Следующий вид совершения хаджа - это таматтуъ.
Передаётся от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«У него спросили о хадже таматтуъ. Тогда он сказал:
«Мухаджиры, ансары и пречистые супруги Пророка саллалаху алайхи васаллам вознамерились в прощальном хадже и произнесли талбию. Когда мы прибыли в Мекку, Посланник Аллаха саллалаху алайхи васаллам сказал:
«Сделайте свою талбию, произнесенную вами на хадж, умрой, кроме тех, кто повесил отметину (на живность, предназначенную для пожертвования)».
Затем мы совершили таваф байта, совершили саъй между Сафой и Марвой, сошлись с женщинами и надели одежды. Он (Посланник саллалаху алайхи васаллам) сказал:
«Кто повесил отметины (на предназначенную для закалывания живность), поистине, не дозволены ему «…пока не достигнут жертвенные животные места заклания» (Сура Бакара, аят 196).
Затем велел нам в вечером (дня) Тарвии (Посланник саллалаху алайхи васаллам) произносить талбию с намерением на хадж. Когда мы придем, освободившись от своих манасиков и совершим таваф Байта и (саъй между) Сафой и Марвой, потом завершится наш хадж. И (останется) на нас живность (для жертвоприношения), как сказал Всевышний Аллах:
“...То, что доступно из жертвенных животных. Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и семь, когда вы возвратились...” в свои города.
Достаточно (одной) овцы. Совместили два нусука (поклонения) в году: хадж и умру. Поистине, Аллах ниспослал это в Своей книге, а Его Пророк сделал это сунной и сделал мубахом (разрешенным) для нежителей Мекки. Всевышний Аллах сказал: «Это для тех, чья семья не была постоянно проживающими в Заповедной мечети».
Передали трое.
Пояснение: Из этого предания вытекает, что человек, вознамерившийся совершить хадж, в случае, если он не пригнал жертвенную живность, может обратить свое намерение из хаджа в умру, выйти из ихрама и совершить таматтуъ. Теперь при наступлени дня тарвия он сделает новое намерение на хадж и завязывает ихрам.
Таматтуъ – это совершение в период хаджа сначала умру, а затем хаджа. Люди джахилии (времен невежества) считали совершение умры в дни хаджа самым порочнейшим делом. Вопреки им в Исламе это было поощрено и рекомендовано. Всевышний Аллах ниспослал об этом такой аят:
“А тот, кто насладился умрой до хаджа - то, что доступно из жертвенных животных”.
Это означает, что если нет к этому препятствий, если враг не преграждает ваш путь, а поклонение исполняется сполна в мире и спокойствии, если вы после умры, выйдя из ихрама, наслаждаетесь всеми мирскими благами как в обычное время, то вам следует совершить жертвоприношение из животных, доступных вам. Это обстоятельство называется в шариате «таматтуъ», что в переводе означает «воспользование», «наслаждение», «блаженство». В таком случае человек, намерившийся совершить хадж, при завязывании ихрама намеревается сначала на умру.
По прибытии в Благословенную Мекку, после тавафа Байтуллаха и совершения саъйа между Сафой и Марвой, он выходит их ихрама. До наступления времени хаджа он может наслаждаться всеми благами, запретными для ихрама.
В восьмой день месяца Зул-хиджжа, при наступлении времени хаджа, этот человек намеревается на хадж, завязывает ихрам и начинает совершать поклонения хаджа. В благодарность того, что за одно паломничество совершил два поклонения, а в период между умрой и хаджем наслаждался запретными для ихрама удовольствиями, он совершает жертвоприношение, которое он может себе позволить.
“...Кто же не нашел, то пост три дня в хадже и семь, когда вы возвратились - те десять полных”
Итак, если у человека, кто совершает таматтуъ, нет живности для пожертвования, если он беден, то он может поститься в течение трех дней в период хаджа – в срок с момента завязывания ихрама для умры до дня Ийдул Адха.
Улемы говорили, что этот пост лучше держать в течение трех дней до дня арафа. После возвращения из хаджа человек постится еще семь дней у себя на родине, что составляет всего десять дней.
«Это для тех, чья семья не была постоянно проживающими в Заповедной мечети».
Значит, совершение таматтуъ и связанных с ним деяний велено не всем. Например, нельзя совершать таматтуъ живущим на территории Заповедной мечети.
* * *
Передаётся от Абу Джамры аз-Зубаъи радияллаху анху:
«Я совершил таматтуъ. Люди запретили меня от этого. Я спросил у Ибн Аббаса. Тот повелел мне совершить это (таматтуъ). Затем я пошел к Байту и заснул. Во сне ко мне подошел кто-то и сказал: «Принятая умра, хадж мабрур!».
Я пошел к Ибн Аббасу и сообщил ему о том, что я увидел. Он сказал: «Аллах велик! Аллах велик! (Это) сунна Абулкасыма саллалаху алайхи васаллам!».
Передали Муслим и Бухари. Последний добавил:
«Ибн Аббас сказал мне: «Побудь при мне. Сделаю тебе долю из моего имущества». Я сказал: «Почему?» Он сказал: «За сон, который ты увидел».
Пояснение: Здесь говорится о том, что ко сну правоверного раба божьего подтвердила фетву Ибн Аббаса радияллаху анху.
Этот случай, который передал Абу Джамра аз-Зубаъи радияллаху анху, произошел, когда Абдуллах ибн Зубайр радияллаху анху правил Благословенной Меккой. В те времена некоторые люди распространили весть о том, что будто бы нельзя вознамериться на таматтуъ. Сторонники этого мнения призывали всех, кто вознамерился на таматтуъ, не совершать его. Они предостерегли и Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху анху от таматтуъ. Тогда он спросил об этом у Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, который лучше всех разбирался в этих вопросах. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху велел ему совершить таматтуъ.
Затем это подтвердилось и во сне. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху очень обрадовался этому сновидению, ибо это было опровержением распространителям неверных слухов. Поэтому Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху даже хотел вознаградить Абу Джамру аз-Зубаъи радияллаху анху, которому приснился такой благой сон.
* * *
Передаётся от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:
«Аят о таматтуъ ниспослан в Книге Аллаха. Мы последовали ему вместе с Посланником Аллаха саллалаху алайхи васаллам. Не запретил его Куръан, не запретил его и он (саллалаху алайхи васаллам) до кончины».
Передали два шейха.
Пояснение: В этих хадисах и аятах отдельно подчеркивается, что в шариате дозволено совершать таматтуъ. В то же время даётся жесткий отпор тем, кто утверждает, что нельзя совершать таматтуъ.
Слава Аллаху, и по сей день любой мусульманин при желании совершает хадж с намерением таматтуъ.
По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...
Все мы знаем, что без...
Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...
Пастор из Флориды Терри Джонс...
Современный исламский мир перестал уделять...