Пятница Рабиъус сони 28 1446 | Пятница ноября 01 2024

 

Вопрос(105851):

Ассаламу алайкум! Пожалуйста, опубликуйте переводы первого и второго аятов суры «Исро».

 

Ответ:

Бисмиллахир Рахманир Рахим 

Ваалайкум ассалам.

1. Пречист Тот, Который перенес ночью Своего раба из Заповедной Мечети (Масджидул Харам) в Отдаленнейшую Мечеть (Масджидул Акса), ― окрестность которой Мы сделали благодатной, ― дабы показать ему из Наших аятов-чудес. Поистине, Он ― Слышащий, Видящий! 

В священном аяте Всевышний Аллах поминает Самого Себя пречистым от всех изъянов и сообщает о том, что совершил исра, то есть в часть ночи перенес ― «подверг странствию», Своего раба Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Под словами «Своего раба» в священном аяте подразумевается Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам. Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам всегда гордился тем, что является рабом Аллаха. И то, что в этом аяте он не называется по имени, а используется выражение «Своего раба», также является предметом гордости для Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и утешением в тяжкую пору.

В Священном Куръане название Масджидул Харам ― Заповедная Мечеть — используется в трех случаях.

Первый ― в отношении мечети вокруг Величественной Каъбы.

Второй ― в отношении города ― Священной Мекки.

Третий ― в отношении границ заповедной территории вокруг Священной Мекки; также используется в отношении зоны, куда не могут войти неверные, где нельзя охотиться, срезать или вырывать растения и где запретны многие известные действия.

В этом же священном аяте название Заповедная Мечеть (Масджидул Харам) используется для обозначения города Священная Мекка. В ночь Исра Посланник Аллаха алайхиссалам находился не в мечети, что вокруг Величественной Каъбы, а спал в доме своей тети по отцу Умму Ханиъ, жилище которой располагалось в другой части города.

Под названием Масджидул Акса (Отдаленнейшая Мечеть) в Священном Куръане подразумевается Байтул Макдис в Благородном Шаме. Слово акса означает «наиотдаленный, самый окраинный». А то, что слово масджид означает «место совершения ибадата, место совершения саджды», известно всем. В те времена Байтул Макдис считался наиболее отдаленным и самым окраинным храмом по отношению к Священной Мекке. Именно поэтому Аллах назвал его Масджидул Акса. Также Всевышний Аллах говорит о том, что Он сделал благодатными окрестности Мечети Акса.

«Перенес ночью Своего раба из Заповедной Мечети в Отдаленнейшую Мечеть (Мечеть Акса), ― окрестность которой Мы сделали благодатной…»

Потому что Байтул Макдис и в самом деле является местом, которое Аллах сделал благодатным. Издревле эта земля была обиталищем, местом поклонения пророков. Муса алайхиссалам, Ийса алайхиссалам, а также пророки, что были между ними, тоже проживали в этих местах. Здесь к ним являлся вахий от Аллаха. Уже само это стоит выше любой другой благодати. Вместе с тем, Всевышний Аллах сделал это место благодатным также и с материальной стороны. Одарив это место благоприятной погодой, кристально чистой водой и плодородной почвой Он сделал его высокоурожайным.

«…дабы показать ему из Наших аятов-чудес…»

Стало быть, цель осуществления Исра ― перенесения, путешествия Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам ночью из Масджидул Харама в Масджидул Акса ― заключалась в показе ему чудес. Действительно, во время этого события, в частности, в процессе Миъраджа ― вознесения в небеса, Всевышний Аллах показал Своему рабу и Посланнику Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам множество чудес. Об этом в суре «Наджм» говорится так: «Действительно увидел он [Мухаммад алайхиссалам] величайшие из аятов-знамений своего Господа».

«Поистине, Он ― Слышащий, Видящий!»

Всевышний Аллах слышащий, кто и что говорит, и видящий, кто и что делает.

С учетом приведенных в этом священном аяте сведений, нам необходимо во всей полноте понять, что собой представляют эти два события ― Исра и Миърадж.

«Исра», как уже ранее говорилось, лексически означает «перенесение, путешествие в части ночи».

В шариате же так называется перенос Всевышним Аллахом Почтенного Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в одну из ночей из Масджидул Харама в Масджидул Акса. Также следует подчеркнуть, что событие Исра не было ни сновидением, ни духовным путешествием, а было странствием, которое Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершил и телесно, и духовно. Если бы это было сновидение или духовное путешествие, то в этом событии не было бы ничего, что относилось бы к чуду. И то, как в священном аяте подчеркнуто говорится «Своего раба», также показывает, что событие Исра происходило и телесно, и духовно. Если бы это происходило только духовно, то так и было бы сказано, дух Своего раба.

«Миърадж» лексически означает «вознесение ввысь». В шариате же под этим словом подразумевается восхождение Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам из Байтул Макдиса в Иерусалиме до Сидратул Мунтаха за седьмым небом, к Аллаху. 

Как передают мухаддисы, когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам после намаза иша спал в доме Умму Ханиъ бинти Абу Талиб, началось событие Исра. В ту ночь он отправился в Байтул Макдис верхом на животном, именуемом Бурак. Затем, когда он уже оказался там и стоял на большом валуне, вознесся в Миърадж. Сейчас над тем большим валуном воздвигнут купол ― свод, фотографии этого здания под круглым куполом распространены по всему миру. Многие по незнанию принимают его за Масджидул Акса.

В Миърадже Пророка саллаллаху алайхи васаллам сопровождал Джабраил алайхиссалам. Всякий раз, когда они достигали предела очередного неба, он просил открыть врата. Ангелы-стражи спрашивали:

― Кто это? 

Он отвечал:

― Джабраил. 

Они спрашивали:

― Кто это рядом с тобой? 

Джабраил алайхиссалам говорил: 

― Мухаммад.

Они спрашивали: 

― Это так? Разве он уже послан Посланником? — и, открыв врата, приветствовали их.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам на каждом уровне неба виделся с одним из пророков и множеством ангелов. Также он увидел состояние рая и ада. Прошел в Сидратул Мунтаха и увидел много чудес в мире ангелов Аллаха. Тогда же был предписан фардом ежедневный пятикратный намаз. Затем он возвратился назад. Он сам рассказал Умму Ханиъ о произошедшем событии: «Собрались пророки, и я совершил для них намаз», — сказал он. Потом, он поднялся, намереваясь пойти к мечети. Умму Ханиъ вцепилась в его одежду. Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

― Что случилось с тобой? 

Умму Ханиъ сказала:

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: 

― Пусть они даже объявят меня лжецом. 

Он вышел и подойдя к Абу Джахлу, сел возле него и сообщил ему весть об Исра. Тогда Абу Джахл крикнул: 

― О сообщество Бани Калб ибн Луайб, идите сюда!

Потом он рассказал им о случившемся. Люди удивились и впали в изумление. Кто-то захлопал в ладоши, а другой выразил свое удивление, схватившись за голову. Некоторые из уверовавших стали вероотступниками и вышли из религии. Группа людей побежала к почтенному Абу Бакру радияллаху анху. Он же, выслушав это известие, спросил:

― Это он так сказал? 

Они сказали: 

― Да.

Он сказал:

― Если сказал он, то, значит, это правда, я свидетельствую об этом.

Они сказали: 

― Неужели ты веришь в то, что он за одну ночь достиг Шама, а потом снова вернулся в Мекку еще до восхода солнца?!

Абу Бакр сказал: 

― Я подтверждаю еще более удивительное в нем. Я подтверждаю также, что он сообщает вести с неба. 

После этого Абу Бакра стали называть Сиддиком ― Правдивейшим.

Среди людей были те, кто до этого побывал в Байтул Макдисе. Они потребовали от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам описать мечеть ― храм того места. Тогда мечеть была показана Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Он саллаллаху алайхи васаллам начал описывать им мечеть ― храм. Они произнесли:

― Однако, он правильно описал ее. ― А затем они сказали: ― Ты сообщи нам известие о нашем караване. 

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сообщил им полные сведения о количестве верблюдов в их караване и его состоянии, а в конце сказал:

― Караван прибудет в такой-то день, с восходом солнца. Впереди будет серый верблюд.

В упомянутый день они все вышли к окраине города и стали ждать прибытия каравана. Один из них промолвил:

― Вот и солнце взошло. 

А другой сказал: 

― Вот, клянусь Аллахом, показался и караван. Впереди, как и говорил Мухаммад, идет серый верблюд.

Однако, хотя так и произошло, они не уверовали. Событие Исра было великим чудом. Узнав об этом, они должны были уверовать. Тем не менее они не уверовали. В древности сыны Исраила поступили точно так же. Когда Муса алайхиссалам явился к ним посланником от Аллаха, его духовным центром был Байтул Макдис. Его тоже Всевышний Аллах призвал на мийкат, побеседовал с ним наедине и наказал важные задачи. Но сыны Исраила не поверили этому. Курайшиты поступают точно так же. Но они должны были получить назидание от поступков сынов Исраила и подумать о том, каким будет итог. Вот, пусть они послушают о том, что произошло:

 

2. И дали Мы Мусе книгу и сделали ее наставлением сынам Исраила, [наказав]: «Не берите себе кого-либо поручителем, кроме Меня!"

То есть Мы даровали пророку Мусе книгу Таурат. А также сделали Таурат хидаей ― наставлением на праведный путь для сынов Исраила. Если бы они последовали ей, то обязательно наставились бы на праведный путь.

Вместе с тем, Мы сказали сынам Исраила:

«Не берите себе кого-либо поручителем, кроме Меня!»

То есть не опирайтесь ни на кого, кроме Аллаха. Не оборачивайтесь ни к кому, кроме Него. Только тогда вы наставитесь на праведный путь, сказали Мы. (Из книги шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа «Тафсир Хилал»). 

 

Коллегия «Спросите людей зикра» 

 

 

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Обнаружена самая ранняя...

Самый ранний текст священной книги...

Истина о гадании...

О колдовстве (1) Среди людей...

Истина о гадании...

КАКИЕ ОНИ СУЩЕСТВА, ДЖИННЫ? (2)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (4)...

Ф.Асадуллин: «Ал-Васатыйя» скоро...

Идеи умеренности и срединности, заложенные...