Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
Да будут все наши восхваления Великому Господу, обладателю наивысшей чистоты, предписавшему Своим рабам чистоту и пославшему к ним чистого Пророка с чистым шариатом!
Да пребудут совершенные и прекрасные благословения и приветствия Пророку этой чистой религии, предводителю чистой уммы, плоду чистого рода Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам!
Благодаря Аллаху субханаху ва таъала, по Его милости, Вы читаете эти строки представленные Вам из серии «Хадисы и жизнь» – «Книга чистоты».
Ниже мы рассмотрим некоторые хукмы (положения) Ислама касающиеся гусла (полного омовения).
На арабском языке слово «гусл» означает «лить, поливать воду поверх чего-либо».
В шариате это слово используется для обозначения обливания всего тела водой с намерением сближения к Всевышнему Аллаху.
В том, что гусл в исламском шариате является ваджибом, заложено много мудрости.
Во-первых, это необходимо для совершения ибадата, сближения к Аллаху.
Во-вторых, совершение гусла является чрезвычайно важным фактором соблюдения чистоты, опрятности и сохранения здоровья.
К тому же гусл дает возможность устранить разного рода нечистот на теле человека, появившихся в результате причин, которые и делают его необходимым, а также позволяет восстановить утраченные организмом вследствие семяизвежрения вещества.
У человека, совершившего гусл после половой близости и поллюции (ихтилам), улучшается кровообращение и восстанавливается бодрость.
Также гусл, совершенный с благими намерениями, послужит причиной смывания грехов.
Всевышний Аллах сказал:
«А если вы в большом осквернении, то очиститесь» (сура «Маида», аят 6).
Еще Он сказал:
«О вы, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяны, пока не знаете, что говорите и будучи осквернены - кроме как будучи переходящим дорогу - пока не совершите полное омовение» (сура «Ниса», аят 43).
Пояснение. Состояние полового осквернения в шариате обозначается арабским словом джунуб. Слово джунуб по словарю означает «стоящий в стороне», «отстраненный».
В шариате же это слово применяется относительно человека, который пережил семяизвержение в результате половой близости, поллюции (ихтилам) и других причин, и потому для него стало ваджибом совершить гусл.
Человека, которому необходимо (ваджиб) совершить гусл называют «джунубом», так как он находится в стороне от намаза, Куръана, мечети и указанных шариатом других вещей.
Приведенные здесь аяты упоминаются в первую очередь с тем, чтобы дать понять, что вопрос о гусле относится к рассмотренным Священным Куръаном вопросам, что хадисы в этой главе выступают как толкования к аятам Куръана о гусле.
В первом аяте утверждается, что человеку в состоянии джунуба (полового осквернения) необходимо (ваджиб) очиститься, то есть, он обязательно должен совершить гусл.
Во втором аяте речь идет о том, что человек в состоянии джунуба не может находиться в мечети, разве только чтобы пройти для совершения гусла, когда нет другого пути. В этом случае можно проходить через мечеть.
Таким образом, состояние половой оскверненности (джунуб) становится причиной отстраненности человека от некоторых вещей.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Когда он [муж] присядет между ее [жены] четырьмя конечностями, а затем совершит близость с ней, истинно, гусл станет обязательным [ваджиб]».
В другом предании:
«Даже если не испустит [семя]».
В другом предании:
«И обрезанное прикоснется к обрезанному».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение. В этом хадисе речь идет о самой основной причине, которая обязывает – делает ваджибом совершение гусла. Слова о половой близости здесь Пророк саллаллаху алайхи васаллам не произнес открыто, а дал знать о ней иносказательно.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. После половой близости, как для мужа, так и для жены, становится ваджибом совершить гусл.
2. Наличие или отсутствие семяизвержения при интимной близости не влияет на необходимость совершения гусла. Гусл обязателен после интимной близости, вне зависимости от того, было семяизвержение или нет. Это становится ясным из слов: «Даже если не испустит (семя)».
3. Для того чтобы гусл стал ваджибом, достаточно того, чтобы обрезанная часть полового органа мужчины соприкоснулась с обрезанной частью органа женщины. В жарких, в частности в некоторых арабских странах, имеется традиция делать обрезание также и девочкам. Им обрезают часть клитора. Улемы отмечают, для того чтобы обрезанная часть органа мужчины соприкоснулась с обрезанной частью органа женщины нужно, чтобы головка мужского члена вошла во влагалище. Когда произойдет подобное, совершение гусла для обоих становится ваджибом.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Один человек спросил Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
– Если человек совершил близость со своей женой, но не испустил семя, будет ли гусл ваджибом для обоих?
Аиша сидела (там же). Так, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Поистине, я это делаю с ней. Затем мы совершаем гусл».
Передал Муслим.
Пояснение. В этом хадисе утверждается, что после полового акта гусл становится ваджибом как для мужчины, так и для женщины, даже если во время близости не было семяизвержения. Спрашивающий человек в своем вопросе: «будет ли гусл ваджибом для обоих?» имел в виду именно это.
Отвечая: «Поистине, я это делаю с ней. Затем мы совершаем гусл», Пророк саллаллаху алайхи васаллам показал на Аишу радияллаху анха и подчеркнул, что гусл становится ваджибом в равной степени для обоих супругов, если даже не было семяизвержения. Отсюда мы узнаем, что так поступал сам Пророк, саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от неё же. Она говорит:
«Когда обрезанное пройдет через обрезанное, то гусл действительно станет ваджибом. Я это делала с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и мы совершали гусл».
Передал Тирмизи.
Пояснение. Этот вопрос, освещаемый матерью верующих Аишей радияллаху анха то есть вопрос о необходимости (ваджиб) совершения гусла при соприкосновении обрезанных частей полоых органов мужчины и женщины, уже был затронут в первом хадисе настоящей главы. Однако в данном хадисе описание дается более детально. Здесь ясно говорится, что это делал Пророк, саллаллаху алайхи васаллам.
В этом вопросе необходимо быть крайне осторожным. Следует остерегаться согрешения, когда полагая, что не было полноценного полового сношения, не совершается гусл из-за лени.
Передается от Убайя ибн Каъба радияллаху анху. Он говорит:
«Поистине, фетва, которая были отдана как «Поистине, вода от воды» была разрешением, что разрешил Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в начале Ислама. Затем, позднее, (он) велел совершать гусл».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Пояснение. Наличие среди хадисов этого передания вызывает некое колебание, как возможное сомнение против утверждения о необходимости (ваджиб) совершения гусла при половой близости даже если отсутствовало семяизвержение. Ибо раньше широко распространенной была фатва «От воды будет (ваджибом) вода». Это означало, что с извержением «воды» в виде спермы (жидкости), для пары станет ваджибом вода для совершения гусла. То есть здесь подразумевается: у кого было семяизвержение, тому необходимо очиститься, совершив гусл водой. Если же не было семяизвержения, то необходимость в совершении гусла отпадала.
На самом деле, в раннюю пору Ислама Пророк саллаллаху алайхи васаллам разрешал не совершать гусл, если не было семяизвержения.
В хадисе, переданном имамом Муслимом, говорится следующее:
«Остановившись у порога Атабона, Пророк саллаллаху алайхи васаллам позвал его. Он выбежал, волоча за собой штаны. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Всполошили мы этого человека.
Атабон же у него спросил:
– О Посланник Аллаха, когда муж второпях не произвел семяизвержение, что становится ему ваджибом (что ему необходимо сделать)?
Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Только от воды (будет ваджибом) вода».
Из этих самых слов впоследствии среди сахабиев распространилась фатва «от воды будет (ваджибом) вода».
Вероятно, слова о совершении гусла только после семяизвержения говорились в начале из соображения не обременять не ведающих о гусле лиц внезапностью таких обязательств. Позже это предписание было отменено и установлена необходимость (ваджиб) совершения гусла, даже если не было семяизвержения.
В наши дни мы встречаем множество книг, в которых приведены хадисы и фатвы без каких-либо комментариев или пояснений. Значит, они составлены не для соблюдения предписаний, а только лишь в порядке констатации.
Поэтому, никто не имеет права утверждать, дескать, «в хадисе из такой-то книги сказано «от воды будет (ваджибом) вода», и следовательно, если при половом акте не было семяизвержения, гусл не обязателен».
Передается от Умму Саламы радияллаху анха:
«Умму Сулайм пришла к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказала:
– О Посланник Аллаха! Поистине, Аллах не стыдится истины. Совершает ли гусл женщина, если с ней случается ихтилам [поллюция]?
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Да, если увидит воду [жидкость]».
Умму Салама сказал:
– О Посланник Аллаха! С женщиной тоже бывает ихтилам?
(Он саллаллаху алайхи васаллам) сказал:
– Да иссохнет твоя рука! Из-за чего ее ребенок будет похож на нее?».
Передали трое.
Пояснение. Сподвижница Умму Сулайм, которая подошла с вопросом к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, является матерью Анаса ибн Малика радияллаху анху. Умму Сулайм – это ее куня. Поэтому при определении ее имени среди наших улемов имели место отдельные споры. Некоторые называли ее Сахла, другие Румайла, третьи называли по другому.
Ее полное имя – Умму Сулайм бинту Милхан Хазраджия Наджжария. Была замужем за Абу Талхой радияллаху анху. Умму Сулайм была очень набожной женщиной, являлась одной из обладательниц высоких достоинтсв. Своего сына Анаса радияллаху анху еще ребенком она отдала на служение Пророку саллаллаху алайхи васаллам. И потому была вхожа в дом Пророка, часто навещала его семью и становилась свидетелем разных событий, задавала вопросы. Имя Умму Сулайм радияллаху анха упоминается во многих хадисах.
«Ихтилам» (у мужчин – «поллюция») означает «непроизвольное семяизвержение вследствие половой близости во сне», «запачкаться в состоянии сна». Применительно к женщинам ихтилам обозначает непроизвольное выделение вагинальной жидкости (вагинальных секретов) без совершения полового акта.
Перед тем как задать вопрос, который другая женщина постеснялась бы задать мужчине, Умму Сулайм радияллаху анху сказала: «О Посланник Аллаха! Поистине, Аллах не стыдится истины». Это означало, что она тоже хотела бы спросить без стеснения об одной истине. И то, о чем она хочет спросить, на самом деле принято считать постыдным. Однако во имя познания истины, преодолев застенчивость, она просит разрешения задать этот вопрос.
У всех мусульманских народов перед тем, как спросить о чем-то постыдном, принято проговаривать подобные выражения со смыслом извинений. В некоторых случаях вступительные слова начинают фразой вроде «в шариате не стыдятся, поэтому и спрашиваем» и тому подобными.
После такого предисловия Умму Сулайм перешла непосредственно к вопросу:
«Совершает ли гусл женщина, если с ней случается ихтилам?»
Об этом Пророка саллаллаху алайхи васаллам спрашивала не только Умму Сулайм. Вопросы об этом задавали и другие сподвижницы. В частности, этот вопрос задавали Хавла бинту Хакийм, Бусра и Сахла бинту Сухайл радияллаху анхум, и их хадисы переданы нашими мухаддисами.
Вероятно, эти женщины испытали такое состояние на себе и для того чтобы узнать предписание нашей религии по этому поводу, дабы не стать грешницами, не стыдясь, спрашивали обо всем. Да будет доволен ими Аллах, мусульмане из поколения в поколение пользуются плодами их шариатской и научной храбрости.
На вопрос Умму Сулайм радияллаху анха Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам ответил:
«Да, если увидит воду [жидкость]».
То есть если женщине приснится интимная близость, после которой она почувствует у себя выделение жидкости, она обязана совершить гусл. Однако если ей приснится интимная близость, но она не увидит выделений на теле и одежде или не почувствует каких-либо других признаков, тогда она не совершит гусл. Это положение (хукм) относится и к мужчинам. И напротив, если будет замечено выделение, совершается гусл, даже если ничего интимного не снилось.
Услышав диалог на эту тему между Пророком саллаллаху алайхи васаллам и Умму Сулайм радияллаху анха, мать верующих Умму Салама радияллаху анху застеснялась (в других преданиях сказано, что она прикрыла свое лицо от стыда), и удивилась. Поэтому от нее последовал вопрос:
«О Посланник Аллаха! С женщиной тоже бывает ихтилам?»
Из этого вопроса Умму Саламы становится ясно, что не у всех женщин наблюдается ихтилам. Иначе она не стала бы спрашивать об этом. На этот вопрос, заданный Умму Саламой, Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил так:
«Да иссохнет твоя рука…»
Выражение «да иссохнет твоя рука» на арабском языке звучит как «тарибат ядаак», что означает «да смешается рука твоя с землей», то есть «будь ты бедна». Но у арабов это выражение используется и в хорошем смысле тоже. Не всегда оно воспринимается, как проклинание. Подобные выражения имеются и у других мусульманских народов. К примеру, иногда в шутку говорят: «Чтоб ты сдох».
«Из-за чего ее ребенок будет похож на нее?».
Следовательно, недаром дети походят на родителей. У женщин тоже выделяется половая жидкость. Только у некоторых женщин она выделяется и вне полового акта, как например, во время сна.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Не следует стыдиться в деле выяснения истины шариата.
2. Проявление сподвижницами интереса к познанию истины.
3. У женщин тоже происходит ихтилам.
4. Если женщина, у которой произошел ихтилам, увидит или почувствует у себя выделение половой жидкости (вагинальных секретов), она обязана совершить гусл.
5. Гусл не станет ваджибом в случаях, когда после ихтилама не обнаруживается жидкость.
6. У женщины есть половая жидкость (т.е. вагинальный секрет).
7. У некоторых женщин не бывает состояния ихтилам.
8. Схожесть детей со своими родителями связана с передачей их половых жидкостей.
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...