Вторник Мухаррам 5 1447 | Вторник июля 01 2025

Никому не секрет, что в настоящее время по всему миру происходят неприятности, разногласия и скандалы. Знаем и то, что в этих неприятностях есть стороны, касающиеся мусульман. Известно, что в широком масштабе ведутся действия, направленные ликвидации последствий таких случаев и их предупреждения. С этой целью ведется диалог между религиями, цивилизациями, культурами, регионами и государствами, и эти диалоги перерастают в эффективные мерам.


Растет активность в этой сфере в исламском мире - в неотъемлемой и наиболее пострадавшей от этих неприятностей части мирового сообщества. Жестко обвиняется религиозный фанатизм, экстремизм, военные действия. В широком масштабе ведутся действия, направленные на исправление допущенных ошибок. Открыто высказываются призывы, в которых говорится, что в этих действиях и делах вместе с тем, как иметь дело с другими, мусульмане должны чаще общаться между собой, прекратить разногласия и вместе должны найти правильные решения проблем.

С ИМЕНЕМ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Введение

Хвала Аллаху, благословения и мир посланнику Аллаха!
Дорогой читатель! Никому не секрет то, что в настоящее время по всему миру происходят несчастные случаи, конфликтные ситуации, разногласия и скандалы. И вам известно, что в этих неприятностях есть стороны, касающиеся нас мусульман. К тому же известно, что такие неприятности по-своему существуют в некоторых странах. В этом списке также находится наша страна.
Дорогой читатель! Никому не секрет, что в настоящее время по всему миру происходят неприятности, разногласия и скандалы.
Знаем и то, что в этих неприятностях есть стороны, касающиеся мусульман. Известно, что в широком масштабе ведутся действия, направленные ликвидации последствий таких случаев и их предупреждения. С этой целью ведется диалог между религиями, цивилизациями, культурами, регионами и государствами, и эти диалоги перерастают в эффективные мерам.
Растет активность в этой сфере в исламском мире - в неотъемлемой и наиболее пострадавшей от этих неприятностей части мирового сообщества. Жестко обвиняется религиозный фанатизм, экстремизм, военные действия. В широком масштабе ведутся действия, направленные на исправление допущенных ошибок. Открыто высказываются призывы, в которых говорится, что в этих действиях и делах вместе с тем, как иметь дело с другими, мусульмане должны чаще общаться между собой, прекратить разногласия и вместе должны найти правильные решения проблем.
Естественно, и в нашей стране ведется определенные действия в этом направлении. Надеемся, что эти труды дадут свои плоды.
Было бы целесообразно, если в таком благодеянии будут участвовать больше людей, в широком масштабе.
Так как автор этих строк был занят другими делами и, считал, что существуют эксперты этого дела, стоял в стороне. Но не желая этого, отвечая на вопросы и объясняя какую-то тему ему часто приходилось вмешаться в эту проблему. Постепенно вопросы, просьбы и предложения стали увеличиваться в количестве. Некоторые родители, родственники, просто мусульмане, ученые и специалисты стали предлагать написать книгу, посвященную этой теме. На сегодняшний день эти предложения переросли в требования и просьбы. Естественно, в требованиях стали напоминать про обязанность и чувство ответственности перед Аллахом.
Именно это - чувство обязанности и ответственности перед Аллахом, страх перед Судным днем подтолкнула Вашего покорного слугу написать следующие строки.
Поэтому, я хотел бы, чтобы мои мысли, изложенные в настоящей книге, вы принимали как советы и искренние наставления мусульманина для своих братьев по религии. Ибо, Имам Бухорий и другие наши мухаддисы (специалисты по Преданиям о Пророке) передают в хадисе, который повествовал Тамийм ад-Дорий, (да будет доволен им Аллах - да будет доволен Аллах им), что Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует (да благословит его Аллах и приветствует), сказал: 
«Религия - это насиха (проявление искренности)».
Вариант: «Вера есть (проявление) искренности (насиха)».
В этом хадисе наш Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует, говоря в присутствии своих сподвижников о необходимых вещах для полноценной веры, сказал: 
«Религия - это насиха (проявление искренности)».
Слово «насиха» (искренность) в словаре обозначает благожелательное и искреннее отношение; искренний совет, объективность, беспристрастие, чистоту и правдивость. А по обычаю оно обозначает то, что один человек искренними намерениями, с чистой душой, правдиво дает другому правильные советы.
Слова Ппророка соллаллоху алайхи вассалам, «Религия - это насиха» обозначают, что основная сила религии в благожелательном, искреннем отношении.
К тому же то, что скрытие своих знаний является тяжелейшим грехом, также призвало нас начать это дело.
Передают от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Если у кого-то спросят о знании, и тот человек, зная ответа, скроет его, то в судный день Аллах НАКАЖЕТ его с горящий уздой». Передали Абу Довуд и Термизий.
В этом хадисе наш Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует, показывая нам, каковы будут последствия скрытия знаний, тем временем призывает к распространению знаний.
Значит, если кто-то будет скрывать свои знания, не распространяя другим, то в судный день он обязательно будет наказан особенным образом. Сказано, что такого человека Аллах накажет горящей уздой. Это значит, что Аллах ввергнут его в ад, а там он будет подвергнут пыткам и это доставит определенную муку.
В Исламе считается, что знание не принадлежит ученому, который знает его, а принадлежит обществу, в котором этот ученый живет. А ученый считается доверенным, надежным хранителем этого знания. Ученый должен дать знания, когда общество нуждается в этом. В противном случае, считается что он предал свое общество. И если это ему сходит с рук в этой жизни, то в потусторонней жизни он будет наказан обязательно.
Надеюсь, что изложенные ниже мысли Вы примете в качестве труда ради согласия Аллаха, совершенного с глубоким пониманием этой ответственности.

Автор.

С ИМЕНЕМ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Божественный порядок приема религии

Хвала Аллаху соответственно Его Величия!
Полные и окончательные благословения и мир нашему Пророку!
Аллах создал весь мир. Он создал человека, Адама сделав глину с земли, чтобы он был его преемником на земле. Из него создал Еву. От Адама и Евы он размножил многих мужчин и женщин.
Чтобы Аллах мог учить создавшегося человека как жить в мире, которого он создал, он решил время от времени посылать сборник божественных учений, который называется религией.
Чтобы научить человека, которого Он сам создал, как жить в этом мире, Аллах решил время от времени посылать сборник божественных учений. Этот сборник называется религией.
Аллах решил, что не сам будет посылать божественную религию людям, а будет посылать её через своего ангела, по имени Жаброил. Разумеется, сделать эту работу самому Аллаху без Жаброила было очень легко. Но с жалостью к своим рабам он выбрал посланником Жаброила алайхиссалома. Потому что человек не смог бы вынести получать каждое учение непосредственно от самого Всевышнего Аллаха.
Аллаху было очень легко обеспечить, чтобы все его рабы лично приняли религию от ангела Жаброила. Но Он этого не сделал. Он решил, чтобы самый зрелый, самый мудрый, самый надежный, самый умный, самый ответственный и самый проницательный среди его рабов принял божественное учение от Жаброила. Этот раб был назван пророком.
Пророк был послом Аллаха. Божественные знания, которые получал от Всевышнего, он передавал своему народу, и сам показывал личный пример в следовании этим знаниям. Пророк был учителем своего народа. Он учил каждую большую и малую вещь своему пароду, и служил примером в соблюдении божественного учения. А народ спрашивал у пророка все, что им было нужно, и таким образом они обучались.
Вместе с тем, у каждого пророка рядом были свои близкие люди, которые были преданными помощниками пророков. Эти люди изучали божественное учение лучше других, и были постоянными помощниками пророка.

 

Во времена Пророка (алайхиссалам)

Когда настало время, Аллах решил ниспослать свою окончательную и совершенную религию для своих рабов - Ислам. Пророком этой религии Аллах выбрал наилучшего среди своих рабов - Мухаммада да благословит его Аллах и пирветсвует. Аллах начал посылать Мухаммаду да благословит его Аллах и пирветсвует через своего ангела Жаброила алайхиссалама Священную книгу Коран, которая останется чудным явлением до Его Судного дня.
Мухаммад да благословит его Аллах и пирветсвует принимал аяты Священного Корана и достоверно передавал их своему народу. Первое поколение мусульман - сподвижники принимали с большим уважением каждое слово сказанное Посланником Аллаха. Пока не стали полностью следовать каждому аяту Корана, которым их учил пророк, они не переходили на другой.
Сначала были ниспосланы аяты, формулирующие учения о вере и убеждении, о единобожии и о том, что нужно остерегаться от ширка (многобожия). Потом были ниспосланы аяты об этике и морали мусульман. Вместе с тем, ниспосылались аяты, порицающие неверие и многобожие, а также описывающие деяния неверных и многобожников.
Только после того, как в сердцах мусульман были смыты влияние неверия и ширка (многобожия), и после того, как их заменило единобожие, были ниспосланы аяты о необходимости намаза. Это великое явление произошло в десятом году пророчества Посланника Аллаха да благословит его Аллах и пирветсвует. Уже тот факт, что аяты были ниспосланы в таком порядке, означает, что сначала необходимо обрести правильную и крепкую веру. Потому что в Исламе все должно быть основано на чистой и нерушимой вере. 
 Только после того, как сподвижники во главе с Пророком да благословит его Аллах и пирветсвует переселились с высокочтимой Мекки в осветленную Медину, были ниспосланы аяты о необходимости поста (савма), хаджа и заката.
В те времена мусульмане изучали все исламские учения только от Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. Если у кого-то появлялся вопрос, то он обязательно приходил к Посланнику да благословит его Аллах и пирветсвует, чтобы спросить религиозное решение.
Отсюда вытекает, что мусульманам необходимо спрашивать и узнавать то, что не знают, у выдающихся ученых своего времени.
По этому никому не позволяется самовольно истолковать исламские законы. Если кто-то и ослушался, то пророк Мухаммад да благословит его Аллах и пирветсвует сам жестко порицал это.
Имам Абу Довуд повествует от Жабира ибн Абдуллаха да будет доволен им Аллах: «Мы вышли в путь. Одному из нас камнем разбило голову. Потом этот человек осквернился и он спросил своих спутников: «Найдете ли вы мне разрешение на таяммум (омовение песком)?». Они ответили: «Мы не можем, так как ты в состоянии использовать воду». Тогда он сделал гусл (полное омовение) и умер. Когда мы пришли к Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует, ему рассказали об этом. Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует сказал: «Его (казнили) убили. Пусть Аллах убьет их! Если они не знали, то не могли бы спросить?! Истинно, невежество лечится спрашиванием. Ему было достаточно сделать таяммум, наложить на рану повязку, затем обтирать её сверху и потом обмыть остальную часть тела».
После этого события все мусульмане еще лучше поняли, что самоуправство в религии, самовольный подход к религиозным фетвам может привести к гибели. 
Даже если самоуправство делалось для того, чтобы делать больше, чем указано в шариате, Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует не прощал этого. Наоборот, он жестко порицал такое старание.
Однажды трое из сподвижников пришли к матери правоверных Аише, и спросили о добровольных богослужений Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. Мать Аиша рассказала всем троим все, что есть. Тогда добровольных деяний Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует им показалось мало. Они сказали: что Аллах уже простил Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует его прошлые и будущие грехи, и ему не обязательно делать дополнительные богослужения, но мы должны делать побольше дополнительных деяний.
Один из них сказал: «Я стану постоянно соблюдать пост».
Второй сказал: «буду молиться каждую ночь напролёт»
Третий сказал: «Я никогда не женюсь»
Их разговоры дошли до Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. Он да благословит его Аллах и пирветсвует очень рассердился на это. Потом он вышел в мечеть и сделал проповедь. А в конце высказал следующий хадис:
Имамы Бухорий, Муслим и Насаи повествуют от Анаса да будет доволен им Аллах:
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: 
«Знайте! Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и больше вас боюсь Его. Но и держу пост, а иногда не держу. Я молюсь и сплю. И заключаю браки с женщинами. Тот, кто не желает следовать моей Сунне, не имеет ко мне отношения!» 
После этого случая сподвижники перестали делать без спроса что-либо лишнее даже в поклонении.
Там, где Посланник да благословит его Аллах и пирветсвует не мог присутствовать, поручал исламское учение только своим очень доверенным людям. Эти люди имели основательные знания. Некоторые люди, пришедшие для хаджа из Медины уверовали и присягнули Посланнику да благословит его Аллах и пирветсвуету в Акабе и попросили его дать им учителя. Тогда Посланник да благословит его Аллах и пирветсвует направил с ними Мисъаба ибн Умайра да будет доволен им Аллах. И этот человек стал учить жителей Медины тому, чему он научился у Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует.
Несмотря на то, что сподвижники, которых Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует отправлял распространять Ислам в другие страны были выдающимися учеными, он сначала проверял их знания и давал им указания.
В хадисе, переданном Имамом Абу Довудом, Имамом Термизий и другими повествуется так: 
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует, посылая из своих сподвижников Муоза ибн Жабала да будет доволен им Аллах в качестве своего представителя в Йемен, спросил его: «Если тебе придется принимать какое-то религиозное решение, как ты это сделаешь?»
Он ответил: «Я приму решение по книге Аллаха»
Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует спросил:
«А если этого нет в Коране?»
«По сунне Посланника Аллаха» ответил он.
Он да благословит его Аллах и пирветсвует спросил:
«А если этого нет ни в сунне Посланника Аллаха, ни в книге Аллаха?»
«Сделаю ижтихад по своему . Не сдамся», ответил он.
Тогда Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует похлопал по его груди и сказал: «Хвала Аллаху, который наделил посланника Посланника Аллаха тем, что ублаготворяет Посланника Аллаха».
Так же Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует постоянно поручал своим сподвижникам, чтобы они были осторожны в призывании людей к религии. Он объяснял, что для того, чтобы не отпугивать и отчуждать от религии людей, только начинающих уверовать, нужно разъяснять основы религии проще, учитывая при этом уровень убеждений, духовно-физические возможности каждого человека или конкретной общины, проповедовать такие деяния, которые они в состоянии выполнять и ни в коем случае никого не принуждать ни к чему. Об этом от Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует был высказан и такой хадис:
Имам Бухорий и имам Муслим повествуют от Анаса да будет доволен им Аллах:
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: 
«Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)».
И так, к концу благословенной жизни Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует, пути и методы объяснения Ислама людям и его соблюдения были полностью сформированы.

Повиновение в Исламе

Об этом в священном Коране и в сунне Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует дано множество рекомендаций для исламской уммы.
Всевышний Аллах возвещает:
«O вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь o чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу.»
Сура Ниса (Женщины), аят 59
Перед тем, как взяться за что-то, мусульмане пытаются разузнать решение шариата по этому делу. Сначала они ищут решение в Коране. И если решение этого дело существует в Коране, то они повинуются этому. Потому что, в начале аята сказано:
«O вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху». 
Повиновение Аллаху означает повиновение священному Корану. 
Если решение по этому дело не упомянуто в Коране, обращаются к сунне Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует. 
В аяте приказано, чтобы подчинялись Пророку в качестве второго источника. 
«повинуйтесь посланнику»
При жизни подчинение Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует означало повиновение ему лично, позднее это стало означать повиновение его сунне.
Если мусульмане столкнулись с вопросом, решение которого не упомянуто ни в Коране и ни в сунне, то решение такого вопроса предоставляется главенству мусульман. Выдающиеся ученые, достигшие статуса ижтихад, принимают решение на основе правил Корана и сунны.
Решение, принятое мужтахидами, признанными в мусульманской умме, в фикхе (исламской юриспруденции) называется «ижмоъ».
Соблюдение ижмоъ является важибом для каждого мусульманина. Потому что в этом аяте есть повелевание:
«+повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас+». 
А подчинение повелеваниям Аллаха является важибом (обязательно). Но существует несколько условий в подчинении руководителям. Во-первых, в аяте сказано «среди вас». Когда говорится «обладатели власти», многие подразумевают правителей.
Это ошибка. На самом деле, хотя в аяте имеются в виду любые (все) обладатели власти, наши ученые фикха объясняют, что под «обладателями власти» в этом аяте подразумевается согласованное и совместное решение по определённому вопросу учёных Ислама, достигших уровня ижтихада.
Фраза:
«Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день»
является основанием для четвертого источника для принятия решения в шариате после Корана, сунны и ижмоъ.
Скажем, в жизни мусульман появилась новое явление. Именно эта проблема не упомянута ни в Коране, ни в сунне, но есть другое явление, похожая на это. Ученые принимают новое решение методом сопоставления этих схожих вопросов. Это называется «киёс» (сопоставление, сравнение).
«Это - лучше и прекраснее по исходу.»
Если внимательно подумать, то в третьем и четвертом источниках - в ижмоъ и киёсе принимают участие выдающиеся ученые мусульман. А это показывает, насколько велика роль выдающихся ученых, основательно знающих Коран и сунну. Почти такой же смысл имеет следующий аят Корана:
A когда к ним придет какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом. A если бы они вернули его к посланнику и обладающим властью y них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его. Сура Ниса (Женщины), аят 83 
Ситуация, описывающаяся в этом аяте, является фактором, ослабляющим любое общество изнутри. В частности, этот метод используется врагами, чтобы посеять смуту среди мусульман, устраивать разногласия между ними, разрушать и обессилить их ряды. Враги применяют этот метод пользуясь наивностью и невежеством мусульман. Потому что они: «когда к ним придет какое-нибудь дело, безопасное или опасное, они разглашают об этом» 
Некоторые люди, услышав что-либо, спешат его распространять. Они не подумают даже, польза или вред от этого для мусульман.
Они не подумают, что лучше для мусульман - распространение или нераспространение этой вести. В результате, среди мусульман появляется смятение и разногласие. Это преломляет их духовную и моральную силу.
Если мусульмане следовали бы своей религии, то они не были бы легковерными, наивными. Не стали бы распространять сразу услышанное. Потому что, по законам Ислама нельзя распространять все услышанное.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: 
«Достаточно того, что человек болтает, все что слышал, чтобы его считали лжецом».
Услышав важную весть, мусульмане не должны стараться распространять его, они должны поступить иначе. То есть, «A если бы они вернули его к посланнику и обладающим властью y них, тогда узнали бы его те, которые стараются проникнуть внутрь его»
Значит, при жизни Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует, в таких случаях спрашивали его самого. Тогда он указывал что делать.
А позднее, рекомендуется обращаться к «обладателям власти из вас», то есть к ученым. Конечно же, эти обладатели власти примут необходимые меры. Так как среди них есть специалисты разных областей, у них есть возможность достичь корня каждой проблемы, установить правду. Они же смогут добраться до сути подобных вестей и могут предпринять нужные меры. В результате не будут распространяться разные слухи, не возникнут недоразумения среди мусульманами. И не будет разногласий между ними. Не нарушится их строй, и их общество не ослабеет.
Значит, как и в любой сфере, если в религии появится какая-то проблема, нужно уточнить у знающих ученых, правильно ли это или нет. Затем нужно действовать на основе этого.
Вмешательство малограмотных или не имеющих религиозных знаний людей приведет к большим катастрофам. По этому, только тот, кто основательно изучил специальные знания, получил разрешение больших ученых, может разъяснять людям Исламкие законы и учение. Вмешательство остальных в это дело недопустимо.
Познакомимся по этому поводу с хадисом, который повествовали имам Абу Довуд и имам Ахмад: Повествуется от Авфа ибн Малика да будет доволен им Аллах: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Людям говорится только со стороны повелителя или повеленнего или лицемера».
В этом хадисе речь идет о людях, имеющих и не имеющих права на религиозные учения, проповеди, наставления и научные беседы в мусульманской умме.
Руководителем по религиозным учениям для мусульман должен быть только такой человек среди них, который прежде всего действительно должен лучше знать Ислам, быть богобоязненным, ученым, умным и обладать рядом добродетелями.
Именно этот лидер в первую очередь имеет права приказывать, запрещать, наставлять мусульман.
Во вторую очередь на это имеет права только тот человек, которому переданы полномочия руководителя. Такие люди должны иметь официальное разрешение - свидетельство о полном знании шариата или иметь разрешение знаменитых и признанных ученых. Только такие люди имеют права приказывать одобренное и запрещать от неодобряемого, наставлять мусульман.
Если кто-то, не имея указанные качества, сделает это, тогда это будет лицемерием. Они лицемерят, чтоб показать себя учеными. Путем лицемерия они стараются заслужить авторитет, завоевать доверие и уважение мусульман. Но на самом деле они обманывают.
Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует в своих нескольких хадисах категорически подчеркивал, что если ученых станет меньше или совсем не останется, то это очень дорого обойдется для мусульман.
В хадисе, переданном имамами Бухорий, Муслим и Термизий от Абдуллаха ибн Амра да будет доволен им Аллах повествуется так: Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Поистине, Аллах не забирает знание, лишая его рабов, но Он забирает знание, забирая знающих. Когда же Он не оставит ни одного обладающего знанием, люди станут избирать невежественных руководителей. И им будут задавать вопросы, а они станут выносить решения, не обладая знанием, в результате чего сами собьются с пути и введут в заблуждение других!»
В этом хадисе Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует предвещает последствия того, когда вместо ученых, основательно знающих шариатские знания будут вести дело невежественные руководители. 
Это очень опасная ситуация.
Говорить о том, чего не знаешь - это уже заблуждение и большой грех. А говорить кому-то неправильную вещь, говоря, что «это - веление шариата», не зная законы шариата - это вообще заблуждение, равных которому нет. Потому что, в мирских делах (не в шариате), из-за ошибок, допущенных по не знанию, можно нанести вред некоторым мирским делам. Но из-за невежества в шариате можно навредить и мирскую, и загробную жизнь. Потому что вопросы шариата являются вопросами о дозволенном и не дозволенном, воздаяние и грехе, райе и аде. В этом деле вынесение фетвы по не знанию вводит заблуждение самого дающего фетву.
В то же время человек, дающий фетву без знания, вводит в заблуждение и других людей. Его ошибочная фетва испортят все.
Имамы Абу Довуд и Ибн Можа повествуют от Абу Хурайры да будет доволен им Аллах:
«Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: 
«Если кому-то дадут фетву без знания, то этот грех будет возложен давшему фетву. Если кто-то, зная правильное, укажет своему брату другое, то тогда он его предал».
В этом хадисе Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорит об очень важном вопросе - о том, что нельзя человеку давать фетву без знания.
Да, от этого хадиса мусульмане узнали о том, что человек, который говорит об исламских законах или дающий фетвы без изучения специальных знаний, не разбирающийся во всем в этих вопросах и не имеет специального разрешения, совершает большой грех.
От следующего хадиса тоже узнаем, что разглагольствовать об исламских законах и пытаться давать фетвы без знаний является чрезвычайно опасным занятием.
Повествуется от Убайдуллоха ибн Абу Жаъфара: «Пророк да благословит его Аллах и пирветсвует говорил: «Тот, кто из вас решительнее на фетву, тот решительнее попасть в ад».
Кто не боится попасть в ад, тот дает любые фетвы без оглядки. 
Эти учения были основательно изучены и соблюдены первым поколением мусульман. На их основе были даже разработаны специальные правила.
Абдуррохман ибн Абу Лайло повествует, что он обратился к сто двадцати сподвижникам по поводу одного вопроса, и все они рекомендовали спросить у кого-то другого.
Уже тогда было введено правило, по которому человек, знающий о существовании человека более ученого, чем он сам, не должен был сам отдавать фетву, а должен был посоветовать обратится к этому ученому человеку.
Мусульмане бескомпромиссно боролись с теми, кто был против этого правила, и благодаря этому они берегли себя от разногласий и от неприятностей.

 

Во времена хазрат Абу Бакра

После кончины Пророка да благословит его Аллах и пирветсвует руководителем стал хазрат Абу Бакр. И тогда многие арабские племена заявили, что они давали закят Пророку да благословит его Аллах и пирветсвует и отказались давать его другому. Это было самовольное толкование религиозных законов и неправильное распоряжение.
Хазрат Абу Бакр объявил их муртадами (вероотступниками) и пошел на них со своим войском, хотя они уверовали, молились, держали пост и посещали хадж. 
Началась знаменитая война в истории Ислама, названная войной «Ридда». Все, кто отказались от закята были полностью свергнуты. Все увидели, какое наказание ждет тех, кто проповедует законы Ислама по-своему. По этой причине никто впредь не осмелился совершать самовольности. Общество продолжило жить счастливой жизнью, соблюдаю религию Аллаха.

Во времена хазрат Умара

Хазрат Умар, сам будучи ученым, сильно