Понедельник Шавваль 20 1445 | Понедельник апреля 29 2024

بسم الله الرحمن الرحيم

БИСМИЛЛАХИР РАХМАНИР РАХИМ

(ВО ИМЯ АЛЛАХА МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО)

Введение

Да будут нескончаемые восхваления и восславления Всевышнему Аллаху, Кто в Своей Книге сказал: «Берите то, что дает вам Посланник, и отвращайтесь от того, от чего он вас отвращает»[1].

Да будут благословения и приветствия Аллаха Его любимому Посланнику Мухаммаду Мустафа, сказавшему: «Да одарит благами Аллах того, кто, услышав сказанное мною, запомнит, впитает, а затем доставит (до других).

Да будет доволен Всевышний Аллах почтенными сподвижниками, которые сохранили и довели до уммы сунну Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам!

Да будет бесконечная милость Всевышнего Аллаха всем имамам[2], мухаддисам, ученым, участвовавшим в сборе, изучении и упорядочивании сунны и хадисов Пророка саллаллаху алайхи васаллам!

Нет сомнений в том, что главным источником, основой учения и положений Ислама — последней и совершенной xe "ðåëèãèè" религии Аллаха, является Священный Куръан.

Точно также нет сомнений в том, что вторым после Куръана источником в Исламе является сунна нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Посему изучение этой сунны является священным долгом каждого мусульманина. Ибо, не зная сунны — высказываний, поступков и того, что одобрено Пророком саллаллаху алайхи васаллам, невозможно говорить о знании Ислама и следовании ему.

 

Что такое сунна?

Прежде всего, необходимо знать, что означает слово «сунна». Слово «сунна» взаимозаменяемо с термином «хадис». Если быть более точным, понятие «хадис» имеет более конкретное значение, тогда как «сунна» — понятие более общее.

В арабском языке слово «хадис» означает «слово», «фраза», «рассказ». Следовательно, под словом «хадис» подразумевается и понимается то, что говорил Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

Ученого, занимающегося наукой о хадисах, мы называем мухаддисом. Мухаддисы — это ученые, которые в основном выясняют, как и через кого был передан и доведен до них хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Для осуществления этого столь ответственного дела они избрали чрезвычайно точные и достоверные методы. Данные принципы и научные методы стали основой для формирования гуманитарных наук в истории человечества.

Слово «xe "ñóííà" сунна» в арабском языке означает духовный путь (тарикат). Под выражением «xe "ñóííà" сунна такого-то человека» подразумевается его жизненный путь. Исходя из этого, под сунной Пророка следует понимать его жизненный путь, его тарикат.

В терминологии мухаддисов сунна разъясняется следующим образом:

«Сведения об изречениях, действиях, одобрении (такрире), о внешности, нравственных качествах и факты из биографии Пророка саллаллаху алайхи васаллам называются «сунна».

Данное определение свидетельствует о том, что сунна включает в себя несколько различных составляющих, сохранившихся как наследие от Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и переданных в устной форме посредством достоверных источников, а также поясняет, что сборник этих сведений называется «сунной». Приведем по одному примеру к каждой из упомянутых составляющих.

1. Изречения — включают в себя высказывания Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам по разному поводу и в различных ситуациях.

К примеру, он сказал: «Поистине, деяния зависят от намерений».

Люди, которые услышали эти благословенные слова, передавали их другим как особую ценность, в качестве аманата[3] и таким образом они передавались от поколения к поколению и доходили до ученого мухаддиса. Только после проверки этих слов научным методом, удостоверившись в том, что они являются хадисом, мухаддис включал их в свой сборник хадисов. Это называется «словесной (речевой) сунной» (суннатул кавлиййа).

2. Под действиями понимаются такие действия и поступки Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как совершение омовения, намаза[4]хаджа[5] и другие. Те, кто видел воочию подобные деяния Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, рассказывал и показывал их тем, кто не видел. Так, подобные сведения доходили до ученого мухаддиса и становились примером того, что делал Пророк саллаллаху алайхи васаллам. Это называется «практической сунной» (ас-суннатул фиълиййа).

3. Одобрение (такрир) — это одобрение чего-либо своим молчанием, то есть допущение и признание молчаливым согласием правильности определенного действия. С точки зрения сунны здесь подразумевается одобрение Пророком саллаллаху алайхи васаллам каких-либо действий, совершенных его благочестивыми сподвижниками. К примеру, Амр ибн Асс радияллаху анху[6] был предводителем группы воинов, отправленных Пророком саллаллаху алайхи васаллам на задание. В месте, куда они прибыли, он оказался в состоянии джунуб[7], при котором требовалось совершение полного омовения — гусла. Однако из-за ночного холода он совершил не гусл, а таяммум[8], после чего возглавил общинный намаз своей группы. Люди из этой группы по прибытии рассказали о случившемся Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам одобрил поступок Амра ибн Асса радияллаху анху. Одобрение может быть выражено либо словесным согласием, либо отсутствием возражения, то есть молчаливым согласием. Это называется «сунной одобрения» (ас-суннатут такририййа).

4. Под сунной внешних качеств имеется в виду внешность Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Люди, воочию видевшие Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подробно описали его рост, телосложение, волосы, глаза и другие части тела. Эти сведения также дошли в виде преданий до мухаддисов, а благодаря им — до исламской уммы. К примеру, книга имама Тирмизи «Шамаили Мухаммадиййа» целиком посвящена именно этой теме. Все наши мухаддисы, даже если и не писали отдельных книг на эту тему, зафиксировали дошедшие до них хадисы об этом.

5. Морально-нравственные качества. Почтенные сподвижники оставили предания о таких нравственных достоинствах Пророка саллаллаху алайхи васаллам, как его терпеливость, мягкость, отважность, щедрость и многих других качествах. Сведения о них также являются сунной.

6. Биография. Благословенная жизнь Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, его биография с момента рождения вплоть до его перенесения к своему Господу сохранены в хадисах с чрезвычайной точностью и всеми подробностями. Собрание такого рода преданий называется сийра.

Ученые мухаддисы собирали и включали в свои сборники сведения по этим шести направлениям, предварительно всесторонне и глубоко изучив каждую информацию.

Из этого следует, что сунна является очень важным источником для Ислама и мусульман. Потому что она включает в себя информацию о высказываниях, действиях, одобрениях, описание внешности и нравственных качеств, а также биографические сведения о Пророке Мухаммаде саллаллаху алайхи васаллам — почтеннейшем человеке, показавшем в своей жизни пример полноценного применения последней и совершенной религии Всевышнего Аллаха.

Методам применения в жизни божественного, вечного и чудодейственного Руководства — Священного Куръана — мы также учимся из сунны. Потому что именно Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам принял Священный Куръан, довел его до людей и показал, как внедрять его в жизнь.

Из сунны мы также учимся тафсиру — толкованию Священного Куръана, поскольку первым и главным муфассиром Куръана был Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам[9]. Ниспосланные ему аяты он читал окружавшим его людям и при необходимости разъяснял их смысл. Очень многие сподвижники расспрашивали  Пророка саллаллаху алайхи васаллам о фразах, которые были непонятны им. Все это тоже передано в хадисах.

В сунне мы также находим подробности и описание тех требований, которые в общих чертах определены Священным Куръаном как главным руководством. Например, в Куръане Всевышний Аллах повелел совершать намаз. Однако то, каким образом и в каком порядке совершать его, подробно рассказал и показал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Подобно этому, в Куръане предписано обязательство дачи закàта[10]. В сунне же разъяснено, с какого имущества, в каком количестве и каким образом следует давать закàт.

Точно так же многие законы шариата закреплены сунной на основе упомянутых в Куръане общих указаний и правил. Следовательно, сунна в исламском шариате является вторым источником после Священного Куръана. Это не просто мнение, возникшее в результате сравнения или размышлений. То, что сунна является вторым источником в исламском шариате, отмечено Всевышним Аллахом и Его Посланником саллаллаху алайхи васаллам, и на протяжении веков мусульмане единодушно следуют этому.

Во многих аятах Священного Куръана Всевышний Аллах повелевает правоверным подчиняться в первую очередь Ему, а затем — Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Поэтому в Священном Куръане неоднократно озвучивается следующее воззвание, обращенное к верующим:

«Повинуйтесь Аллаху и Посланнику!»

Аллаху повинуются посредством повиновения Куръану. Повиновение же Пророку саллаллаху алайхи васаллам при его жизни проявлялось в форме повиновения непосредственно ему, а после его смерти это повиновение продолжается путем следования его сунне. Важно отметить, что повиновение Аллаху и повиновение Пророку — это не два разных понятия, поскольку Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам всегда и во всем полностью повиновался Аллаху. Он не повелевал людям ничего иного, кроме повиновения Аллаху. Речь идет о повиновении повелениям Аллаха, упомянутым непосредственно в Куръане, и о повиновении повелениям Пророка саллаллаху алайхи васаллам, отраженным в его сунне. Священный Куръан есть вахий[11], ниспосланный Аллахом Пророку саллаллаху алайхи васаллам, и по смыслу и словесности перед этим вахий все создания остаются бессильными.

Что касается сунны, то есть хадисов — то это вахий, смысл которых от Аллаха, а слова — от Пророка. В хадисах о религии, шариате и других подобных вопросах Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам передавал не свое личное мнение, а выраженный его словами вахий Аллаха. Характеризуя благочестивого Пророка саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний Аллах сказал:

«И не говорит он по прихоти. Он (Куръан) — не что иное, как xe "âàõèé" вахий, что ниспосылается»[12].

Следовательно, каждое слово Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о религии, вероисповедании, шариате — это вахий Аллаха. Посланнику не свойственно говорить по своей прихоти, исходя из своих низменных желаний. Уже лишь это свидетельствует о том, что сунна является вторым источником шариата.

Всевышний Аллах Сам ясно изложил в Священном Куръане, что без повиновения Пророку саллаллаху алайхи васаллам, не следуя его указаниям, нельзя считать себя правоверным мусульманином.

Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:

«Но нет, клянусь твоим Господом! — не уверуют, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними, потом не обнаружат в самих себе затруднения от того, что ты решил, и подчинятся подчинением [полным]» (аят 65).

Согласно этому, в решении каждой проблемы, возникающей в жизни, правоверные должны руководствоваться указаниями Пророка саллаллаху алайхи васаллам и его сунной. Его указания они должны исполнять без чувства душевного отягощения, всецело повинуясь им. В противном случае они не имеют права считаться правоверными. Это очень весомый аргумент в пользу того, что Сунна в шариате — второй источник после Куръана.

В Священном Куръане очень много аятов, содержащих такой смысл. Все они указывают на значимость сунны и то, что она в шариате Ислама представляет собой второй источник — масдар[13]. Об этом неоднократно говорил и сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Так, в одном из хадисов он сказал:

«Я оставил вам две вещи. Если вы будете строго следовать им, то никогда не впадете в заблуждения. Это Книга Аллаха и моя сунна».

Упоминание Пророком саллаллаху алайхи васаллам сначала Куръана, а затем сунны в многочисленных хадисах аналогичного содержания, следует понимать как указание на то, что сунна является вторым после Куръана источником шариата.

Для более полного понимания этого вопроса рассмотрим хадис, переданный имамом Ахмадом, имамом Абу Давудом, имамом Тирмизи, имамом Дарими, имамом Байхаки, имамом Ибн Саъдом и имамом Ибн Абдул Барром.

Отправляя одного из сподвижников Муаза ибн Джабала своим представителем в Йемен, «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросил его:

— Как ты поступишь, если тебе придется принимать решение?

Он ответил:

— Я приму решение согласно Книге Аллаха.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил:

— А если в Книге Аллаха не будет (нужного решения)?

Тот сказал:

— Согласно сунне Посланника Аллаха.

Пророк саллаллаху алайхи васаллам спросил:

— А если (нужного решения) не будет и в сунне Посланника Аллаха?

Тот сказал:

— Я прибегну к иджтихаду по своему усмотрению. Но не сдамся.

Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам похлопал его по груди и сказал:

— Хвала Аллаху, удостоившему посланца Посланника Аллаха довольством Аллаха и Посланника Аллаха, — и очень обрадовался».

Из этого хадиса совершенно очевидно, что когда отсутствует Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, правоверные должны поступать сначала согласно Куръану, а затем исходя из сунны.

Следуя этим аятам и хадисам, исламская умма, начиная с того времени, когда Аллах озарил мир религией Ислам, вплоть до сегодняшних дней единогласно признает сунну вторым после Куръана источником. С этим могут не согласиться только те, кто заблуждается и не отличается здравомыслием.

Чья же еще сунна может считаться масдаром, если не сунна человека, которого избрал и назначил Своим посланником Сам Всевышний Аллах? Несомненно, каждый здравомыслящий человек ответит, что это сунна Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам.

Итак, мы изучили словарное и терминологическое значения слова «сунна», рассмотрели соответствующие примеры. Помимо этого, основываясь на конкретных доказательствах, мы убедились в том, что сунна является вторым после Куръана источником исламского шариата.

Теперь же вкратце ознакомимся с историей этого важного источника.

 

 



[1] Сура «Хашр»аят.

 

[2] Имам (إمام) — досл. «предводитель», «начинатель»; человек, возглавляющий намаз общины. Имамами называются также выдающиеся ученые в определенной области исламских наук, предводители и основатели мазхабов и т.п.. В древности имамом также называли и главу государства.

 

[3] Аманат — досл. «надежность», «верность», «безопасность», «доверенность»; вверенная кем-либо кому-либо вещь, переданная с расчетом на надежное хранение и последующее возвращение или передачу следующему лицу (лицам), перед которыми и перед Аллахом ответственно доверенное лицо; (научный аманат, материальный аманат, религиозный аманат).

 

[4] Намаз — (персидское происхожд.) то же, что и арабс. солат (صلاة) — «дуа», «благая молитва»; в терминологии шариата намазом называется выполнение в определенном порядке ряда действий (афъал) и молитв (азкар), которые начинаются с такбирул ихрама (Аллаху акбар) и заканчиваются таслимом (приветствие). Намаз является вторым столпом Ислама. Фард (обязательные) намазы совершаются пять раз в день, в определенные промежутки суток. Это намазы фаджр (рассветный или утренний), зухр (полуденный), аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной). Здесь упоминается дополнительный нафл-намаз, совершаемый в добровольном порядке.

 

[5] Хадж (حج) — досл. «вознамериться на великое добро»; совершаемое мусульманами паломничество в Священную Мекку в месяц Зулхиджжа, один из столпов Ислама. Слово хадж лексически применяется для выражения твердого намерения в великом деле. В исламском же шариате хадж — это выполнение специального ибадата в специальном месте, в специальное время со специальными обрядами.

 

[6] Радияллаху анху (анха, анхума, анхум) — да будет доволен Аллах им (соотв.: ею, ими обоими, ими всеми); произносится после имен почтенных сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.

 

[7] Джунуб — произв. от джанаба, что значит «скверна»; подразумевает состояние оскверненности, которое требует (ваджиб) большого омовения (гусла).

 

[8] Таяммум (تيمم) — досл. «вознамериться», «решиться на что-либо». В терминологии же шариата таяммум — это, вознамерившись на сближение с Аллахом, протирать лицо и обе руки веществом очищающей земли специфического свойства. Таяммум совершается при отсутствии, недоступности воды или отсутствии возможности ее использования.

 

[9] Тафсир — толкование, комментарии к аятам Куръана. Муфассир — ученый в области науки тафсир.

 

[10] Закàт (زكاة) — досл. «чистота», «рост»; дача определенной части определенного имущества определенному человеку в имущество назначенным шариатом образом ради довольства Аллаха.

 

[11] Вахий (وحي) — досл. «знамение и тайное слово»; указания Всевышнего Аллаха, ниспосланные Им Своим избранным рабам — пророкам относительно хидаи и знаний сверхбыстрым, скрытным и сверхъестественным способом.

 

[12] Сура «Наджм», аяты 3-4.

 

[13] Масдар — досл. «источник»; источник шариатских положений. Основными масдарами исламского шариата являются Куръан и Сунна, а также другие источники, из которых выводятся положения-предписания.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (3)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (7)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Охрана здоровья в Исламе Во...

Франция запрещает намаз...

Сотни мусульман в знак протеста...

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...