Одним из наиболее болезненных результатов впадения в крайности стало увеличение обвинений мусульман в неверии («куфре») – это одно из нововведений.

Никто не слышал, чтобы во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам кого-то объявляли кафиром, более того, наш Пророк саллаллаху алайхи васаллам сам категорически предостерегал мусульман от этого.

Передается от Анаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Три вещи являются основой веры:

Не причинение вреда человеку, который сказал: «Лаа илаха иллаллаху»;

Не объявляем его кафиром из-за им греха;

Не выводим его из Ислама за деяние».

Передал Абу Давуд.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорит:

«Три вещи являются основой веры».

Это один из наиболее сильных способов повествования: сначала обозначается количество и общая значимость, а потом все рассматривается по отдельности. Итак, нам предстоит рассмотреть три вещи.

Это самые важные вещи, поскольку считаются основами веры, а для мусульманина нет ничего на свете важнее веры. Основа же веры – это самое важное из важного.

1. «Не причинение вреда человеку, который сказал: «Лаа илаха иллаллаху».

Недопустимо нанесение вреда человеку, его здоровью и имуществу, который объявил, что он мусульманин, который произнес свидетельство «калимаи шахада».

С теми, кто хотя бы внешне соблюдает видимые требования Ислама, отношения поддерживаются как с мусульманами, а внутренние секреты человека и Суд – дело Самого Аллаха!

2. «Не объявляем его кафиром из-за им греха»

Такой человек не кафир, он просто грешный мусульманин.

3. «Не выводим его из Ислама за деяние».

Если человек, произнесший слова свидетельства о единстве Бога, ведет себя в целом как мусульманин, мы не вправе объявлять его вне исламской религии и мусульманской общины за его какой-либо проступок. К таким людям применяются соответствующие их деяниям наказания по шариату. Если у человека не искажена вера, он не считается вышедшим из Ислама. Это главное правило!

Мы сможем лучше понять, почему Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уделил этому вопросу такое внимание, назвав его основой веры, когда посмотрим на последующую историю. Позже появились те, кто стал делать именно то, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил «не делаем». Отдельные группировки принялись объявлять кафирами правоверных людей за совершение греха. Они стали усердно объявлять мусульман «вышедшими из Ислама» за совершенный ими грех.

Первыми, кто осмелился на это, были хавариджиты. Они заявляли, что, «если правоверный совершит грех, то он становится кафиром», что «мусульманин, совершивший грех, выходит из Ислама».

В дальнейшем «хавариджиты» больше ничем и не занимались, кроме объявления мусульман неверными. Их страшные дела привели к истребительным войнам, пролитию крови бесчисленного количества мусульман. Самое плохое – в вопросе вероучения разгорелись ненужные противоречия и споры.

В сознании многих мусульман основа вероучения, акыда, повредилась. Только благодаря мужеству и величайшему труду алимов четырех мазхабов, людей Сунны и общины, этот вред был устранен.

Но и в последующие времена, в каждом веке появляются свои «хавариджиты». И в наше время немало тех, кто объявляет кафирами людей, свидетельствующих о единстве Бога, произносящих: «Лаа илаха иллаллаху», обращающихся в намазе лицом к Каабе.

Современные «хавариджиты» берут пример со своих единомышленников прошлого и действуют, опираясь на них. Им так же, как и их предшественникам, нет дела ни до кого, кроме мусульман.

Современные «хавариджиты» также считают своей главной задачей объявить кафирами как можно больше мусульман. Наши ученые подчеркивают, что нет другой силы, которая нанесла бы такой вред Исламу, как они.

К величайшему сожалению, это негативное историческое явление повторяется и в наше время. Поддавшиеся чрезмерности группировки также стали постепенно обвинять мусульман в неверии. Сначала они объявили кафирами тех, кто у власти, а затем и тех, кто открыто выступал против них самих.

Постепенно среди них распространились такие разговоры, как: «Из всех, кто сегодня называет себя мусульманами, две трети – кафиры и многобожники». Позже это фантастическое число в их горячих умах увеличилось еще больше.

Объявив кафирами всех живых, они взялись и за мертвых. Выискивая из книг ученых предыдущих поколений слова, которые им не по нраву, они и их стали объявлять кафирами. В конце концов, не остались в стороне от их внимания даже два имама мазхаба по вероучению ахли сунна вал джамаа – Ашъари и Матуриди рахматуллахи алайхима.

Дело дошло до того, что ученики упомянутых «авторов фетв» о неверии других объявили кафирами своих же учителей!

Чтобы понять, насколько опасно это явление, необходимо понимать смысл слова «куфр», его особенности и его шариатское значение.

 

СМЫСЛ И ОПИСАНИЕ КУФРА

Слово «куфр» на арабском означает «скрывать», «закрывать». Противоположность куфра вере исходит из того, что он скрывает веру. Наряду с этим, про неблагодарного человека говорят, что он совершил «куфрани наъмат», т.е. скрыл благо.

Согласно шариату, слово «куфр» может означать «неверие»: либо выводящее, либо не выводящее из религии. Некоторые ученые также называют эти два вида куфра «куфром в убеждениях» и «практическим куфром».

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Вера (ийман) имеет более семидесяти или более шестидесяти ветвей. Самая великая из них – это свидетельство: «Лаа илаха иллаллаху», а самая маленькая – это расчистка дороги для удобства другим. Застенчивость – также одна из ветвей веры».

Передали Бухари и Муслим.

Каждая из ветвей является выражением веры. При отсутствии некоторых ветвей отсутствует и сама вера – например, при отсутствии свидетельства «калимаи шахадат». При отсутствии некоторых других признаков вера сохраняется. К примеру, неустранение мешающего предмета с дороги может означать лень, определенный недостаток, ущерб души, но вера в целом может сохраняться и выражать себя в иных проявлениях.

Точно так же существуют и признаки куфра. Одни из них свидетельствуют о выходе из веры, т.е. приводят к куфру, другие – нет.

Имам Абу Убайд ал-Касым ибн Саллаам говорит:

«Согласно преданиям, куфр и ширк, возникающие при совершении греха, не выводят из веры. При них лишь проявляются нравы и традиции неверных и многобожников».

В шариатских текстах куфр подразделяется еще на два вида:

1. Большой куфр.

2. Малый куфр.

Большой куфр приводит к вечному пребыванию его обладателя в Аду. В текстах он упоминается как противоположность вере.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Бакара» сказал:

«…и среди них – те, кто уверовал, и среди них– те, кто не уверовал» (аят 253).

В этой же суре Всевышний сказал:

«Аллах – Покровитель тех, которые уверовали, выводит их от мраков к свету. А те, которые не уверовали, покровители их – тагут, выводят их от света к мракам. Те – обитатели Огня, они в нем – пребывающие вечно» (аят 257).

Большой куфр бывает пяти видов:

1. Куфр обвинения в обмане.

Он появляется в результате обвинения пророков в обмане.

2. Куфр отказа и гордыни.

Когда человек знает истину, но его гордыня не позволяет ему принять веру.

3. Куфр игнорирования.

Когда человек отказывается слушаться Пророка, подчиняться ему. При этом он не соглашается с ним, но и не обвиняет во лжи; не становится ни его другом, ни его врагом, однако не слушает его.

4. Куфр сомнения.

Обладатель такого куфра не может определить для себя правдивость или лживость пророка и пребывает в сомнении.

5. Куфр лицемерия.

Когда произносятся слова свидетельства «калимаи шахадат», но в сердце вера (ийман) отсутствует.

Малый куфр не приводит к вечному пребыванию в аду. Он включает в себя все малые грехи. Как все виды поклонения называют проявлением веры, так и все малые грехи называют «малым куфром», ибо грех – это противоположность благодарности своему Создателю, антипод поклонения Ему.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Инсан» сказал:

«Поистине, Мы наставили его на путь. Стал либо благодарным, либо неблагодарным» (аят 3).

А в суре «Намл» сказано:

«…А кто благодарен, то поистине, благодарит во благо себе, а кто неблагодарен – то поистине, Господь мой – Ненуждающийся, Благородный» (аят 40).

Грехи, называемые «куфром»:

1. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Маида» сказал:

«И кто не судит с тем, что ниспослал Аллах, то они и есть неверующие» (аят 44).

2. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Ругать мусульманина – фиск (нарушение шариата). Воевать с ним – куфр».

Передали Бухари и Муслим.

3. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«После моей смерти не станьте кафирами, отрубая друг другу головы» (Бухари, Муслим).

4. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Между рабом Божьим и куфром находится несовершение намаза».

Передал Муслим.

5. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто клянется кем-то другим, кроме Аллаха, тот действительно стал кафиром».

Передал Хаким.

6. Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Не прелюбодействует прелюбодей будучи правоверным».

Передал Бухари.

Существуют и другие подобные доказательства, но мы ограничимся этими шестью. Хавариджиты и мутазилиты использовали эти аргументы против людей, совершивших величайшие грехи.

Ответом этому служит то, что все последователи мазхаба людей Сунны и общины единогласно считают, что мусульманин, совершивший большой грех, не становится кафиром, окончательно вышедшим из Ислама. Если бы он из-за совершенного великого греха окончательно выходил бы из религии, то он считался бы «муртадом», к которому бы не применялось прощение. Тогда бы не были введены наказания шариата за прелюбодеяние, воровство, употребление алкоголя и обвинение других в прелюбодеяниях.

Вывод таков, что если бы совершение большого греха было бы куфром, то наказания за такие грехи незачем было бы вводить в шариат. Отсюда заявления о том, что совершение большого греха выводит из веры, являются неверными и невежественными.

Подтверждение:

Считая совершившего большой грех человека одним из правоверных, Аллах, Пречист Он, Всевышний, говорит в суре «Бакара»:

«О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых...» (аят 178) и далее:

«…Кому же прощено что-либо своим братом, то следование с достоинством и исполнение ему красиво» («Бакара», аят 178).

Итак, Всевышний в этом аяте не выводит из веры человека, намеренно убившего кого-то, а называет его братом того, кто имеет право на возмездие убийце. Несомненно, здесь подразумевается религиозное братство.

Также Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

«И если две группы из верующих вступят в сражение, то примирите их» («Худжурат», аят 9) и далее:

«Поистине, верующие – братья. Примиряйте же ваших братьев» («Худжурат», аят 10).

Помимо этого, в Куръане и сунне также имеются подтверждения того, что прелюбодей, вор и обвиняющий других в прелюбодеянии должны быть не казнены, а наказаны, согласно шариату, другими мерами. А это подтверждает, что они не становятся «муртадами».

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал в Куръане:

«Поистине, добрые деяния устраняют дурные!» («Худ», аят 114).

Это свидетельствует о том, что если правоверный нечаянно, не намеренно сделал плохое, то, раскаявшись в этом и совершая добрые дела, он может добиться того, что его проступки будут прощены.

1) Согласно позиции тех, кто считает, что «вера– это убеждения и действия, и она бывает сильной и слабой», греховные действия – это куфр, но не в убеждении, а в действиях. По их мнению, куфр имеет различные степени, как и вера.

2) Согласно позиции тех, кто считает, что «вера– это только подтверждение, и действие не входит в понятие веры», греховные действия – это «куфр», не выводящий из веры, т.е. «куфр» в переносном смысле, ибо реальный куфр по определению выводит из веры.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал в Куръане:

«И не таков Аллах, чтобы губить вашу веру!» («Бакара», аят 143), где под словом «вера» подразумевается намаз, совершенный лицом в сторону Байтул Макдиса (Иерусалима).

Аллах, Пречист Он, Всевышний, условно называет намаз словом «вера (ийман)», поскольку состояние веры связано с намазом. Он назвал его так еще и потому, что намаз также является подтверждением веры.

Однако, если запрещенное Аллахом признается дозволенным, а разрешенное – запрещенным, это может стать реальным куфром, выводящим из веры!

 

СМЕШЕНИЕ СВОЙСТВ ВЕРЫ И КУФРА

Иногда в одном человеке могут быть обнаружены свойства веры и куфра. Это происходит из-за того, что хорошие дела относят к вере, а плохие – к куфру. У некоторых людей, хоть они и являются правоверными, могут присутствовать одно или несколько свойств куфра, лицемерия или ширка. Доказательства этого есть в Куръане и сунне.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал в суре «Юсуф»:

«И верует большинство их в Аллаха лишь будучи многобожниками!» (аят 106).

Иными словами, они хоть и принимают веру, но делают это в состоянии ширка, не искренне. Искренняя вера – это очень хрупкое понятие, а разновидностей ширка очень много.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Худжурат» сказал:

«Сказали бедуины: «Мы уверовали!» Скажи: «Вы не уверовали, но скажите: «Мы покорились», еще не вошла вера в ваши сердца. А если повинуетесь Аллаху и Его посланнику, ни в чем не умалит Он ваши деяния. Поистине, Аллах – Наипрощающ, Милосерд!» (аят 14).

В этом аяте Аллах, Превелик Он и Преславен, отрицая искренность веры у упоминаемых людей, подтверждает в них принятие Ислама, признание Аллаха и Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Есть четыре качества, и у кого они есть, тот стал лицемером. А у кого есть только одно из этих четырех качеств, то пока он не избавится от него, он будет обладателем одного из качеств лицемера. Итак, если он говорит, то говорит неправду. Если договаривается, то подводит. Если обещает, то не выполняет. Если враждует, то поступает безнравственно».

Передали четверо.

Этот хадис подтверждает, что в одном человеке могут присутствовать и покорность Аллаху (Ислам), и лицемерие. Когда имеет место такое состояние, то есть, если у человека появляются признаки и веры, и куфра, то для принятия в отношении него решений существуют особые правила.

Один из известных ханафитских ученых, автор книги «Ал-бахрур раик» Ибн Нуджайм рахматуллахи алайхи (умер в 970 г. Хиджры), сказал:

«Если в этом вопросе имеется девяносто девять аргументов объявить кафиром, но есть хоть один аргумент не делать этого, нужно оставить те девяносто девять и взять тот один».

Однако те, кто допускает чрезмерность в религии в этом вопросе, дошли до того, что говорят: «Если имеется девяносто девять аргументов считать кого-то правоверным, но существует один аргумент против этого, нужно оставить те девяносто девять и взять тот один». А это противоречит всем мазхабам и пути, которым следуют ученые.

 

ОБ ОПАСНОСТИ ОБЪЯВЛЕНИЯ КАФИРОМ

Обвинять кого-либо в куфре тяжело, поскольку вытекающие из этого решения очень опасны.

Во-первых, как сказал Пророк саллаллаху алайхи васаллам в хадисе, переданном имамом Бухари от Ибн Умара и Абу Хурайры радияллаху анху:

«Если один человек скажет своему брату по вере: «Эй, кафир», то один из них действительно будет кафиром».

Таким образом, если другой человек окажется не кафиром, то кафиром будет тот, кто его так назвал. Таково решение в отношении тех, кто называет кафиром мусульманина. Так что перед тем, как называть кого-то кафиром, следует хорошенько подумать о том, что это обвинение может обернуться против самого обвинителя.

Во-вторых, если кого-то объявили кафиром, и это действительно так, после этого в мусульманском государстве должны быть осуществлены очень опасные действия:

 

  • Брак между ним и его женой разрывается.
  • Его дети выводятся из его попечительства.
  • Он лишается возможности быть членом мусульманского общества.
  • Совет принимает решение об объявлении его вероотступником.
  • После смерти его не моют, не заворачивают в саван, не совершают намаз «джаназа», не хоронят на мусульманском кладбище и лишают наследства.
  • Если он умрет в таком состоянии, то может попасть только в Ад.

 

Именно поэтому богобоязненные и серьезные ученые не позволяют себе обвинять кого-либо в куфре. А некоторые из тех, кто сделал это раньше, впоследствии отменили подобные фетвы.

Иногда допускается ошибка применения к одному человеку фетвы о куфре общего характера. Например, издана фетва о том, что «люди, принадлежащие к такой-то категории, являются кафирами». Это не означает, что каждый принадлежащий к той категории человек, является кафиром.

Перед тем, как предъявить обвинение в куфре конкретному человеку, необходимо провести расследование, выяснить все и в беседе с ним самим доказать ему это.

Ученые науки о вероучении говорят об этом следующее: «Некоторые слова могут быть куфром. Может быть вынесено заключение, что кафиром является тот, кто произносит их. Однако данного конкретного человека, произнесшего такие слова, нельзя объявлять кафиром до тех пор, пока это не будет доказано документально».

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал следующее:

«Поистине те, которые пожирают имущества сирот несправедливо, действительно пожирают в свои животы огонь и непременно войдут в Ад» (аят 10).

Господь миров указывает в этом священном аяте, какие страшные наказания ждут за тяжкие грехи. Однако, когда дело касается конкретного человека, то нельзя, ссылаясь на этот аят, однозначно заявлять, что именно он непременно попадет в Ад – ведь он, возможно, не зная наперед тяжести содеянного, позже раскается, совершит добрые дела, получит заступничество кого-то и т.д.

Если человек сказал слова куфра, его приводят к судье. Судья спрашивает его, в чем его обвиняют свидетели. Если обвиняемый отказывается от своих слов, его отпускают, ибо подобный отказ от своих слов уже является раскаянием.

Если виновный скажет, что не знал о том, что эти слова являются куфром, ему разъясняют это, пре­дупреждают, чтобы он был внимательным в следующий раз, и отпускают.

Если же этот человек говорит, что сказал эти слова сознательно, что он отказывается от своей религии, то его призывают к раскаянию.

Если так относятся к человеку, говорящему слова куфра, то абсолютно неправильно объявлять кафиром человека, который говорит, что он правоверный и следует своей вере, из-за каких-то предположений. В данном вопросе требуется особая осторожность.

 

КОГО ЛЮБИТЕЛИ КРАЙНОСТЕЙ ОБЪЯВЛЯЮТ КАФИРАМИ

В наше время те, кто занят обвинением мусульман в куфре, выносят фетвы об объявлении кафирами различных категорий людей. Если присмотреться к используемым ими принципам, вырисовывается следующий список:

1. Обвинение в куфре за совершение греха.

2. Обвинение в куфре за отделение от общины.

3. Обвинение в куфре за несовершение «хиджры» (переселения).

4. Обвинение в куфре конкретных лиц за несоблюдение правил шариата.

5. Обвинение в куфре за необвинение в куфре кафира.

Итак, проанализируем эти вопросы.

Обвинение в куфре за совершение греха

Фанатики, выходящие за рамки в вероучении и допускающие чрезмерность, убеждены, что мусульманин, совершивший грех, является кафиром. По их понятиям, слова «грех» и «куфр» имеют одно значение.

Представители основателя и руководителя организации «Джамаату такфир вал хиджра» Мустафы Шукри в одной из своих статей пишут: «Понятие куфр в шариате предназначено только для выражения противоположности веры или ее отсутствия».

Главный идеолог этой организации Махир Бакри в своей книге «Китабул хиджра» пишет: «Слово «грешник» – это одно из имен кафира».

Их учение по обвинению в куфре состоит из следующего:

1. Все грехи – это проявление куфра по отношению к Аллаху.

2. Грешник может избавиться от имени кафира только с помощью раскаяния.

3. Раскаяние означает обновление Ислама. Тот, кто при совершении греха сразу же не раскается, является кафиром, продолжающим его совершать.

Их аргументы:

1. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Фуркан» сказал:

«Скажи, тот, кто взял cвоим божеством свою порочную страсть: разве же будешь ему поручителем» (аят 43).

2. В суре «Йасин» Аллах, Пречист Он, Всевыш­ний, сказал:

«Разве не заповедал Я вам, о сыны Адама, чтобы вы не поклонялись шайтану? Поистине, он вам – враг явный!» (аят 60).

3. В суре «Ниса» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

«А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает Его границы, введет его в Огонь, вечно пребывающим в нем, и ему – унизительное мучение» (аят 14).

4. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Бакара» сказал:

«Нет! Кто приобрел зло и охватили его свои грехи, то те – обитатели Огня, они в нем вечно пребывающие» (аят 81).

5. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Анъам» сказал:

«И не кушайте из того, над чем не упомянуто имя Аллаха. И поистине, это – распутство! И поистине, шайтаны непременно внушают своим друзьям, чтобы препирались с вами, а если повинуетесь им, поистине, вы – действительно многобожники» (аят 121).

6. Хадис Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:

Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Все люди моей уммы войдут в Рай, кроме отвернувшихся».

Люди спросили: «О Посланник Аллаха, кто отвернется?!».

Он ответил: «Кто последует за мной, попадет в Рай, кто не подчинится мне, тот – отвернувшийся».

Передал Бухари.

Теперь приведем опровержения их убеждениям:

Их утверждение, что «слово грех означает куфр», свидетельствует о том, что они даже поверхностно не знают арабский язык. Никогда и никто, кроме них, не говорил этого.

Приводимые ими в качестве доказательства своих мыслей аяты и хадисы – это лишь обещания будущего. В противоположность устрашению муками Ада грешников имеется обещание Рая для богобоязненных. Тем самым, в указанных аятах речь идет о нравственно-воспитательных призывах.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:

«Те – границы Аллаха, а кто повинуется Аллаху и Его посланнику, введет его в райские сады, где текут под ними реки, вечно пребывающими в них. И это – великий выигрыш! А кто не повинуется Аллаху и Его посланнику и преступает Его границы, введет его в Огонь, вечно пребывающим в нем, и ему – унизительное мучение» (аяты 13, 14).

В той же суре Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:

«А кто повинуется Аллаху и посланнику, то они – с теми, которым облагодетельствовал Аллах из пророков, и правдивых, и мучеников, и благочестивых. И какие они прекрасные друзья!» («Ниса», аят 69).

Если исходить из утверждений любителей обвинять в куфре, то эти аяты, в которых за грехи обещан Ад, а за подчинение – Рай, окажутся противоречащими друг другу. Если бы они были правы, то противоположностью повиновению должен был быть указан куфр, а не отказ подчиниться.

Мы уже говорили о том, что первыми, кто посмел назвать совершившего грех правоверного кафиром, были «хавариджиты».

Позже появился абсолютно противоположный «хавариджитам» мазхаб «Мурджиа». Испытывая отторжение от фанатизма и в противоположность «хавариджитам», последователи мазхаба «Мурджиа» заявили, что достаточно сказать: «Лаа илаха иллаллаху» и больше ничего не делать.

Согласно мазхабу людей Сунны и общины, «никто из мусульман не объявляется кафиром из-за совершения греха». Это означает, что уверовавший во все, что принес Пророк саллаллаху алайхи васаллам, не отрицающий ни одного их основных положений религии человек не признается кафиром за совершение тяжкого или малого греха.

Логика обвинителей в куфре неотвратимо приводит к противоречию одному из самых главных положений Ислама.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:

«Поистине, Аллах не прощает придание Ему сотоварищей, и прощает то, что кроме этого, кому пожелает. А кто придает Аллаху сотоварищей, то дейст­­­­вительно впал в глубокое заблуждение» (аят 116).

В этом аяте грехи разделяются на два вида: связанные и не связанные с проявлением многобожия (ширка). Об этом в книге «Талхиси шархи акыдатит Тахавия» говорится следующее:

«Аллах, Пречист Он, Всевышний, различил ширк от тяжких грехов. Поскольку, ширк – это величайший из тяжких грехов. Как известил Всевышний и Его Пророк саллаллаху алайхи васаллам, ширк – это грех, который не прощается. Прощение же всех остальных грехов зависит от воли Аллаха.

То, что возможно простить, зависит от воли Создателя. Это означает возможность прощения Им всех других грехов, кроме ширка.

То, что невозможно простить, уже далее не связано с волей Создателя. Это означает невозможность прощения ширка без раскаяния его совершившего.

Если же все было бы одинаковым, различие бы не проводилось. И между двумя понятиями не было бы разницы».

 

Обвинение в куфре за отделение от общины

Фанатики утверждают, что «не примкнувшие к общине люди – кафиры». Их аргументы таковы:

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Aли Имран» сказал:

«И не будьте как те, которые разделились и впали в разногласие после того, как пришли к ним ясные знамения; и те – им великое мучение в тот День, когда белеют лица и чернеют лица! Те же, лица которых почернели – разве вы стали неверными после вашего уверования? Вкусите же мучение за то, что не веровали!»(аяты 105, 106).

Передается от Ибн Умара радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто откажется от повиновения, не будет иметь свидетельства перед Аллахом в Судный день. Кто умрет, не совершив байъат, умрет в невежестве».

Передал Муслим.

 

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто умрет, отступив от общины хотя бы на одну пядь, умрет в невежестве».

Передал Бухари.

Естественно, возникает вопрос, о какой общине здесь идет речь? На этот вопрос фанатики отвечают, что в этих аргументах речь идет об их общине. Соответственно, они утверждают, что все мусульмане, не присоединившиеся к их общине, являются кафирами, и все они умрут в невежестве.

Опровержение их аргументов:

Во-первых, под упоминаемой в этих хадисах общиной подразумевается вся мусульманская община. Выход из этой общины может привести к куфру в случае объявления человека муртадом, то есть полного выхода из Ислама.

Передается от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кровь мусульманина, произнесшего: «Лаа илаха иллаллаху», и признавшего меня Пос­лан­ником Аллаха, может быть пролита только в трех случаях: если он женат и совершает прелюбодеяние, при возмездии «кровь за кровь» и при отделении от общины с выходом из Ислама».

Передали Бухари и Муслим.

Во-вторых, в этом хадисе подчеркивается, что для того, чтобы считать человека «отделившимся от общины», он должен выйти из Ислама.

Передается от Хузайфы ибн Ямана радияллаху анху:

«Люди спрашивали у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о хорошем. Я, опасаясь вреда от плохого, спрашивал о плохом. Так, я спросил его:

«О Посланник Аллаха! Поистине, мы пребывали в невежестве и зле. А Аллах дал это благо. Есть ли после этого блага зло?!».

Он ответил: «Да».

Я спросил: «Есть ли после того зла благо?!».

Он ответил: «Да, есть даже его дым».

Я спросил: «Что значит его дым?».

Он ответил: «Это люди, ведущие без моего руководства. Что-то в них может нравиться, что-то не нравиться».

Я спросил: «Есть после того блага зло?».

Он ответил: «Да. Это стоящие у ворот Ада призывающие. Кто поверит им, того они бросят в него (Ад)».

Я спросил: «О Посланник Аллаха! Опишите нам их».

Он ответил: «Они из нашего народа. Говорят на нашем языке».

Я спросил: «Как мне быть, если это коснется меня?».

Он ответил: «Держись общины мусульман и их имама».

Я спросил: «А если не будет ни общины, ни имама?!».

Он ответил: «Держись подальше от всех этих группировок. Старайся поступать так, даже если придется держаться зубами за корни дерева. Даже когда к тебе придет смерть».

Передали Бухари, Муслим и Абу Давуд.

Большинство ученых согласно с выводом, что в этом хадисе присутствует предупреждение, что иногда может не быть ни мусульманского общества, ни имама – предводителя. Это также является сильным аргументом против обвинителей в куфре.

 

Обвинение в куфре за несовершение «хиджры» (переселения)

Фанатики широко распространили среди людей свое убеждение в том, что «не совершившие хиджру, являются кафирами». Очень многие верующие испытывают тревогу по поводу такого обвинения.

Однако их тревога напрасна, просто данный вопрос не разъяснялся им с шариатскими аргументами, а фанатики им внушили, что жить в «стране неверных», или в «дарул харб» («территория в состоянии войны с мусульманами»), является куфром и что совершение переселения из нее является обязанностью (фардом). Но о том, какой священный текст требует этого, а равно и то, куда должно быть совершено переселение (хиджра), фанатики, естественно, ничего не сказали.

Лидеры тех, кто выдвигает эту идею, приводят следующие аргументы по поводу тотальной «необходимости» переселения:

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Ниса» сказал:

«Поистине, тем, которых ангелы упокоили несправедливыми самим себе, сказали: «В чем вы были?». Сказали: «Мы были обездоленные на земле». Сказали: «Разве не была земля Аллаха обширной, чтобы вы переселялись на ней?» То те – убежище их – Геенна! Какое же скверное место прибытия!» (аят 97).

 

Передается от Хакима ибн Муавии, передавшего от своего отца:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Жизнь каждого мусульманина неприкосновенна (харам) для мусульманина. Они друг другу – братья и помощники. Аллах ничего не примет от многобожника (мушрика), пока тот, ставши мусульманином, не покинет многобожников и не примкнет к мусульманам».

Передали Насаи и Ибн Хиббан.

Опровержение утверждений фанатиков:

Приводимые ими в качестве аргументов аяты и хадисы являются предупредительными, воспитательными текстами. Для того, чтобы делать правильные заключения из таких аятов и хадисов, следует вернуться к основополагающим указаниям Аллаха. Согласно же основополагающим принципам, люди Единобожия, сознательно не отрекшиеся от своей веры, не могут быть кафирами, вечно пребывающими в Аду.

Имам Мухаммад ибн Исмаил ас-Санъани в своей известной книге «Субулус салам» после толкования вышеуказанного и других аналогичных хадисов, приводит следующий хадис и его толкование:

Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Нет переселения после фатха (открытия Мекки), но есть усердие и намерение».

Передали Бухари и Муслим.

«Он говорит, что этот хадис является обобщающим и отменяющим предыдущие хадисы о хиджре. Помимо этого, Пророк саллаллаху алайхи васаллам не велел мусульманам-арабам переселяться туда, где находился он сам, и не запрещал им проживать там, где они жили». Это достаточно весомое опровержение обвинителей мусульман в куфре.

Далее имам Санъани приводит предание о том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в качестве лидера мусульман предлагал другим и делает ударение на следующий момент:

«Если они откажутся от переселения и пожелают остаться на своей родине, дай им знать, что они будут такими же, как арабы-мусульмане, на них так же, как на правоверных, распространяются веления Аллаха».

Еще одним сильным опровержением для обвинителей в куфре служит следующий священный аят.

Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Анфал» сказал:

«Поистине, те, которые уверовали и переселились, и усердствовали своим имуществом и душами на пути Аллаха, и те, которые приютили и помогли – они покровители друг другу. И те, которые уверовали, но не переселились – нет у вас никакого покровительства к ним, пока не переселятся! И если попросят у вас помощи в религии, то на вас – помощь, если только не против того народа, между кем и вами есть договор. И Аллах– то, что делаете, Видящий!» (аят 72).

В этом аяте Аллах, Превелик Он и Преславен, упоминает несколько категорий мусульман:

1. Переселившихся.

2. Предоставивших место и оказавших помощь.

3. Уверовавших, но не переселившихся.

Всевышний всех их называет «муминами» (правоверными).

Конечно, вопросам переселения посвящены не только те аяты и хадисы, которые упомянуты выше. Это заключение вынесено учеными, досконально изучившими все эти документы.

Чтобы быть краткими, приведем выдержку из опубликованной Министерством по делам Ислама и вакфа Кувейта «Энциклопедии фикха»:

«Пребывание мусульманина на «дарул харб» (территория в состоянии войны с мусульманами) не принижает его исламскую веру. Исключение составляет только ситуация, если его религия в опасности. Таким образом, если нет возможности открыто исповедовать религию, необходимо переселение, как об этом сказано в аяте 97 суры «Ниса», процитированном выше.

Это указание для тех, кто не является слабым и больным, а также кто не принужден. Однако, если мусульманин не боится дискриминации и если у него есть возможность исповедовать свою религию, то для него совершение переселения является одоб­ряемым, но не обязательным.

Следует напомнить, что в приведенном примере из «Энциклопедии фикха» речь идет о мусульманах, находящихся на территории страны, объявившей войну мусульманам, то есть, «дарул харб». В нынешнее время практически между всеми странами заключены договора о мире, и нет стран, где принципиально ограничивалась бы свобода исповедования Ислама. Как же можно проживающих в них мусульман считать кафирами?

Ученые нашего времени разрешают мусульманам проживать, работать и быть гражданами западных стран, не являющихся исламскими.

Откуда же появились заявления: «Если не совершишь хиджру, станешь кафиром!», адресованные мусульманам, проживающим в исконно мусульманских странах, совершающим намаз, пост и другие обязательные требования Ислама?!

Также те, кто заявляют, что «не совершивший хиджру становится кафиром», сами не могут объяснить, куда именно нужно совершать переселение. Ведь, согласно их же мнению, все страны сейчас являются территорией куфра! Получается, что они предлагают совершать переселение в построенные ими военные лагеря, чтобы оттуда совершать нападения и диверсии в целях якобы построения придуманного ими государства – государства, существующего только в их воображении.

Из книги «Васатыя - путь жизни»