Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

Одно из бесчисленных чудес Куръана - это иджаз, то есть бессилие всего сущего перед Словом Аллаха

 

Когда Куръан предложил арабам и другим народам создать книгу, подобную ему, или ‎сочинить суру, похожую на его суры, они все оказались бессильными выполнить такое. ‎Это ясное доказательство того, что Куръан действительно Слово Аллаха.‎

До ниспослания Куръана и, в особенности, в период ниспослания Куръана у арабов на ‎чрезвычайно высоком уровне были развиты красноречие, литература, стихосложение и ‎ораторство. В течение года в определенные дни у них проходили разные массовые ‎гулянья и церемонии. В частности, в месте под названием Укоз проводились крупные ‎состязания по ораторскому искусству, выступлению с речами и проповедями, чтению ‎стихов, а оценивали участников состязаний известные и крупные поэты.‎

Мастерство слова, распространенное у арабов, имело две причины. Во-первых, они ‎жили племенами. А такая жизнь служит почвой для междоусобиц, войн и проявления ‎гордости. Каждое племя, дабы показать перед другими племенами свои достоинства, ‎старалось иметь собственного поэта-виртуоза. Этот поэт, кроме демонстрации ‎превосходства своего мастерства, должен был уметь высмеять другие племена. Именно ‎поэтому столь большое значение придавалось стихосложению и мастерству красноречия, ‎поэтому так высоко ценили поэтов и краснобаев.‎

В такое вот время появился Священный Куръан со своим изумительным стилем, ‎целительными мудрыми словами, появился и нашел путь к сердцам народов Аравийского ‎полуострова, ведущих тревожную и беспорядочную жизнь.‎

Конечно, Куръан обрел такой успех потому, что намного превосходил произведения ‎поэтов и мастеров слова того времени. Даже арабам нечего было сказать после того, как ‎они оказались бессильными перед изяществом Куръана. Самые большие мастера слова, и ‎те склонили головы перед Куръаном, послушав его. Перед Куръаном заплелись языки ‎даже у самых известных поэтов. Но главари неверных, отказавшись принять новую ‎религию и уверовать в пророчество Мухаммада алайхиссалам, с нелепой мотивацией ‎объявили войну истине. Они даже попробовали назвать Куръан «стихами», «мифами ‎людей прошлого». А Мухаммада алайхиссалам порой обзывали «одержимым джиннами», ‎а иногда «гадальщиком». Однако этим они не смогли добиться ничего.‎

Как было принято у арабов, если они желали доказать перед другими свое мастерство ‎в красноречии, то вызывали друг друга на словесные состязания. Согласно этой традиции, ‎Куръан тоже потребовал привести что-нибудь похожее на его строки, какую-либо суру, ‎схожую с его сурами. Вызов с подобным требованием и упоминание об этом вызове в ‎Куръане имеет цель: пусть история на протяжении веков будет свидетелем этого события, ‎пусть будет постоянным напоминанием, как арабы, хотя они являлись самыми искусными ‎поэтами и краснобаями, перед вызовом Куръана оказались бессильными. Произошло так, ‎дабы какой-нибудь лицемер или подстрекатель не смог даже по прошествии времен ‎выступить с заявлением о том, что, дескать, арабы не были бессильны перед Куръаном и ‎при желании могли бы сочинить подобную Куръану книгу.‎

В этом отношении Куръан избрал своеобразный путь и, прежде всего, потребовал от ‎арабов сотворить что-нибудь похожее на Куръан. Всевышний Аллах говорит в ‎Священном Куръане так:‎

‎«Скажи: «Принесите книгу, наставляющую лучше, чем эти две‎ ‎ от Аллаха, я ‎последую за ней, если вы – правдивые!». Если же не смогли ответить тебе, то знай, ‎что, поистине, они следуют лишь за своими страстями. И кто в большем ‎заблуждении, чем тот, кто последовал за своими страстями без наставления от ‎Аллаха? Поистине, Аллах не наставит на праведный путь несправедливые народы!» ‎‎(сура «Касас», аяты 49–50).‎

Указанное в этом аяте требование было предъявлено, когда было ниспослано всего ‎лишь сорок семь сур из Куръана. Арабы оказались в смятении, не зная, как сочинить ‎книгу, похожую на Куръан. Они приложили очень много усилий, но не смогли справиться ‎с этой задачей, оказались бессильными. Именно поэтому в суре «Исра» подчеркивается, ‎что они абсолютно не в состоянии выполнить эту задачу, и даже если все люди и джинны ‎будут действовать сообща, они все равно не смогут преподнести книгу, подобную ‎Куръану. ‎

Всевышний Аллах говорит:‎

‎«Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы привести схожее с этим ‎Куръаном, то ни в коем случае не привели бы схожего, даже если бы одни из них ‎были другим помощниками» (аят 88).‎

Вслед за этим, на втором этапе, Куръан потребовал от них привести десять сур. Об ‎этом в суре «Худ» говорится так:‎

‎«Или говорят: «Измыслил его»? Скажи: «Приведите же десять сур, подобных ‎ему, измышленных, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы – правдивы! ‎Если же не ответили вам, то знайте, что, поистине, он ниспослан по знанию Аллаха и ‎что нет божества, кроме Него. Теперь-то станете мусульманами?» (аяты 13–14).‎

Но все безбожники оказались бессильными. До сегодняшнего дня история все еще ‎является свидетелем этому. Следует отметить, что факт их бессилия привести десять сур, ‎похожих на суры Куръана, Всевышний Аллах представил в качестве доказательства ‎божественности Куръана и Своей единственности.‎

На третьем этапе Куръан потребовал от них привести одну суру. В суре «Бакара» ‎Всевышний Аллах говорит так:‎

‎«И если вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите ‎суру, подобную этой, и зовите ваших свидетелей, кроме Аллаха, если вы правдивые. ‎Если же не сделаете, – а вы (никогда) не сделаете! – бойтесь же огня, растопка ‎которому – люди и камни, что уготован для неверных» (аяты 23–24).‎

Объявить о таком, а именно, заявить категорично о неспособности кого-либо ‎представить схожую суру, не смог бы ни один человек. Потому что человек никогда не ‎может знать, что на земле существует личность, равная ему по силе или даже сильнее его ‎самого. Именно поэтому у него язык не повернется заявить о таком. Но Всевышний Аллах ‎ведает обо всем. Он знал, что Его рабы не смогут преподнести что-либо, подобное ‎Куръану, потому и сказал так, как в действительности и произошло.‎

Прошло уже много веков, поколения сменились поколениями, множество больших ‎ученых, писателей, мастеров слова, критиков – все были вынуждены признать в своих ‎произведениях, что Куръан является чудотворным и ни один человек не в состоянии ‎предъявить что-либо, подобное ему.‎

Куръан является чудом Мухаммада алайхиссалам. Каждый пророк обладал чудом по ‎тому виду ремесла или роду занятий, в котором его народ был горазд.‎

Народ Фиръавна ‎ был очень искусен в математике, естественных науках и особенно в ‎колдовстве. Именно поэтому Всевышний Аллах дал посланному к ним Своему пророку ‎Мусе алайхиссалам такое чудо, что именно ученые и колдуны первыми уверовали, что ‎демонстрируемые Мусой чудеса исходят от Всевышнего Аллаха. Его посох превратился в ‎змею, проглотившую все заколдованные магами предметы.‎

А когда прибыл пророк Ийса алайхиссалам, среди людей были развиты естественные ‎науки, медицина, и они отрицали духовные аспекты жизни. Тогда Всевышний Аллах ‎даровал Ийсе алайхиссалам чудо исцеления глаз незрячих, излечения неизлечимых ‎болезней и оживления умерших.‎

По правде говоря, чудеса предыдущих пророков были временными чудесами. Потому ‎что эти чудеса действовали только при жизни самих пророков, а после их смерти ‎исчезали. Именно поэтому, в отличие, для Своего последнего шариата Всевышний Аллах ‎избрал постоянное чудо. Он ниспослал избранному последним и всеобщим для всех ‎миров Пророку, Своему возлюбленному Мухаммаду алайхиссалам Свое Слово в качестве ‎главного чуда.‎

Эта книга своим наставлением на прямой путь, правилами, стилем и значениями ‎оставляла, оставляет и будет оставлять человечество бессильным перед своим чудом. ‎Потому что Куръан был ниспослан в подходящий для этого период, когда человеческий ‎разум достиг своего наибольшего для того времени развития. Если любой ‎здравомыслящий человек изучит Куръан, будучи свободным от порочных мыслей, то ‎непременно признает, что эта книга является божественно чудо­творной. Даже после ‎ухода из жизни Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам Куръан продолжает быть чудом и ‎останется таковым вплоть до Судного дня.‎

 

Из «Тафсир Хилал»

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Монахиня нашла в...

Бывшая монахиня Мерседита де Вера...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...