Вопрос(105851):
Ассаламу алайкум! Пожалуйста, опубликуйте переводы первого и второго аятов суры «Исро».
Ответ:
Бисмиллахир Рахманир Рахим
Ваалайкум ассалам.
1. Пречист Тот, Который перенес ночью Своего раба из Заповедной Мечети (Масджидул Харам) в Отдаленнейшую Мечеть (Масджидул Акса), ― окрестность которой Мы сделали благодатной, ― дабы показать ему из Наших аятов-чудес. Поистине, Он ― Слышащий, Видящий!
В священном аяте Всевышний Аллах поминает Самого Себя пречистым от всех изъянов и сообщает о том, что совершил исра, то есть в часть ночи перенес ― «подверг странствию», Своего раба Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Под словами «Своего раба» в священном аяте подразумевается Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам всегда гордился тем, что является рабом Аллаха. И то, что в этом аяте он не называется по имени, а используется выражение «Своего раба», также является предметом гордости для Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и утешением в тяжкую пору.
В Священном Куръане название Масджидул Харам ― Заповедная Мечеть — используется в трех случаях.
Первый ― в отношении мечети вокруг Величественной Каъбы.
Второй ― в отношении города ― Священной Мекки.
Третий ― в отношении границ заповедной территории вокруг Священной Мекки; также используется в отношении зоны, куда не могут войти неверные, где нельзя охотиться, срезать или вырывать растения и где запретны многие известные действия.
В этом же священном аяте название Заповедная Мечеть (Масджидул Харам) используется для обозначения города Священная Мекка. В ночь Исра Посланник Аллаха алайхиссалам находился не в мечети, что вокруг Величественной Каъбы, а спал в доме своей тети по отцу Умму Ханиъ, жилище которой располагалось в другой части города.
Под названием Масджидул Акса (Отдаленнейшая Мечеть) в Священном Куръане подразумевается Байтул Макдис в Благородном Шаме. Слово акса означает «наиотдаленный, самый окраинный». А то, что слово масджид означает «место совершения ибадата, место совершения саджды», известно всем. В те времена Байтул Макдис считался наиболее отдаленным и самым окраинным храмом по отношению к Священной Мекке. Именно поэтому Аллах назвал его Масджидул Акса. Также Всевышний Аллах говорит о том, что Он сделал благодатными окрестности Мечети Акса.
«Перенес ночью Своего раба из Заповедной Мечети в Отдаленнейшую Мечеть (Мечеть Акса), ― окрестность которой Мы сделали благодатной…»
Потому что Байтул Макдис и в самом деле является местом, которое Аллах сделал благодатным. Издревле эта земля была обиталищем, местом поклонения пророков. Муса алайхиссалам, Ийса алайхиссалам, а также пророки, что были между ними, тоже проживали в этих местах. Здесь к ним являлся вахий от Аллаха. Уже само это стоит выше любой другой благодати. Вместе с тем, Всевышний Аллах сделал это место благодатным также и с материальной стороны. Одарив это место благоприятной погодой, кристально чистой водой и плодородной почвой Он сделал его высокоурожайным.
«…дабы показать ему из Наших аятов-чудес…»
Стало быть, цель осуществления Исра ― перенесения, путешествия Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам ночью из Масджидул Харама в Масджидул Акса ― заключалась в показе ему чудес. Действительно, во время этого события, в частности, в процессе Миъраджа ― вознесения в небеса, Всевышний Аллах показал Своему рабу и Посланнику Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам множество чудес. Об этом в суре «Наджм» говорится так: «Действительно увидел он [Мухаммад алайхиссалам] величайшие из аятов-знамений своего Господа».
«Поистине, Он ― Слышащий, Видящий!»
Всевышний Аллах слышащий, кто и что говорит, и видящий, кто и что делает.
С учетом приведенных в этом священном аяте сведений, нам необходимо во всей полноте понять, что собой представляют эти два события ― Исра и Миърадж.
«Исра», как уже ранее говорилось, лексически означает «перенесение, путешествие в части ночи».
В шариате же так называется перенос Всевышним Аллахом Почтенного Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в одну из ночей из Масджидул Харама в Масджидул Акса. Также следует подчеркнуть, что событие Исра не было ни сновидением, ни духовным путешествием, а было странствием, которое Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершил и телесно, и духовно. Если бы это было сновидение или духовное путешествие, то в этом событии не было бы ничего, что относилось бы к чуду. И то, как в священном аяте подчеркнуто говорится «Своего раба», также показывает, что событие Исра происходило и телесно, и духовно. Если бы это происходило только духовно, то так и было бы сказано, дух Своего раба.
«Миърадж» лексически означает «вознесение ввысь». В шариате же под этим словом подразумевается восхождение Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам из Байтул Макдиса в Иерусалиме до Сидратул Мунтаха за седьмым небом, к Аллаху.
Как передают мухаддисы, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам после намаза иша спал в доме Умму Ханиъ бинти Абу Талиб, началось событие Исра. В ту ночь он отправился в Байтул Макдис верхом на животном, именуемом Бурак. Затем, когда он уже оказался там и стоял на большом валуне, вознесся в Миърадж. Сейчас над тем большим валуном воздвигнут купол ― свод, фотографии этого здания под круглым куполом распространены по всему миру. Многие по незнанию принимают его за Масджидул Акса.
В Миърадже Пророка саллаллаху алайхи васаллам сопровождал Джабраил алайхиссалам. Всякий раз, когда они достигали предела очередного неба, он просил открыть врата. Ангелы-стражи спрашивали:
― Кто это?
Он отвечал:
― Джабраил.
Они спрашивали:
― Кто это рядом с тобой?
Джабраил алайхиссалам говорил:
― Мухаммад.
Они спрашивали:
― Это так? Разве он уже послан Посланником? — и, открыв врата, приветствовали их.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам на каждом уровне неба виделся с одним из пророков и множеством ангелов. Также он увидел состояние рая и ада. Прошел в Сидратул Мунтаха и увидел много чудес в мире ангелов Аллаха. Тогда же был предписан фардом ежедневный пятикратный намаз. Затем он возвратился назад. Он сам рассказал Умму Ханиъ о произошедшем событии: «Собрались пророки, и я совершил для них намаз», — сказал он. Потом, он поднялся, намереваясь пойти к мечети. Умму Ханиъ вцепилась в его одежду. Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
― Что случилось с тобой?
Умму Ханиъ сказала:
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
― Пусть они даже объявят меня лжецом.
Он вышел и подойдя к Абу Джахлу, сел возле него и сообщил ему весть об Исра. Тогда Абу Джахл крикнул:
― О сообщество Бани Калб ибн Луайб, идите сюда!
Потом он рассказал им о случившемся. Люди удивились и впали в изумление. Кто-то захлопал в ладоши, а другой выразил свое удивление, схватившись за голову. Некоторые из уверовавших стали вероотступниками и вышли из религии. Группа людей побежала к почтенному Абу Бакру радияллаху анху. Он же, выслушав это известие, спросил:
― Это он так сказал?
Они сказали:
― Да.
Он сказал:
― Если сказал он, то, значит, это правда, я свидетельствую об этом.
Они сказали:
― Неужели ты веришь в то, что он за одну ночь достиг Шама, а потом снова вернулся в Мекку еще до восхода солнца?!
Абу Бакр сказал:
― Я подтверждаю еще более удивительное в нем. Я подтверждаю также, что он сообщает вести с неба.
После этого Абу Бакра стали называть Сиддиком ― Правдивейшим.
Среди людей были те, кто до этого побывал в Байтул Макдисе. Они потребовали от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам описать мечеть ― храм того места. Тогда мечеть была показана Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам начал описывать им мечеть ― храм. Они произнесли:
― Однако, он правильно описал ее. ― А затем они сказали: ― Ты сообщи нам известие о нашем караване.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сообщил им полные сведения о количестве верблюдов в их караване и его состоянии, а в конце сказал:
― Караван прибудет в такой-то день, с восходом солнца. Впереди будет серый верблюд.
В упомянутый день они все вышли к окраине города и стали ждать прибытия каравана. Один из них промолвил:
― Вот и солнце взошло.
А другой сказал:
― Вот, клянусь Аллахом, показался и караван. Впереди, как и говорил Мухаммад, идет серый верблюд.
Однако, хотя так и произошло, они не уверовали. Событие Исра было великим чудом. Узнав об этом, они должны были уверовать. Тем не менее они не уверовали. В древности сыны Исраила поступили точно так же. Когда Муса алайхиссалам явился к ним посланником от Аллаха, его духовным центром был Байтул Макдис. Его тоже Всевышний Аллах призвал на мийкат, побеседовал с ним наедине и наказал важные задачи. Но сыны Исраила не поверили этому. Курайшиты поступают точно так же. Но они должны были получить назидание от поступков сынов Исраила и подумать о том, каким будет итог. Вот, пусть они послушают о том, что произошло:
2. И дали Мы Мусе книгу и сделали ее наставлением сынам Исраила, [наказав]: «Не берите себе кого-либо поручителем, кроме Меня!"
То есть Мы даровали пророку Мусе книгу Таурат. А также сделали Таурат хидаей ― наставлением на праведный путь для сынов Исраила. Если бы они последовали ей, то обязательно наставились бы на праведный путь.
Вместе с тем, Мы сказали сынам Исраила:
«Не берите себе кого-либо поручителем, кроме Меня!»
То есть не опирайтесь ни на кого, кроме Аллаха. Не оборачивайтесь ни к кому, кроме Него. Только тогда вы наставитесь на праведный путь, сказали Мы. (Из книги шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа «Тафсир Хилал»).
Коллегия «Спросите людей зикра»
Какие они существа, джинны? (6)...
Самый ранний текст священной книги...
О колдовстве (1) Среди людей...
КАКИЕ ОНИ СУЩЕСТВА, ДЖИННЫ? (2)...
Какие они существа, джинны? (4)...
Идеи умеренности и срединности, заложенные...