Передается от Кайса ибн Асима радияллаху анху:
«Поистине, он стал мусульманином и Пророк саллаллаху алайхи васаллам повелел ему совершить гусл водой и сидром [ююба]».
Передали авторы «Сунана».
Пояснение. Сначала познакомимся с Кайсом ибн Асимом.
Кайс ибн Асим ибн Синан Мункири ат-Тамими, его куня – Абу Али. Был одним из рассудительных руководителей арабов, одним из сподвижников, прославившимся храбростью и кротостью. В пору джахилии он был известен своими поэтическими и предводительскими способностями.
Этот сподвижник запретил себе употреблять алкогольные напитки еще до принятия Ислама. В 9 году хиджры он пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам в качестве посланника от племени Тамим и в том же году принял Ислам.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам назначил его ответственным за сбор милостыни со своего племени.
Он передал множество хадисов от Пророка, саллаллаху алайхи васаллам. От него передавали Хасан, Ахнаф, Хулайфа ибн Хусайн, его сын Хаким ибн Кайс и другие.
У Кайса ибн Асима было 33 ребенка. Перед своей смертью он позвал их к себе и сказал:
«О дети мои, слушайте мое завещание. Ибо, кроме меня, никто не станет вас наставлять. Используйте свое имущество рассудительно, это будет напоминать вам быть щедрыми и убережет вас от всяких укоров. Остерегайтесь просить что-либо у людей, ибо последнее ремесло человека – это прошение».
Этот сахаби последние дни своей жизни провел в Басре. И умер там в 20 году хиджры (640 г.).
Сидр (ююба) – растение, которое имеет такие свойства, что его можно использовать в качестве мыла, добавляя в сосуд с водой.
Опираясь на этот хадис Кайса ибн Асима как на аргумент, мазхабы маликиев и ханбалитов сказали, что если кафир – неуверовавший человек – примет Ислам, для него будет ваджибом совершить гусл.
Мазхабы же ханафитов и шафиъитов, положение (хукм) о необходимости совершения гусла для только что принявшего Ислам бывшего кафира делят на две части:
1. Если новообращенный мусульманин не находился в состоянии джунуб, совершение гусла для него является мустахабом (одобряемое). Ибо Пророк саллаллаху алайхи васаллам не повелевал новообращенным мусульманам совершать гусл. Поэтому новообращенному мусульманину, если он не пребывает в джунубе, достаточно совершить омовение.
2. Если новообращенный мусульманин находится в состоянии джунуб, для него будет ваджибом совершить гусл. Ибо нет никаких сомнений в том, что для человека в джунубе является ваджибом совершить гусл.
***
На этом закончились хадисы, приводимые в главе об обстоятельствах, которые становятся причиной для совершения гусла. Однако это не означает, что хадисы на эту тему на этом исчерпаны и не существует других, помимо приведенных здесь.
Остается добавить, что наряду с изученными нами в этом разделе обстоятельствами, которые становятся причиной для совершения гусла, есть и другие ситуации, требующие гусла.
1. Хайз (менструация) и нифас.
В хадисе, переданном Бухари и Муслимом, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал Фатиме бинту Кайс, радияллаху анха:
«Когда наступит хайз, оставь намаз. Когда хайз закончится, соверши гусл и приступай к намазу».
По этой причине для очистившейся от хайза женщины совершение гусла является ваджибом.
Нифас по сути представляет собой накопившуюся у роженицы менструальную кровь, то есть временно прерванный из-за беременности менструальный цикл физиологически компенсируется послеродовым выделением крови. По этой причиние для очистившейся от нифаса женщины также будет ваджибом совершить гусл.
Подобные этому вопросы, иншааллах, мы детально рассмотрим в отдельной главе.
2. Для тела мусульманина, умершего не мученической смертью, также является ваджибом (необходимым) выполнение гусла.
Во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам так поступали всегда.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Ибн Аббаса радияллаху анху о человеке, который погиб, упав с лошади, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал следующее: «Омойте его водой и сидром и заверните в саван в два слоя».
В этом разделе не рассматривались и некоторые другие случаи, при которых гусл является сунной:
1. Совершение гусла для двух праздничных намазов (ийд).
Потому что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам делал именно так.
2. Совершение гусла при вхождении в состояние ихрама во время хаджа или умры (ихрам – состояние паломника, при котором во время хаджа и умры запрещены некоторые действия; также ихрамом называется мужское одеяние паломника). Пророк саллаллаху алайхи васаллам поступал именно так.
3. Совершение гусла для пребывания на Арафате. Это также является сунной Пророка, саллаллаху алайхи васаллам.
4. Совершение гусла женщиной, у которой была истихаза (кровотечение помимо обычного цикла). Пророк саллаллаху алайхи васаллам велел делать это Умму Хабибе и Зайнаб бинту Джахш радияллаху анхума.
5. Совершение гусла человеком, пришедшим в себя после потери сознания. Пророк саллаллаху алайхи васаллам поступал так. Улемы добавили сюда также и лиц, исцелившихся от сумасшествия и отрезвившихся от пянства.
6. Перед ибадатами, совершаемыми при массовом скоплении людей, рекомендуется совершать гусл, дабы предотвратить возможность распространения запаха пота и других неприятных запахов. К таковым относятся ночевка в Муздалифе, бросание камней в шайтана, таваф ал-кудум и таваф ал-вадаъ Каъбы (виды тавафа – ритуального обхода Каъбы, здесь: тавафы по случаю прибытия и прощальный), намазы при лунном и солнечном затмениях, а также намазы истиско (намаз, совершаемый при участии большого количества людей с просьбой к Аллаху ниспослать дождь; состоит из двух ракъатов).
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
из книги "Чистота"
серия "Хадисы и жизнь"
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...