ИМАМ АХМАД ИБН ХАНБАЛ
Ахмад ибн Ханбал ибн Хилал ибн Асад Идрис ибн Абдуллах ибн Хайян ибн Абдуллах ал-Багдади является ученым в области хадисов и фикха, а также основателем мазхаба Ханбалийа.
Его родословная восходит до пророка Ибрахима алайхиссалам и пересекается с родом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в колене Аднана. Родители Ахмада ибн Ханбала родом из города Мерв в Туркменистане. Впоследствии они переселились в Багдад, где в 164 г.х. родился Ахмад ибн Ханбал.
Еще в детстве Ахмад ибн Ханбал остался без отца. Повзрослев, сначала он учился профессии мусульманского судьи (кадийа) при кадийе Абу Юсуфе. Затем, питая склонность к слушанию хадисов, он приступает к их сбору. Впервые послушав хадисы в 179 г.х., он начинает записывать хадисы.
В 189 г.х. в возрасте 25 лет Ахмад ибн Ханбал отправляется в Йемен к своему учителю Абдураззаку. Вместе со своими друзьями Яхйа ибн Муъином и Исхаком ибн Рахавайхом он брал уроки у этого учителя. В последующем, с целью сбора хадисов он побывал в Мекке, Медине, Шаме, Йемене, Куфе, Басре и других краях.
Ибрахим ал-Харби говорил: «Я думаю, что Аллах объединил знания первых и последних поколений в Ахмаде ибн Ханбале». Али ибн ал-Мадини говорил: «Аллах укрепил эту религию двумя людьми. Третьего нет. В первый раз, в день, когда люди стали отходить от религии, Он укрепил ее Абу Бакром Сиддиком. Во второй раз, в день фитны, Он укрепил ее Ахмадом ибн Ханбалом». Также он сказал: «Никто после Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не занимался делами религии, кроме Ахмада ибн Ханбала». Когда у него спросили: «Даже Абу Бакр Сиддик?», он ответил: «Даже Абу Бакр Сиддик. Потому что вместе с Абу Бакром были соратники и воины, которые поддерживали его, тогда как у Ахмада ибн Ханбала не было ни соратников, ни воинов».
Ахмад ибн Ханбал, объясняя людям, что самый правильный путь — это Ислам, посвятил много усилий делу призыва к религии. В результате, благодаря ему Ислам приняло большое число людей. Зархани рассказал: «Ахмад ибн Ханбал способствовал принятию Ислама более чем 220000 людей, исповедовавших иудаизм, христианство и огнепоклонничество. Ахмад ибн Ханбал был известен не только среди мусульман, но и среди людей, исповедовавших другие религии. Однажды между двумя огнепоклонниками возник спор. Они обратились к кадийу Хорасана. Кадий, основываясь на положения Ислама, вынес решение, доказав правоту одного из них. Тогда тот, в ущерб которому было вынесено решение, сказал: «Если ты вынес решение, основываясь на положениях мазхаба (школы) Ахмада ибн Ханбала, то я согласен с этим».
Каждый ученый считал Ахмада ибн Ханбала своим учителем и проявлял к нему уважение. Знатоки Куръана признавали, что Ахмад ибн Ханбал хорошо знал положения Куръана, обладал приятным голосом и красиво читал Куръан. Ученые в области хадисов считали Ахмада ибн Ханбала ученым-хадисоведом, умеющим различать сахих и слабые хадисы, они спешили послушать от него хадисы.
Весомым аргументом для такого отношения являлось и то, что его учениками были такие великие мухаддисы, как Бухари, Муслим, Абу Давуд. Ученые фикха не торопились выносить какое-либо решение без учета фатв Ахмада ибн Ханбала. У него было немало учителей, среди которых Хашим ибн Башир, Шафиъи, Башир ибн ал-Муфаззал, Исмаил ибн Али, Суфян ибн Уйайна и другие. Его учениками считаются Абу Бакр ал-Марузи, Шахин ибн ас-Самидаъ, Абу Давуд, Бухари, Муслим, Абу Али Хусайн, Абу Бакр Ахмад и многие другие.
Ахмадом ибн Ханбалом написаны книги «Муснад», включающая более 40000 хадисов, «Китабуз зухд», «ал-Маърифа ват таълим», «ал-Джурх ват таъдил» и другие.
Во времена Ахмада ибн Ханбала некоторые факихи, особенно ученые при дворе правителя, считали, что Куръан является «существом», «творением» (махлук), то есть Куръан, как и все остальные вещи, создание Аллаха. Они не отказались от своего мнения даже тогда, когда Ахмад ибн Ханбал доказал, что это неверное представление о Куръане противоречит Исламскому вероучению. Напротив, они подвергали мучениям тех, кто выступал в этом вопросе против их мнения, даже самого Ахмада ибн Ханбала. Сначала его избили, а затем посадили в тюрьму. Несмотря на все угнетения и пытки, Ахмад ибн Ханбал не отказался от своего мнения. Благодаря ему исламская умма была спасена от этого неверного представления (Да будет ему милосердие Аллаха!).
Имам Ахмад ибн Ханбал умер в 241 г. х. в городе Багдаде.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...
Ша’би, да будет доволен им...