к своим рабам он выбрал посланником Жаброила алайхиссалома. Потому что человек не смог бы вынести получать каждое учение непосредственно от самого Всевышнего Аллаха.
Аллаху было очень легко обеспечить, чтобы все его рабы лично приняли религию от ангела Жаброила. Но Он этого не сделал. Он решил, чтобы самый зрелый, самый мудрый, самый надежный, самый умный, самый ответственный и самый проницательный среди его рабов принял божественное учение от Жаброила. Этот раб был назван пророком.
Пророк был послом Аллаха. Божественные знания, которые получал от Всевышнего, он передавал своему народу, и сам показывал личный пример в следовании этим знаниям. Пророк был учителем своего народа. Он учил каждую большую и малую вещь своему пароду, и служил примером в соблюдении божественного учения. А народ спрашивал у пророка все, что им было нужно, и таким образом они обучались.
Вместе с тем, у каждого пророка рядом были свои близкие люди, которые были преданными помощниками пророков. Эти люди изучали божественное учение лучше других, и были постоянными помощниками пророка.
Во времена Пророка (алайхиссалам)
Когда настало время, Аллах решил ниспослать свою окончательную и совершенную религию для своих рабов - Ислам. Пророком этой религии Аллах выбрал наилучшего среди своих рабов - Мухаммада да благословит его Аллах и пирветсвует. Аллах начал посылать Мухаммаду да благословит его Аллах и пирветсвует через своего ангела Жаброила алайхиссалама Священную книгу Коран, которая останется чудным явлением до Его Судного дня.
Мухаммад да благословит его Аллах и пирветсвует принимал аяты Священного Корана и достоверно передавал их своему народу. Первое поколение мусульман - сподвижники принимали с большим уважением каждое слово сказанное Посланником Аллаха. Пока не стали полностью следовать каждому аяту Корана, которым их учил пророк, они не переходили на другой.
Сначала были ниспосланы аяты, формулирующие учения о вере и убеждении, о единобожии и о том, что нужно остерегаться от ширка (многобожия). Потом были ниспосланы аяты об этике и морали мусульман. Вместе с тем, ниспосылались аяты, порицающие неверие и многобожие, а также описывающие деяния неверных и многобожников.
Только после того, как в сердцах мусульман были смыты влияние неверия и ширка (многобожия), и после того, как их заменило единобожие, были ниспосланы аяты о необходимости намаза. Это великое явление произошло в десятом году пророчества Посланника Аллаха да благословит его Аллах и пирветсвует. Уже тот факт, что аяты были ниспосланы в таком порядке, означает, что сначала необходимо обрести правильную и крепкую веру. Потому что в Исламе все должно быть основано на чистой и нерушимой вере.
Только после того, как сподвижники во главе с Пророком да благословит его Аллах и пирветсвует переселились с высокочтимой Мекки в осветленную Медину, были ниспосланы аяты о необходимости поста (савма), хаджа и заката.
В те времена мусульмане изучали все исламские учения только от Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. Если у кого-то появлялся вопрос, то он обязательно приходил к Посланнику да благословит его Аллах и пирветсвует, чтобы спросить религиозное решение.
Отсюда вытекает, что мусульманам необходимо спрашивать и узнавать то, что не знают, у выдающихся ученых своего времени.
По этому никому не позволяется самовольно истолковать исламские законы. Если кто-то и ослушался, то пророк Мухаммад да благословит его Аллах и пирветсвует сам жестко порицал это.
Имам Абу Довуд повествует от Жабира ибн Абдуллаха да будет доволен им Аллах: «Мы вышли в путь. Одному из нас камнем разбило голову. Потом этот человек осквернился и он спросил своих спутников: «Найдете ли вы мне разрешение на таяммум (омовение песком)?». Они ответили: «Мы не можем, так как ты в состоянии использовать воду». Тогда он сделал гусл (полное омовение) и умер. Когда мы пришли к Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует, ему рассказали об этом. Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует сказал: «Его (казнили) убили. Пусть Аллах убьет их! Если они не знали, то не могли бы спросить?! Истинно, невежество лечится спрашиванием. Ему было достаточно сделать таяммум, наложить на рану повязку, затем обтирать её сверху и потом обмыть остальную часть тела».
После этого события все мусульмане еще лучше поняли, что самоуправство в религии, самовольный подход к религиозным фетвам может привести к гибели.
Даже если самоуправство делалось для того, чтобы делать больше, чем указано в шариате, Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует не прощал этого. Наоборот, он жестко порицал такое старание.
Однажды трое из сподвижников пришли к матери правоверных Аише, и спросили о добровольных богослужений Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. Мать Аиша рассказала всем троим все, что есть. Тогда добровольных деяний Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует им показалось мало. Они сказали: что Аллах уже простил Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует его прошлые и будущие грехи, и ему не обязательно делать дополнительные богослужения, но мы должны делать побольше дополнительных деяний.
Один из них сказал: «Я стану постоянно соблюдать пост».
Второй сказал: «буду молиться каждую ночь напролёт»
Третий сказал: «Я никогда не женюсь»
Их разговоры дошли до Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. Он да благословит его Аллах и пирветсвует очень рассердился на это. Потом он вышел в мечеть и сделал проповедь. А в конце высказал следующий хадис:
Имамы Бухорий, Муслим и Насаи повествуют от Анаса да будет доволен им Аллах:
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил:
«Знайте! Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его. Но и держу пост, а иногда не держу. Я молюсь и сплю. И заключаю браки с женщинами. Тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!»
После этого случая сподвижники перестали делать без спроса что-либо лишнее даже в поклонении.
Там, где Посланник да благословит его Аллах и пирветсвует не мог присутствовать, поручал исламское учение только своим очень доверенным людям. Эти люди имели основательные знания. Некоторые люди, пришедшие для хаджа из Медины уверовали и присягнули Посланнику да благословит его Аллах и пирветсвуету в Акабе и попросили его дать им учителя. Тогда Посланник да благословит его Аллах и пирветсвует направил с ними Мисъаба ибн Умайра да будет доволен им Аллах. И этот человек стал учить жителей Медины тому, чему он научился у Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует.
Несмотря на то, что сподвижники, которых Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует отправлял распространять Ислам в другие страны были выдающимися учеными, он сначала проверял их знания и давал им указания.
В хадисе, переданном Имамом Абу Довудом, Имамом Термизий и другими повествуется так:
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует, посылая из своих сподвижников Муоза ибн Жабала да будет доволен им Аллах в качестве своего представителя в Йемен, спросил его: «Если тебе придется принимать какое-то религиозное решение, как ты это сделаешь?»
Он ответил: «Я приму решение по книге Аллаха»
Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует спросил:
«А если этого нет в Коране?»
«По сунне Посланника Аллаха» ответил он.
Он да благословит его Аллах и пирветсвует спросил:
«А если этого нет ни в сунне Посланника Аллаха, ни в книге Аллаха?»
«Сделаю ижтихад по своему . Не сдамся», ответил он.
Тогда Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует похлопал по его груди и сказал: «Хвала Аллаху, который наделил посланника Посланника Аллаха тем, что ублаготворяет Посланника Аллаха».
Так же Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует постоянно поручал своим сподвижникам, чтобы они были осторожны в призывании людей к религии. Он объяснял, что для того, чтобы не отпугивать и отчуждать от религии людей, только начинающих уверовать, нужно разъяснять основы религии проще, учитывая при этом уровень убеждений, духовно-физические возможности каждого человека или конкретной общины, проповедовать такие деяния, которые они в состоянии выполнять и ни в коем случае никого не принуждать ни к чему. Об этом от Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует был высказан и такой хадис:
Имам Бухорий и имам Муслим повествуют от Анаса да будет доволен им Аллах:
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил:
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)».
И так, к концу благословенной жизни Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует, пути и методы объяснения Ислама людям и его соблюдения были полностью сформированы.
Повиновение в Исламе
Об этом в священном Коране и в сунне Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует дано множество рекомендаций для исламской уммы.
Всевышний Аллах возвещает:
«O вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь o чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу.»
Сура Ниса (Женщины), аят 59
Перед тем, как взяться за что-то, мусульмане пытаются разузнать решение шариата по этому делу. Сначала они ищут решение в Коране. И если решение этого дело существует в Коране, то они повинуются этому. Потому что, в начале аята сказано:
«O вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху».
Повиновение Аллаху означает повиновение священному Корану.
Если решение по этому дело не упомянуто в Коране, обращаются к сунне Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует.
В аяте приказано, чтобы подчинялись Пророку в качестве второго источника.
«повинуйтесь посланнику»
При жизни подчинение Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует означало повиновение ему лично, позднее это стало означать повиновение его сунне.
Если мусульмане столкнулись с вопросом, решение которого не упомянуто ни в Коране и ни в сунне, то решение такого вопроса предоставляется главенству мусульман. Выдающиеся ученые, достигшие статуса ижтихад, принимают решение на основе правил Корана и сунны.
Решение, принятое мужтахидами, признанными в мусульманской умме, в фикхе (исламской юриспруденции) называется «ижмоъ».
Соблюдение ижмоъ является важибом для каждого мусульманина. Потому что в этом аяте есть повелевание:
«+повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас+».
А подчинение повелеваниям Аллаха является важибом (обязательно). Но существует несколько условий в подчинении руководителям. Во-первых, в аяте сказано «среди вас». Когда говорится «обладатели власти», многие подразумевают правителей.
Это ошибка. На самом деле, хотя в аяте имеются в виду любые (все) обладатели власти, наши ученые фикха объясняют, что под «обладателями власти» в этом аяте подразумевается согласованное и совместное решение по определённому вопросу учёных Ислама, достигших уровня ижтихада.
Фраза:
«Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день»
является основанием для четвертого источника для принятия решения в шариате после Корана, сунны и ижмоъ.
Скажем, в жизни мусульман появилась новое явление. Именно эта проблема не упомянута ни в Коране, ни в сунне, но есть другое явление, похожая на это. Ученые принимают новое решение методом сопоставления этих схожих вопросов. Это называется «киёс» (сопоставление, сравнение).
«Это - лучше и прекраснее по исходу.»
Если внимательно подумать, то в третьем и четвертом источниках - в ижмоъ и киёсе принимают участие выдающиеся ученые мусульман. А это показывает, насколько велика роль выдающихся ученых, основательно знающих Коран и сунну. Почти такой же смысл имеет следующий аят Корана:
A когда к ним придет какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом. A если бы они вернули его к посланнику и обладающим властью y них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. Сура Ниса (Женщины), аят 83
Ситуация, описывающаяся в этом аяте, является фактором, ослабляющим любое общество изнутри. В частности, этот метод используется врагами, чтобы посеять смуту среди мусульман, устраивать разногласия между ними, разрушать и обессилить их ряды. Враги применяют этот метод пользуясь наивностью и невежеством мусульман. Потому что они: «когда к ним придет какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом»
Некоторые люди, услышав что-либо, спешат его распространять. Они не подумают даже, польза или вред от этого для мусульман.
Они не подумают, что лучше для мусульман - распространение или нераспространение этой вести. В результате, среди мусульман появляется смятение и разногласие. Это преломляет их духовную и моральную силу.
Если мусульмане следовали бы своей религии, то они не были бы легковерными, наивными. Не стали бы распространять сразу услышанное. Потому что, по законам Ислама нельзя распространять все услышанное.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил:
«Достаточно того, что человек болтает, все что слышал, чтобы его считали лжецом».
Услышав важную весть, мусульмане не должны стараться распространять его, они должны поступить иначе. То есть, «A если бы они вернули его к посланнику и обладающим властью y них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его»
Значит, при жизни Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует, в таких случаях спрашивали его самого. Тогда он указывал что делать.
А позднее, рекомендуется обращаться к «обладателям власти из вас», то есть к ученым. Конечно же, эти обладатели власти примут необходимые меры. Так как среди них есть специалисты разных областей, у них есть возможность достичь корня каждой проблемы, установить правду. Они же смогут добраться до сути подобных вестей и могут предпринять нужные меры. В результате не будут распространяться разные слухи, не возникнут недоразумения среди мусульманами. И не будет разногласий между ними. Не нарушится их строй, и их общество не ослабеет.
Значит, как и в любой сфере, если в религии появится какая-то проблема, нужно уточнить у знающих ученых, правильно ли это или нет. Затем нужно действовать на основе этого.
Вмешательство малограмотных или не имеющих религиозных знаний людей приведет к большим катастрофам. По этому, только тот, кто основательно изучил специальные знания, получил разрешение больших ученых, может разъяснять людям Исламкие законы и учение. Вмешательство остальных в это дело недопустимо.
Познакомимся по этому поводу с хадисом, который повествовали имам Абу Довуд и имам Ахмад: Повествуется от Авфа ибн Малика да будет доволен им Аллах: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Людям говорится только со стороны повелителя или повеленнего или лицемера».
В этом хадисе речь идет о людях, имеющих и не имеющих права на религиозные учения, проповеди, наставления и научные беседы в мусульманской умме.
Руководителем по религиозным учениям для мусульман должен быть только такой человек среди них, который прежде всего действительно должен лучше знать Ислам, быть богобоязненным, ученым, умным и обладать рядом добродетелями.
Именно этот лидер в первую очередь имеет права приказывать, запрещать, наставлять мусульман.
Во вторую очередь на это имеет права только тот человек, которому переданы полномочия руководителя. Такие люди должны иметь официальное разрешение - свидетельство о полном знании шариата или иметь разрешение знаменитых и признанных ученых. Только такие люди имеют права приказывать одобренное и запрещать от неодобряемого, наставлять мусульман.
Если кто-то, не имея указанные качества, сделает это, тогда это будет лицемерием. Они лицемерят, чтоб показать себя учеными. Путем лицемерия они стараются заслужить авторитет, завоевать доверие и уважение мусульман. Но на самом деле они обманывают.
Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует в своих нескольких хадисах категорически подчеркивал, что если ученых станет меньше или совсем не останется, то это очень дорого обойдется для мусульман.
В хадисе, переданном имамами Бухорий, Муслим и Термизий от Абдуллаха ибн Амра да будет доволен им Аллах повествуется так: Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Поистине, Аллах не забирает знание, лишая его рабов, но Он забирает знание, забирая знающих. Когда же Он не оставит ни одного обладающего знанием, люди станут избирать невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!»
В этом хадисе Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует предвещает последствия того, когда вместо ученых, основательно знающих шариатские знания будут вести дело невежественные руководители.
Это очень опасная ситуация.
Говорить о том, чего не знаешь - это уже заблуждение и большой грех. А говорить кому-то неправильную вещь, говоря, что «это - веление шариата», не зная законы шариата - это вообще заблуждение, равных которому нет. Потому что, в мирских делах (не в шариате), из-за ошибок, допущенных по не знанию, можно нанести вред некоторым мирским делам. Но из-за невежества в шариате можно навредить и мирскую, и загробную жизнь. Потому что вопросы шариата являются вопросами о дозволенном и не дозволенном, воздаяние и грехе, райе и аде. В этом деле вынесение фетвы по не знанию вводит заблуждение самого дающего фетву.
В то же время человек, дающий фетву без знания, вводит в заблуждение и других людей. Его ошибочная фетва испортят все.
Имамы Абу Довуд и Ибн Можа повествуют от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах:
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил:
«Если кому-то дадут фетву без знания, то этот грех будет возложен давшему фетву. Если кто-то, зная правильное, укажет своему брату другое, то тогда он его предал».
В этом хадисе Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорит об очень важном вопросе - о том, что нельзя человеку давать фетву без знания.
Да, от этого хадиса мусульмане узнали о том, что человек, который говорит об исламских законах или дающий фетвы без изучения специальных знаний, не разбирающийся во всем в этих вопросах и не имеет специального разрешения, совершает большой грех.
От следующего хадиса тоже узнаем, что разглагольствовать об исламских законах и пытаться давать фетвы без знаний является чрезвычайно опасным занятием.
Повествуется от Убайдуллоха ибн Абу Жаъфара: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Тот, кто из вас решительнее на фетву, тот решительнее попасть в ад».
Кто не боится попасть в ад, тот дает любые фетвы без оглядки.
Эти учения были основательно изучены и соблюдены первым поколением мусульман. На их основе были даже разработаны специальные правила.
Абдуррохман ибн Абу Лайло повествует, что он обратился к сто двадцати сподвижникам по поводу одного вопроса, и все они рекомендовали спросить у кого-то другого.
Уже тогда было введено правило, по которому человек, знающий о существовании человека более ученого, чем он сам, не должен был сам отдавать фетву, а должен был посоветовать обратится к этому ученому человеку.
Мусульмане бескомпромиссно боролись с теми, кто был против этого правила, и благодаря этому они берегли себя от разногласий и от неприятностей.
Во времена хазрат Абу Бакра
После кончины Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует руководителем стал хазрат Абу Бакр. И тогда многие арабские племена заявили, что они давали закят Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует и отказались давать его другому. Это было самовольное толкование религиозных законов и неправильное распоряжение.
Хазрат Абу Бакр объявил их муртадами (вероотступниками) и пошел на них со своим войском, хотя они уверовали, молились, держали пост и посещали хадж.
Началась знаменитая война в истории Ислама, названная войной «Ридда». Все, кто отказались от закята были полностью свергнуты. Все увидели, какое наказание ждет тех, кто проповедует законы Ислама по-своему. По этой причине никто впредь не осмелился совершать самовольности. Общество продолжило жить счастливой жизнью, соблюдаю религию Аллаха.
Во времена хазрат Умара
Хазрат Умар, сам будучи ученым, сильно боялся говорить то, чего не знал. Он был против тех, кто поднимал неуместные вопросы среди людей, претендуя на знания. Он всегда преследовал их.
Имам Доримий и другие повествуют следующее об Умаре ибн Хаттабе да будет доволен им Аллах: «Субайг ал-Ирокий начал спрашивать разные вещи из Корана среди воинов мусульман. Когда он приехал в Египет, Амр ибн Ос послал его к Умару ибн Хаттабу да будет доволен им Аллах.
Когда гонец принес ему письмо, прочитав его, Умар спросил: «Где этот человек?»
«Он вместе с грузом» ответил он.
«Быстро найди! Если он ушел, тебя постигнут горькие страдания!» сказал он.
Его привели. «О чем ты спрашиваешь?» спросил Умар. Он рассказал. Умар послал ко мне человека за финиковой веткой. Умар бил его этой веткой и поранил ему спину. Потом он его оставил, и когда рана зажила, опять поколотил. Потом он приказал принести его опять, чтобы бить. Тогда он сказал «Эй повелитель верующих, если вы хотите меня убить, то убейте красиво. Если хотите вылечить, то клянусь Аллаху, я уже вылечился. Умар позволил ему уйти в свою страну и написал послание Абу Мусо ал-Ашаърий, где требовал, чтобы ни кто из мусульман не сидел рядом с ним. Это было очень тяжело для того человека. Позже Абу Мусо написал Умару, что состояние того человека изменилось к лучшему. В свою очередь, Умар написал ему, чтобы он разрешал людям сидеть с ним».
Это был Субайг ибн Асал из Бани Тамима, который пытался поднять разногласия по некоторым аятам Корана. После мер, предпринятых Умаром, к кому бы он не подходил, все расходились, даже если там собралось сто человек. Раньше он был уважаемым человеком в своем роду. После этого стал униженным.
Меры, которые предпринял Умар ибн Хаттоб да будет доволен им Аллах против заговорщиков, дают результаты и по сей день.
Ибн Жарир Табарий повествует от Хасана: «В Египте группа людей встретились с Абдуллах ибн Амиром и сказали, что они не видят соблюдения некоторых вещей, соблюдение которых велено в книге Аллаха. Они хотели повидаться с повелителем верующих по этому поводу. Он привел их с собой. Потом встретился с Умаром и сказал: «О повелитель верующих, группа людей в Египте обратились ко мне и сказали, что не видят соблюдения некоторых вещей, соблюдение которых велено в книге Аллаха. Они хотят встретиться с вами по этому поводу». Он сказал ему «Собери их ко мне». Он их собрал. Умар спросил у того, кто сидел ближе к нему:
«Спрашиваю ради Аллаха и ради того, что имеет Ислам в тебе, ты прочитал Коран полностью?»
«Да» ответил он.
«Ты усвоил его в свою душу?!» спросил он.
«Нет» ответил он.
«Ты усвоил его на свои усмотрения?!» спросил он.
«Нет» он ответил.
«Ты усвоил его в свою речь?!» спросил он.
Потом он всем остальным задал те же вопросы и сказал:
«Пусть мать Умара носит по нему траур! Вы предлагаете ему сделать людей крепкими в книге Аллаха! Поистине, Аллах знал, что у нас будут грехи», и прочитал из Корана аят: «Если вы будете держаться дальше от больших грехов, то мы простим ваши малые грехи и поселим вас в хорошее место».
Потом он их спросил:
«Знает ли народ Медины, зачем вы приехали?»
«Нет» - ответили они.
«Если бы они знали, то я бы выступил с проповедью о вас» сказал Умар.
Отсюда мы узнаем, что уже во времена хазрат Умара было строго определен, что нужно быть внимательными к тем, кто находит всякие небылицы и обвиняет людей в не соблюдении религии.
Благодаря предпринятым жестких мер в те времена обошлось без неприятностей. Если и случались такие явления, то они были вовремя излечены и обезврежены.
Во времена хазрат Усмана
Третий халифа - Усман ибн Аффон да будет доволен им Аллах добросовестно продолжил дело прежних руководителей. Меры, предпринятые им против разногласий в чтение Корана в то время, через века стали большим научным правилом для мусульман. Из-за того, что к тому времени многие народы стали принимать Ислам, а сподвижники разошлись по разным краям и из-за других факторов – стали появляться разногласия в чтении Корана. Как только хазрат Усман да будет доволен им Аллах услышал о появлении этих разногласий, посоветовавшись, приказал сделать несколько копий из Корана, собранного в период хазрат Абу Бакра да будет доволен им Аллах, и отправил в большие и центральные города вместе с одним чтецом Корана.
Для всех стало обязанностью скопировать этот Коран и научиться чтению у посланного чтеца. Было приказ сжечь все, что было записано из Корана кроме этих копий. До наших дней эти усманские копии являются оригиналами для тиражирования, а чтение изучается только у чтецов, имеющих свидетельство. В других науках тоже следуют этим правилам.
К концу периода хазрат Усмана да будет доволен им Аллах, из-за его мягкой политики, стали появляться люди, рассуждающие по-своему об Исламском учении.
В то время появился один распутник, который стал причиной распространения большой смуты во всем Исламском мире. Об этом наши историки пишут следующее:
«После трех лет правления Ибн Омира, один человек приехал в Басру и остановился у Хакима ибн Жабала ал-Абдий. У него были неприемлемые мысли. Ибн Омил позвал его к себе и спросил: «Кто ты?»
«Я из обладателей Писания. Я предпочел жить в Исламе и в твоей опеке» сказал он.
«Мне это не нужно. Выйди от сюда» сказал Ибн Омир. Он вышел и пошел в Куфу. И там его выгнали. Пошел в Хиджаз и в Шом. И оттуда он был выгнан. Потом пошел он в Египет. Там он построил гнездо, клал яйца и вывел цыплят.
Этого человека звали Абдуллах ибн Саба. Его мать звали ас-Савдаа, она был еврейкой. Со злыми намерениями он выдал себя мусульманином. У него были много испорченных мыслей. В частности, он говорил: «Удивляюсь, что подтверждают возвращение Иисы, а возвращение Мухаммада - нет». Это были первые слова о возвращении.
Еще он говорил: «Али был опекуном Мухаммада. Тот, кто был халифом до него - ущемил его право. Теперь же восстановить справедливость является важибом для мусульман».
Многие люди с дурными мыслями последовали его направлению. И это стало одним из причин разделения Исламской уммы, ослушания вместо подчинения. Этому народу ничего не поможет кроме единства и объединения, и ничего не повредит кроме разделения и разногласия.
Письма и вести, которые сабеисты беспрестанно посылали в Медину, начали оказывать влияние некоторым людям. Потому что здесь тоже были люди, полные завистью, которые не смогли достичь своих целей. День за днем они стали укрепляться и начали вредить хазрат Усмону ибн Аффону да будет доволен им Аллах. Однако он относился к этому с большой терпимостью и снисходительностью. Кем были эти распутники. Борцы за процветание религии и духовности, как они сами утверждали или другие? Ученые глубоко, на научной основе изучили, кто они есть на самом деле. Подробное изучение их выводов по этому поводу окажет нам большую помощь в понимании ситуаций и людей сегодняшнего дня.
Один из таких знаменитых ученых, Абу Бакр ибн Арабий рохматуллохи алайх пишет в своей книге, названной «Ал-Авосим минал-Кавосим» следующее:
«Людей, участвовавших в преступление против Ислама в день, названный Явмуд-дор, (день, когда хазрат Усман был окружен в своем дворе), можно разделить в несколько категорий:
1. Преступившие границу границы дозволенного в религии. Незначительные вещи они свалили на других как большую вину. А сами совершили смертные грехи, отрицая их.
2. Проявившие фанатизм к йеменцам против старших сподвижников племени Курейш. Их превосходство в Исламе было не так сильно.
Но фанаты завидовали превосходству курейшитов в Исламе, их вознаграждениям за джихад и завоевания. Не имея собственных достижений и заслуг, им захотелось заполучить то, что получили курейшиты.
3. Люди, рассерженные из-за того, что их родственники были наказаны по шариату. Их сердца полны боли и зависти из-за этого.
4. Распутники, призывающие к смуте, распутству и неверным убеждениям, невежеством которых воспользовались сабеисты.
5. Люди, которые неблагодарно восприняли доброту и человечность Усмана, и потеряли голову. Сами не соответствуя, они жаждали руководящих должностей и ответили неблагодарностью на доброту Усмана.
6. Люди, которых Усман наказал за противоречие с исламской моралью. Взыскания Усмана, предъявленные к ним на основе шариата, их разозлили. Хотя они молча терпели, когда Умар наказывал их посильнее этого.
7. Те, которые торопились занять достичь руководящие должности, хотя не были достойны этого. Хотя у них не было мудрости, они гордились своими умственными способностями и красноречием.
События Явмуддора закончилось убийством хазрат Усмана да будет доволен им Аллах смутьянами.
Во времени хазрат Али
Хазрат Али да будет доволен им Аллах в период своего правления был занят подавлением смуты, ставшей причиной смерти хазрат Усмана да будет доволен им Аллах. Но в его время появились еще более опасные дела и группы.
События развивались так, что в местечке Сиффийн произошло вооруженное столкновение сторонников Али и Муовия да будет доволен им Аллахм.
Увидев, что в бою их ждет неудача, Муовия и Амр ибн Ос посоветовались между собой. Амр ибн Ос сказал, что надо призвать соперников судить по Книге Аллаха. Муовия приказал своим людям привязать страницы из Корана в свои копья. Его люди подняли копья, прикрепив на них страницы из Корана.
Стороны договорились выбрать по одному арбитру и решать дела с их помощью. Сирийцы выбрали в качестве арбитра Амра ибн Осса. Люди Али ибн Абу Талиба да будет доволен им Аллах выбрали Абу Мусо ал-Ашъарий по рекомендации Ашъаса ибн Кайса. Обе стороны подписали договор. Согласно этому договору, арбитры должны были встретиться в местечке Давматул Жандал в месяце Рамазан и окончательно решить задачу.
Аъшас ибн Кайс стал расхаживаться среди людей Али ибн Абу Талиба да будет доволен им Аллах и читать подписанный документ о судействе.
Тогда некоторые стали восклицать: «Мы допустили ошибку, одобряя принятие судейства! Теперь мы должны исправить эту ошибку!
Не существует другого судейства, кроме судейства Аллаха!».
Услышав это, Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах сказал: «После того, как мы дали слово?! (договорились?!)»
После того, как договорились решить дело через арбитров, Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах вернулся в Куфу из Сиффийна. Но к тому времени уже произошел большой и опасный разрыв среди его людей. Те, кто крепко ухватились за мнение, что вручение судейства арбитрам было заблуждением, превратились в отдельную, опасную силу. Эти люди провели собрание в селении Харуро. Их было около двенадцати тысяч.
Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах послал к ним Абдуллаха ибн Аббоса да будет доволен им Аллах, чтобы наставить их.
Когда Абдуллах ибн Аббос вернулся, хазрат Али спросил у него, о чем они говорят. Ибн Аббос ответил: «Они говорят, что нету судейства кроме судейства Аллаха». Тогда хазрат Али сказал: «Правдой была изложена ложь».
Этими словами хазрат Али показал, что дело не обойдется одними высокопарными словам, а за этими словами стоят многие дела.
После того, как Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах послал Абу Мусо ал-Ашъарий и нескольких людей по делам судейства в Давматул Жандал, хариджиты впали в переполох. На самом деле слово «хариджит» взято от слова «хуруж» (т.е. быть против, восстать), и они были так названы из-за того, что они были против хазрат Али ибн Абу Талиба. А теперь усилилось их идейное противостояние. Они вынесли фетву о том, что хазрати Али стал кафиром (превратился в неверующего), приняв судейство, хотя они были его ярыми сторонниками.
Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах постарался всеми способами поговорить с ними, наставлял их, но все это было напрасно. В конце концов он потерял надежду в их наставлении.
История «хариджитов», то есть «противостоящих мусульманской общины» глубоко изучена. На самом деле, хариджиты были невоспитанными людьми, выдававшими себя за самых богобоязненных людей. Так как у них нет знаний, они крепко держатся за свои слабые знания, преступают границы, и станут прикрывать свои недостатки, обвиняя других.
Первые хариджиты, восставшие в период Али ибн Абу Талиба да будет доволен им Аллах, состояли в основном из невоспитанных бродяг из пустынь и бедуинами с черствыми сердцами. У них не было даже тени морали, доброты и терпения. Из-за невежества, они крепко хватались за все, что им понравилось. Именно этот фактор превратил хариджитов из самых преданных сторонников хазрат Али ибн Абу Талиба в его ярых врагов.
Ислам основан на посредственности в убеждении, в поклонении и в других вещах. Чтобы знать меру этой посредственности необходимы основательные научные критерии. И чтобы иметь такие критерии, нужно изучить все исламские науки из истоков у настоящих, зрелых и благочестивых (богобоязненных) ученых. Только тогда, когда к этому прибавляются факторы морали, сдержанности, способность оценивать все правильно и мудро, можно предотвратить угрозу попадания на край пропасти.
Хазрат Али, оказавшийся между двумя огнями, решил отступить назад, чтобы утихомирить хариджитов. Потому что они, воспользовавшись отсутствием людей, могли бы погубить жен и детей отсутствующих воинов.
Али ибн Абу Талиб пошел со своими людьми в сторону хариджитов. Приехав в Мадоин, он послал человека в Нахравон, где разместились хариджиты, и передал через него следующее: «Отдайте нам тех, кто убил наших людей, мы их накажем, потом оставим вас и отправимся в Сирию, может быть, Аллах вернет вас в лучшее положение, чем сейчас».
Они ответили: «Мы все убивали ваших людей. И ваша, и их кровь для нес не запрещена».
И тогда хазрати Али сам лично пошел к ним, проповедал и предупредил их. Но все это не подействовало на хариджитов. Они не захотели примирения и начали призывать друг друга готовиться к битве. Когда дело дошло до этого, хазрат Али привязал Абу Айюбу ал-Ансарий флаг мира и приказал оглашать:
«Кто подойдет к этому флагу - он неприкасаем, кто пойдет в Куфу - он неприкасаем, кто вернется в Мадоин - он неприкасаем!».
Это принесло пользу. Многие хариджиты выбрали сохранность. Всего около тысячи людей во главе Абдуллаха ибн Вахб ар-Росий выбрали сражение.
Али ибн Абу Талиб да будет доволен им Аллах строго приказал своим людям не начинать сражение первыми. Хариджиты первыми начали бой.
Почти все они погибли в битве. А от людей Али ибн Абу Талиба да будет доволен им Аллах всего семеро пали смертью шахидов.
Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует предсказывал в своих хадисах о появлении хариджитов.
Этот хадис повествуют имам Муслим и Абу Довуд от Али ибн Абу Талиба да будет доволен им Аллах.
В нем Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует сказал следующее:
«Из моей уммы выйдут люди, читающие Коран. Ваше чтение ничто перед их чтением. Ваш намаз ничто перед их намазом. И ваш пост ничто перед их постом. Однако они отойдут от Ислама подобно обратно вышедшей из лука стреле. По их мнению, это все идет им в пользу. На самом деле это для них вред.
Если воины, приносящие им несчастье знают решение своего пророка, то они остановятся от действий. Знамением этого будет один человек среди них. У него на запястье не будет одной кости. В кончике его руки будет пуговка похожая на грудную пуговку. На нем будут белые волосы».
Как только закончился бой с хариджитами, хазрат Али поручил своим людям найти человека с такими приметами. Они его не смогли найти. Али ибн Абу Талиб огорчился от этого и сам стал его искать. Наконец, он подошел к тому месту, где тела убитых лежали грудой и приказал просмотреть каждого. И там обнаружили его труп. Тогда хазрат Али сказал: «Аллах Акбар (велик)! Я не стал лжецом по отношению Мухаммаду да благословит его Аллах и пирветсвует! Вот он! Рука короткая! В нем нет кости! И на кончике пуговка, похожая на пуговку женской груди! И на нем пять, семь волосинок!».
Существуют еще несколько преданий, похожих на этот хадис. Ученые досконально изучили эти предания и сделали основательные выводы. Эти хадисы и изучение их толкований помогут понять причины многих неприятностей, происходивших и происходящих в Исламском мире. Это вывод ученых.
Давайте внимательно рассмотрим эти предания. Надеемся, что это поможет нам сделать полезные для себя выводы.
Качества хариджитов
Ученые-мухаддисы (ученые науки хадисов) повествуют в своих книгах несколько преданий кроме вышеприведенного хадиса под заглавием «О хариджитах и выскочивших людей из религии». В этих хадисах они говорят о некоторых нежелательных людях и общинах, появляющимся в умме Мухаммада да благословит его Аллах и пирветсвует в будущем и напоминают об их качествах для предостережения. Это является призывом и к осторожности от этих качеств для мусульман.
Здесь напомним уважаемому читателю, что в преданиях некоторые качества могут повторяться, это не является ошибкой стиля, это связано с тем, что хадисы были пересказаны в различных ситуациях, в разное время и в разных местах. Вследствие того, что мы их изучаем вместе, мы вынуждены приводить текст предания полностью, потому что там упоминается о качестве, которое не было упомянуто раньше.
Во-вторых, при изучении доводов, аргументов для доказательства их силы один и тот же хадис приводится повторно, если повествующие или передающие будут меняться. Например, хадис, который передал только имам Бухорий будет считаться менее сильным чем тот, который был передан вместе с ним еще одним мухаддисом. Надеемся, что уважаемые читатели из этих соображений не сочтут за труд некоторые повторы.
Имам Муслим и Абу Довуд передают от Абу Зарра да будет доволен им Аллах: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: Истинно, после меня из моей уммы или в будущем после меня из моей уммы выйдут люди. Они читают Коран. Но он не пойдет дальше чем их глотки. Они выйдут из религии как стрела из лука. Потом они не возвратятся. Они самые худшие из людей и животных.»
В тексте Абу Довуда: «В будущем в моей умме будут разногласия и разделение. Будет такой народ, которые говорят красиво, поступают неправедно.
Они читают Коран. Но он не идет дальше чем их горло. Они выйдут из религии как стрела из лука. И не вернутся обратно, пока стрела не вернется в свое место. Те являются наихудшими из людей и живности. Они призывают к Книге Аллаха, хотя у самих нет ничего из нее.»
Имам Термизий передает от Абдуллаха ибн Масъуда да будет доволен им Аллах: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: При приближении конца света выйдут люди. Они молоды, разум их слаб. Читают Коран. Он не идет дальше чем их горло. Они говорят самые лучшие слова людей. Из религии выйдут словно стрела из лука.»
Действительно, в другом хадисе от Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует говорится, что описание народа, который будет читать Коран, но он не идет дальше чем их глотки, который выходит из религии как стрела из лука, является описанием хариджитов-харуритов и других хариджитов.
Из этого предания мы понимаем, что хариджиты это не только те люди, которые собрались в селении Харура во времена хазрати Али да будет доволен им Аллах, что в будущем появятся и другие хариджиты. Именно по этому наши ученые, учитывая, что в некоторых течениях сегодняшнего дня обнаруживаются вышеупомянутые качества, называют их хариджитами нашего времени.
Предания, приведенные выше, Ученые мухаддисы приводят в главах, посвященных смуте. С древних времен мусульмане заботились о том, чтобы не стать похожими этим людям, описанным в этих преданиях. Если узнавали, что один из этих качеств уже есть в них, тотчас устраняли их.
Рассмотрим список некоторых отрицательных качеств, упомянутых в преданиях.
1. Они много читают Книгу Аллаха, но он не идет дальше чем их глотки.
2. Они выходят из религии как стрела из лука.
3. Одним из наиболее распространенных качеств является то, что они не уважают мусульманских лидеров, ученых и деятелей, и стараются подрывать их авторитет своими ложными претензиями.
4. Они казнят мусульман и оставят идолопоклонников.
5. Они говорят красиво, поступают неправедно. Другие не могут говорить так, как они говорят о религии, духовности, набожности и преданности. Но у них есть слова, но нет деяний. Они отличаются тем, что не соответствуют своим словам.
6. Они призывают к Книге Аллаха, хотя у них нету ничего из нее.
Они плохо знаю Коран, чтобы показать себя, они неустанно призывают строго следовать Корану, но даже не думают следовать ей.
7. Когда харуриты выступили против хазрати Али да будет доволен им Аллах, сказали: «Решение принимает только Аллах!» Тогда Али да будет доволен им Аллах сказал: «Праведным словом сказано неправедное. Они говорят праведное лишь языком. Но оно не идет дальше чем их глотки.»
8. Вызывают смуту, предвзято спрашивая разные вопросы из Корана, как Субайг ал-Иракий во времена Умар ибн Хаттоб да будет доволен им Аллах.
9. Они говорят самые лучшие слова людей. Тем самым привлекают внимание большинства.
10. Они молоды. То есть, основную часть течений, сеющих смуту среди мусульман в последнее время, составляет молодежь.
12. Их разум слаб. Он не достигают мудрости из-за неграмотности и недостатка опыта.
Из этих качеств можем получить частичное представление о хариджитах. Если проанализировать внимательнее, в партиях, хизбах, общинах, организациях и других течений, появляющихся в последнее время, действительно наблюдаются те или иные признаки, упомянутые выше.
Наши предки глубоко изучали эти отрицательные качества и принимали все меры для предотвращения появления таких течений, всегда старались быть подальше от людей, обладающими такими качествами.
РАЗМНОЖЕНИЕ ПРОБЛЕМ И СМУТЫ
В последнее время очень распространились разные проблемы и смуты, которые стали причиной плачевных последствий.
В Исламском мире все больше и больше появляются разные общины, организации, объединения, партии и движения, под именами, которые заключают в себе значения ислама, веры, жихада, благотворительности и другие религиозные значения. Хотя их названия, претензии и уставы различны, но цель у них одна - приобрести авторитет под прикрытием имени Ислама.
Авторитетные ученые утверждают, что причиной таких негативных случаев является ослабление позиций учреждений и ученых, заслуживающих доверие мусульман, и размножение невежественных людей, претендующих на знания, не зная своего уровня (статуса).
Видный ученый, автор десятка знаменитых книг, участник многих научных конференций, сириец Мухаммад Саъид Рамазон Бутий пишет следующее:
«Я размышляю, что в этом веке начал появляться новый Ислам по представлениям несколькими кругов. Он не будет ниспослан как вахий от Аллаха. Но вытекает от идей и характеров некоторых людей. Их решения не объединяются решениями шариатских доводов и не подчиняется их аргументам. Он вытекает только из фанатизма или из похоти и легкомыслия страсти некоторых лиц и общин.
На сегодняшний день то, свидетелем чего является Исламский мир, это результаты постоянных действий «послов» этого нового ислама. Мы не знали его раньше. Они хотят поставить свой ислам на место Ислама, которого мы до сегодняшнего дня знали как послание Аллаха.
Ислам, которого мы знали, состоит из изложения уверования Посланника Аллаха, твердых шариатских доказательств, достоверных правил фикха, соблюдения того, что подразумевают ижтихады всех салафитских ученых, широте знаний и тонкости ума которых свидетельствовали все поколения мусульман.
Эта мысль и этот нрав является, по заявлению тех, кто его выдумал, якобы фикхом на основе Корана, сунны и праведных салафитов. Но вместе с этим они считают, что шариат разрешил зарезать ночью абсолютно невинных мусульман.
Они взрывают самолет, заполненный простыми пассажирами вместе с невинными людьми и говорят, что и это есть в шариате».
Подобные взгляды и критики бесконечны.
Разные движения, организации и партии, не знающих границ дозволенного, стали причиной многих несчастий для мусульман. Во многих ситуациях людей обманули их высокопарные девизы. Поэтому было много доброжелателей, которые были солидарны с ними. Но со временем все стало на свои места и истина восторжествовала. На сегодняшний день все вместе стали порицать каждого человека, каждую секту, организацию и партию, которая становится причиной разногласий, расколов, войны и скандалов в Исламском мире, причиной объявления людей неверными и грешниками.
СИТУАЦИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ
Когда Всевышний Аллах озарил нашу родину светом своей последней и совершенней религии - светом Ислама, наш народ принял эту божественную религию с прекрасным восприятием. Ислам наших предков был красивым. Вскоре появились ученые, которые были знамениты во всем мире своими знаниями во всех областях исламских, гуманитарных и естественных наук.
Особенно, наши Исламские ученые были имамами и предводителями всего Исламского мира. Только для перечисления имен наших великих предков потребуется написать многотомные книги. Но надеемся, что сейчас нам достаточно ограничиться вспоминание славных имен только некоторых из них, которые были предводителями во всем мире в своем поприще.
Имам по науке вероубеждений Абу Мансур ал-Мотуридий был известен всему миру как «мусаххихи акийдати ахли сунна» - исправитель вероубеждений ахли сунны.
Имам Бухорий был назван имамом науки хадисов - «амирул муъминийна фил хадис» - имам верующих по хадисам».
Произведение имама Замахшарий «Кашшоф» ученые охарактеризовали так - «Если бы не было «Кашшофа», то толкования Корана остались бы не открытыми».
Книги имама Даббусий и имама Баздавий о методах фикха, послужили основами книгам Ханафитского мазхаба.
Книги имама Бурхониддина Маргилоний и имама Косоний по наукам фикха стали основными книгами Ханафитского мазхаба.
Тарикаты Кубровия, Накшбандия и Яссавия по науке тасаввуфа стали самыми распространенными тарикатами по всему миру.
Можно долго продолжить этот список. Но так как нашей целью является не этот список, а другое, ограничимся этим. Таким образом, можно сделать вывод, что наша страна была авангардом в мусульманском мире, и ученые нашей родины были учителями мусульман по этим наукам.
Вместе с тем, существуют и такие вещи, которые рассказывается не всем. Справедливости ради надо отметить, что в то время, как наш край является родиной выдающихся ученых ахли сунны вал жамоа и Ханафитского мазхаба, появлялись и некоторые распутники, хотя их было очень мало. В качестве примера можем упомянуть Хакима ибн Хашима, который объявлял себя господом и Жахма ибн Сафвона Самаркандий, основателя вредительской секты Жахмия.
Но, хвала Аллаху, такие подстрекатели являлись исключениями. Потому что любой подстрекатель сталкивался с жесткой критикой наших сильных исламских ученых и срочно уничтожался морально.
Позже, как и во всем исламском мире, и в нашей стране начался период упадка. Этот упадок, возникший в основном в результате отчуждения от исламских учений, закончился захватом нашего края монгольскими захватчиками.
Со временем захватчики, которые стали победителями с помощью оружия, оказались побежденными с неожиданной стороны. Они приняли религию народа, которую они захватили, и стали мусульманами. Аллах выбрал наших ученых причиной возникновения этого редкого случая в мировой истории.
Вновь в нашей стране начался период процветания. Произошло развитие в просвещении, в науке и культуре. Появились видные ученые разных областей.
К сожалению, со временем, наша страна во времена деспотического правления вновь пришла в упадок. На этот раз упадок привел нашу страну к захвату русских. Конечно же, этот захват нанес больше вреда именно в религии. Распространение религии захватчиков повсюду было особенно большим несчастьем.
Большевики, свергнувшие царскую Россию, объявили, что построили безбожное государство. Они сочли честью для себя ведение политики антирелигиозной репрессии. Они отнеслись жестче к Исламу, чем к другим религиям. Большевики устроили резню тысячи наших ученых как овец, посадили в тюрьмы и сослали в Сибирь. Они разрушили многие тысячи наших медресе и мечетей, превратили их в руины, сделали их амбарами, туалетами и местами для питья водки. Эти безбожники сжигали, бросали в воду и закапывали в землю священную книгу Аллаха - Коран и другие книги, которые являлись жемчужинами нашей культуры.
По свидетельству пожилых людей, были уничтожены и те, к чьим именам прибавлялись качества муллы и кори (чтецов Корана), хотя некоторые из них толком не умели делать намаз. В дни Рамазана (поста) всех заставляли есть хлеб. Человека, у кого дома нашли роман «Прошедшие дни», написанный арабскими буквами, посадили в тюрьму, обвиняя в набожности.
А чего только не сделала одна женщина в недавнем прошлом, которая стала секретарем по идеологии компартии Узбекистана! С целью уничтожения Ислама она по-своему начала репрессии, увольняя с работы государственных служащих, которые участвовали в похоронах своих родителей. Люди стали бояться читать жаназу (похоронную молитву) родителям. Никох (обряд бракосочетания) тоже был объявлен преступлением.
По телевизору стали хвалить тех, кто не делал жаназу родителям, не делал никох своим детям. Было приказано удалить из художественных произведений такие слова, как Аллах, Бог, тот свет, которые связаны с религией.
Эта секретарша, приехав в один из вилоятов, по своей привычке навестила кладбище. Увидев отдельно стоячий гроб, спросила, чей это гроб. «Гроб одного хожи» сказали ей. «Его похоронили отдельно из-за того, что он был хожи, переселить гроб! Я опять приду и специально поверю. Если он не будет переселен, то я тебя уволю» - сказала она первому секретарю райкома.
Начали тревожить гроб, который спокойно простоял в течение многих лет. Устаревшие дети погребенного человека горько плакали, кружась вокруг кладбища. Люди, которые должны были перенести гроб, умоляли первого секретаря просто выравнять гроб с землей и сделать поддельный гроб на другом месте. Но секретарь побоялся своего руководителя и потребовал, открыть гроб покойного хожи и извлечь кости.
Из старого гроба вышло несколько костей. Их со слезами заново похоронили в то место, которое указал секретарь компартии.
Но ни секретарша, ни ее подручные не знали, что компартия лежала в агонии смерти, а их империя катилась в пропасть.
И здесь наступила долгожданная нашим народом независимость.
Это был период, когда в религиозной жизни мусульман начались резкие изменения. Старые мечети стали снова открываться.
Начали строить новые. Начали открываться религиозные учебные заведения для налаживания религиозного образования. В мечетях начали учить желающих. Началась печататься и религиозная литература. Исламские ученые стали выступать по радио, телевидению и в прессе. Постепенно народ начал возвращаться к религии.
Благодаря этому, авторитет религиозных ученых среди народа стал резко расти. Как и в других отраслях жизни, в религиозной среде тоже началась свобода и гласность. Постепенно стали приезжать разные люди из зарубежных стран. В 1990 году многие люди совершили хадж. Это тоже было воспринято как большое явление (новшество, изменение). В общем, повсеместно в области религии происходили большие изменения.
Именно тогда начали появляться наши нынешние трудности. Увидев склонность народа к Исламу, разные типы перешли к пользованию этим явлением для своих благ. Смешалось белое и черное, добро и зло, хорошее и плохое. Каждый человек и группа начали изъявлять свое уважение к Исламу, и претендовал на мусульманство. Даже те, кто только еще вчера верой и правдой
служили научному атеизму, стали претендовать, что служили исламу, находясь внутри врага.
Повышения авторитета исламских ученых нарушила спокойствие тех, кто по-своему, тайно изучал арабский язык и религиозные книги. Они начали бороться за славу. Сначала они освоились в некоторых мечетях. Потом начали штурмом захватывать и другие мечети.
Они начали объяснять иностранцам, что они настоящие мусульмане, а те, кто работают в религиозной области – являются марионетками государства. Таким образом, они стали получать материальную помощь от иностранцев, расширять свои цели. Они начали давать своим сторонникам приказы, порождающие разногласия среди мусульман, осуществлять планы завоевания мечетей путем скандалов.
Иностранные «учителя» впали в спешку. За рубежом был распечатан и привезен устав политической партии. Для учреждения партии были выбраны лица, не имеющие достаточных знаний ни о партии, ни о политике и ни об Исламе. В результате была допущена еще одна большая ошибка.
Участились и визиты иностранцев и ошибки, которые происходили с их участием. Идеологический вакуум, образовавшийся в результате крушения долголетней коммунистической идеологии, давал о себе знать. Иностранные «деятели», потерпевшие фиаско в своей стране, начали использовать в своих целях бесконечную привязанность нашего народа к Исламу. Тем, кто горел желанием познавать Ислам, они стали преподносить свои идеи как религиозные учения, которые необходимо беспрекословно принимать.
Наши люди, которые жаждали каждой фразы об Исламе, принимали эти идеи как сокровенную правду. Для человека, не обладающего никакой информацией об Исламе, каждое слово иностранцев казалась чудотворной правдой.
Постепенно начали распространяться и переведенные книжки. Наши люди, увидев их, воспринимали эти книжки как жемчужины Ислама. Им даже в голову не приходило, что эти книжки не могут передать даже миллионную долю учений Ислама. Они совершенно не знали, что книги о Исламе, последней и совершенной религии Аллаха и его учении наполняют весь мир. Они воспитывались в духе отрицания всего того, чем был полон мир и чего они не знали, но считали всеобъемлющей правдой то немногое, что знали.
Наши «соотечественники», которые решили изучать Ислам от господ иностранцев, отодвинув мазхаб веры ахли сунна вал жамоа и Ханафитский фикх, воспринимали первую встречную секту, организацию или партию как весь Ислам. Книги, которые им давали их покровители, воспринимались ими как самое правдивое и совершенное произведение в мире.
В то время как групп, организаций и партий в Исламском мире было не сосчитать. А добравшиеся к нам были самыми немощными, неудачными из них, которые в своей стране не были приняты. А у тех из них, дела которых в своей стране шли нормально, были заняты своими заботами, и у них не было ни времени и ни желания пойти в другие страны.
Если кто-то сомневается в этом, мы готовы составить список всех существующих движений, групп, общин, партий в Исламском мире и рассмотреть их рейтинг (авторитет). Если эти группы, пришедшие к нам, не окажутся в конце списка, то мы готовы приносить извинения и взять свои слова обратно.
И точно также, если мы составим список иностранных «учителей», пришедших в нашу страну, то мы уверены, что их не признают ни в Исламском мире, ни в своих странах, городах и селениях.
Теперь мы можем окончательно проверить, что же преподнесли нам типы, движения и партии, которые учились Исламу у иностранцев. Пожалуй, ни у кого нет сомнений, что здесь нету ничего стоящего. Но очень много вещей, которые можно отбросить.
Здесь полно разногласий, скандалов, порицания людей в качестве неверных, лицемеров, грешников, причинения несчастий себе и другим и т.д.
Перейдем к точному примеру
Теперь перейдем с общих слов к точным аргументам и примерам.
Конечно, можно подробно говорить о всех течениях, движениях и партий. Но это потребует и от автора, и от читателя много времени и энергий. Также мы не выбрали целью определенное течение, движение или именно одну партию. Мы намерены изложить общие правила. Поэтому в качестве примера взяли сторону, распространившую наибольшее количество письменной информации среди людей. Конечно, причина этого - не бессилие анализировать идеи и ошибки, и опровергать другие стороны, противоречащие ахли сунне вал жамоа и уважаемым мазхабам фикха. С целью взятия примера с обычного явления и понятности для людей мы решили рассмотреть сначала деятельность хизбут тахрир Хизбут тахрир, как и другие нежелательные течения, перешел в нашу страну тайно. Хизбут тахрир, который всегда готовился работать (действовать) тайно, здесь действовал быстрее других. Нашел себе последователей. Увеличил число своих подразделений, которые называются «халка». Опубликовал книги и свой журнал.
Члены хизбут тахрир не устают повторять, что их хизб являются праведной уммой, которую упомянул Аллах в Коране, что они являются единственной течением, которая найдет спасение, упомянутой в хадисах Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. Есть и другие восхваления, которые тоже не хуже, чем эти.
А противники хизбут тахрир обвиняют их в неверии, в заблуждении, в подстрекательстве и в разных больших грехах. Они не устают ругать и проклинать хизбийцев, используя все плохие слова словарного запаса.
Мы хотим предоставить вам некоторую информацию, являющуюся плодом научных дискуссий, отложив в сторону слова двух сторон.
Сведения взяты и дословно переведены из книги «ал-М