Очень важно найти время для того, чтобы понять мудрость Рамадана и уроки, которые мы можем извлечь из месяца поста.
К сожалению, многие мусульмане проводят месяц поста, не помня о предостережении сподвижника Пророка Мухаммада (мир ему и благословение):
«Пусть день, когда вы поститесь, и день, когда вы прекращаете пост, не будут одинаковыми» (аль-Хаким).
Это означает, что их поведение, отношение и взгляды остаются теми же, что были и до поста, то есть пост не оказывает на них никакого влияния. Именно поэтому нам следует усвоить уроки Рамадана.
Урок 1. Обретение таквы (богобоязненности)
Аллах заповедовал пост для обретения таквы:
«О вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, — быть может, вы станете богобоязненными» (Коран, 2:183)
В этом случае быть богобоязненным значит оградить себя от гнева Аллаха и Геенны. Поэтому, заканчивая день поста, мы должны спросить себя, сделал ли этот день нас более богобоязненными? Привел ли он к тому, что мы стараемся больше защитить себя от адского пламени?
Урок 2. Приближение к Аллаху
Оно достигается чтением Корана и размышлением над ним днем и ночью, совершением намаза таравих, общением с мудрыми людьми, поминаниями Аллаха и, по возможности, совершением умры.
Те, кто имеет возможность, также совершают итикаф в последние десять ночей Рамадана, оставляя все мирские заботы и уединяясь в мечети для размышлений об Аллахе и приближения к Нему.
Совершая грех, мы отдаляемся от Аллаха. Поэтому нам может быть трудно читать Коран и ходить в мечеть. Но покорный мусульманин чувствует большую близость к Аллаху и исправно возносит Ему молитвы, потому что не стыдится за свои грехи.
Урок 3. Приобретение терпения и укрепление воли
В Коране Аллах сказал о терпении более семидесяти раз и более шестнадцати раз заповедовал нам быть терпеливыми. Поэтому, когда мы постимся, отказываемся от еды и питья, сексуальных отношений, мы учимся воздержанности и терпению.
Умме нужны мужчины и женщины, обладающие сильной волей, которые могли бы твердо соблюдать заповеди Корана и Сунны и не дрогнули бы перед врагами Аллаха. Нам не нужны эмоциональные люди, которые выкрикивают лозунги и призывы, но, когда приходит время постоять за свои принципы, они не в состоянии этого сделать, они отступают.
Урок 4. Стремление к ихсан (праведности и искренности) и воздержание от рийя (показухи)
Имея ихсан мы поклоняемся Аллаху так, как будто Он стоит перед нами, и даже если мы Его не видим, Он видит нас всех.
Исламский ученый Хасан аль-Басри (HasanAl-Basree) сказал:
«Клянусь Аллахом, в последние двадцать лет всякий раз, прежде чем что-то сказать, прикоснуться или не прикоснуться к чему-то, двинуться вперед или отступить, прежде чем приступать к любому делу, я думал: “Угодно ли оно Аллаху? Будет ли Аллах доволен им?”» Поэтому когда мы постимся, мы должны учиться точно так же смотреть на себя со стороны и удаляться от рийя (показухи). Поэтому Аллах сказал в священном хадисе:
«Пост для Меня, и Я вознаграждаю за него» (аль-Бухари).
Аллах выделил пост из всех других видов поклонения, сказав: «Пост – для меня», потому что никто, кроме Аллаха, не знает, поститесь вы или нет. Например, когда мы молимся, даем милостыню или совершаем таваф, мы делаем это на глазах у людей и можем ожидать за это одобрения людей.
Мусульманский ученый Суфьян ас-Саури проводил дни и ночи в слезах, а когда его спрашивали, почему он плачет и не из страха ли перед Аллахом или Геенной, он отвечал:
«Нет. Я плачу не из страха перед адским огнем, я плачу потому что, все эти годы я поклонялся Аллаху и приобретал знания, но я не уверен, что мои намерения были искренними и я делал это только ради Аллаха».
Урок 5. Улучшение поведения, особенно в отношении правдивости и выполнения обязательств
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал:
«Аллах не нуждается в отказе от пищи и питья того, кто не отказался от лжи в словах и поступках» (аль-Бухари).
Из этого следует, что мы должны уделять внимание чистоте нашего поведения и помыслов. Пророк сказал:
«Я послан, чтобы совершенствовать благие нравы» (Малик).
Поэтому мы должны контролировать свое поведение, спрашивая себя, следуем ли мы примеру Пророка? Например, приветствуем ли мы, говоря «салям», тех, кого не знаем, и тех, кого знаем? Следуем ли предписываемому исламом правилу говорить правду и только правду? Искренни ли мы? Милосердны ли к другим созданиям?
Урок 6. Признание того, что можно измениться в лучшую сторону
Пророк Мухаммад сказал:
«Каждый сын Адама грешен, и лучшие из грешников те, что покаялись» (Ибн Маджа).
Аллах дает нам множество возможностей покаяться перед Ним и попросить у Него прощения. Непокорный может стать покорным.
Урок 7. Увеличение милостыни
Ибн Аббас сказал:
«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым щедрым из людей и становился еще щедрее в месяц Рамадан, когда Джибриль встречался с ним каждую ночь до конца месяца» (аль-Бухари)
Пророк (мир ему и благословение) также сказал:
«Тот, кто угощает постящегося, завершающего пост, получит такую же награду, как и он, без уменьшения награды постящегося» (ат-Тирмизи).
Урок 8. Ощущение единства мусульман
Пророк сказал:
«Те из вас, которые будут жить после меня, увидят много разногласий. Вы должны держаться за мою Сунну и Сунну праведных халифов. Держитесь за нее крепко и стойте на ней» (Абу Дауд).
В месяц Рамадан мы ощущаем возможность единения, потому что мы все постимся вместе, вместе разговляемся, вместе поклоняемся Аллаху и вместе молимся в Ид. Мусульмане могут стать единым телом, но это возможно только тогда, когда мы повинуемся в единстве Аллаху и Его Посланнику.
Урок 9. Воспитание дисциплинированности
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) учил нас придерживаться дисциплины и строгости, строгости, которая не ведет к фанатизму и не нарушает пределы, установленные Аллахом. Никто не прекращает пост до заката, потому что такой пост не будет принят Аллахом.
Мусульмане должны учиться быть очень сдержанными в жизни, потому что это люди, которым дано важное послание, и они должны формировать свою жизнь по этому образцу.
Урок 10. Обучение молодежи поклонению Аллаху
Во время поста в день Ашура дети жителей Медины постились вместе с ними. Если дети плакали, когда хотели пить или есть, родители отвлекали их, давая им игрушку. И дети разговлялись вместе с родителями, о чем упоминает аль-Бухари.
Поэтому детей нужно брать в мечеть, чтобы они молились вместе с родителями и приучались к тому, чтобы поклоняться Аллаху. Если детей не приучить соблюдать пост с раннего возраста, по достижению совершеннолетия тридцать дней поста будут им в тягость. Поэтому Пророк сказал:
«Учите своих детей молиться в семилетнем возрасте и бейте в десятилетнем (если они не молятся)» (аль-Хаким)
Урок 11. Забота о здоровье
Пост чрезвычайно благоприятен с медицинской точки зрения, и он учит мусульман заботиться о своем здоровье и укреплять свое тело.
Пророк сказал:
«Сильный верующий лучше и более любим Аллахом, чем слабый верующий, и в обоих есть благо» (Муслим).
Источник: OnIslam
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Ша’би, да будет доволен им...
Первая мечеть в городе Байконур...