Одно из бесчисленных чудес Куръана - это иджаз, то есть бессилие всего сущего перед Словом Аллаха
Когда Куръан предложил арабам и другим народам создать книгу, подобную ему, или сочинить суру, похожую на его суры, они все оказались бессильными выполнить такое. Это ясное доказательство того, что Куръан действительно Слово Аллаха.
До ниспослания Куръана и, в особенности, в период ниспослания Куръана у арабов на чрезвычайно высоком уровне были развиты красноречие, литература, стихосложение и ораторство. В течение года в определенные дни у них проходили разные массовые гулянья и церемонии. В частности, в месте под названием Укоз проводились крупные состязания по ораторскому искусству, выступлению с речами и проповедями, чтению стихов, а оценивали участников состязаний известные и крупные поэты.
Мастерство слова, распространенное у арабов, имело две причины. Во-первых, они жили племенами. А такая жизнь служит почвой для междоусобиц, войн и проявления гордости. Каждое племя, дабы показать перед другими племенами свои достоинства, старалось иметь собственного поэта-виртуоза. Этот поэт, кроме демонстрации превосходства своего мастерства, должен был уметь высмеять другие племена. Именно поэтому столь большое значение придавалось стихосложению и мастерству красноречия, поэтому так высоко ценили поэтов и краснобаев.
В такое вот время появился Священный Куръан со своим изумительным стилем, целительными мудрыми словами, появился и нашел путь к сердцам народов Аравийского полуострова, ведущих тревожную и беспорядочную жизнь.
Конечно, Куръан обрел такой успех потому, что намного превосходил произведения поэтов и мастеров слова того времени. Даже арабам нечего было сказать после того, как они оказались бессильными перед изяществом Куръана. Самые большие мастера слова, и те склонили головы перед Куръаном, послушав его. Перед Куръаном заплелись языки даже у самых известных поэтов. Но главари неверных, отказавшись принять новую религию и уверовать в пророчество Мухаммада алайхиссалам, с нелепой мотивацией объявили войну истине. Они даже попробовали назвать Куръан «стихами», «мифами людей прошлого». А Мухаммада алайхиссалам порой обзывали «одержимым джиннами», а иногда «гадальщиком». Однако этим они не смогли добиться ничего.
Как было принято у арабов, если они желали доказать перед другими свое мастерство в красноречии, то вызывали друг друга на словесные состязания. Согласно этой традиции, Куръан тоже потребовал привести что-нибудь похожее на его строки, какую-либо суру, схожую с его сурами. Вызов с подобным требованием и упоминание об этом вызове в Куръане имеет цель: пусть история на протяжении веков будет свидетелем этого события, пусть будет постоянным напоминанием, как арабы, хотя они являлись самыми искусными поэтами и краснобаями, перед вызовом Куръана оказались бессильными. Произошло так, дабы какой-нибудь лицемер или подстрекатель не смог даже по прошествии времен выступить с заявлением о том, что, дескать, арабы не были бессильны перед Куръаном и при желании могли бы сочинить подобную Куръану книгу.
В этом отношении Куръан избрал своеобразный путь и, прежде всего, потребовал от арабов сотворить что-нибудь похожее на Куръан. Всевышний Аллах говорит в Священном Куръане так:
«Скажи: «Принесите книгу, наставляющую лучше, чем эти две от Аллаха, я последую за ней, если вы – правдивые!». Если же не смогли ответить тебе, то знай, что, поистине, они следуют лишь за своими страстями. И кто в большем заблуждении, чем тот, кто последовал за своими страстями без наставления от Аллаха? Поистине, Аллах не наставит на праведный путь несправедливые народы!» (сура «Касас», аяты 49–50).
Указанное в этом аяте требование было предъявлено, когда было ниспослано всего лишь сорок семь сур из Куръана. Арабы оказались в смятении, не зная, как сочинить книгу, похожую на Куръан. Они приложили очень много усилий, но не смогли справиться с этой задачей, оказались бессильными. Именно поэтому в суре «Исра» подчеркивается, что они абсолютно не в состоянии выполнить эту задачу, и даже если все люди и джинны будут действовать сообща, они все равно не смогут преподнести книгу, подобную Куръану.
Всевышний Аллах говорит:
«Скажи: «Если бы собрались люди и джинны, чтобы привести схожее с этим Куръаном, то ни в коем случае не привели бы схожего, даже если бы одни из них были другим помощниками» (аят 88).
Вслед за этим, на втором этапе, Куръан потребовал от них привести десять сур. Об этом в суре «Худ» говорится так:
«Или говорят: «Измыслил его»? Скажи: «Приведите же десять сур, подобных ему, измышленных, и призовите, кого сможете, кроме Аллаха, если вы – правдивы! Если же не ответили вам, то знайте, что, поистине, он ниспослан по знанию Аллаха и что нет божества, кроме Него. Теперь-то станете мусульманами?» (аяты 13–14).
Но все безбожники оказались бессильными. До сегодняшнего дня история все еще является свидетелем этому. Следует отметить, что факт их бессилия привести десять сур, похожих на суры Куръана, Всевышний Аллах представил в качестве доказательства божественности Куръана и Своей единственности.
На третьем этапе Куръан потребовал от них привести одну суру. В суре «Бакара» Всевышний Аллах говорит так:
«И если вы сомневаетесь в том, что Мы ниспослали Нашему рабу, то принесите суру, подобную этой, и зовите ваших свидетелей, кроме Аллаха, если вы правдивые. Если же не сделаете, – а вы (никогда) не сделаете! – бойтесь же огня, растопка которому – люди и камни, что уготован для неверных» (аяты 23–24).
Объявить о таком, а именно, заявить категорично о неспособности кого-либо представить схожую суру, не смог бы ни один человек. Потому что человек никогда не может знать, что на земле существует личность, равная ему по силе или даже сильнее его самого. Именно поэтому у него язык не повернется заявить о таком. Но Всевышний Аллах ведает обо всем. Он знал, что Его рабы не смогут преподнести что-либо, подобное Куръану, потому и сказал так, как в действительности и произошло.
Прошло уже много веков, поколения сменились поколениями, множество больших ученых, писателей, мастеров слова, критиков – все были вынуждены признать в своих произведениях, что Куръан является чудотворным и ни один человек не в состоянии предъявить что-либо, подобное ему.
Куръан является чудом Мухаммада алайхиссалам. Каждый пророк обладал чудом по тому виду ремесла или роду занятий, в котором его народ был горазд.
Народ Фиръавна был очень искусен в математике, естественных науках и особенно в колдовстве. Именно поэтому Всевышний Аллах дал посланному к ним Своему пророку Мусе алайхиссалам такое чудо, что именно ученые и колдуны первыми уверовали, что демонстрируемые Мусой чудеса исходят от Всевышнего Аллаха. Его посох превратился в змею, проглотившую все заколдованные магами предметы.
А когда прибыл пророк Ийса алайхиссалам, среди людей были развиты естественные науки, медицина, и они отрицали духовные аспекты жизни. Тогда Всевышний Аллах даровал Ийсе алайхиссалам чудо исцеления глаз незрячих, излечения неизлечимых болезней и оживления умерших.
По правде говоря, чудеса предыдущих пророков были временными чудесами. Потому что эти чудеса действовали только при жизни самих пророков, а после их смерти исчезали. Именно поэтому, в отличие, для Своего последнего шариата Всевышний Аллах избрал постоянное чудо. Он ниспослал избранному последним и всеобщим для всех миров Пророку, Своему возлюбленному Мухаммаду алайхиссалам Свое Слово в качестве главного чуда.
Эта книга своим наставлением на прямой путь, правилами, стилем и значениями оставляла, оставляет и будет оставлять человечество бессильным перед своим чудом. Потому что Куръан был ниспослан в подходящий для этого период, когда человеческий разум достиг своего наибольшего для того времени развития. Если любой здравомыслящий человек изучит Куръан, будучи свободным от порочных мыслей, то непременно признает, что эта книга является божественно чудотворной. Даже после ухода из жизни Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам Куръан продолжает быть чудом и останется таковым вплоть до Судного дня.
Из «Тафсир Хилал»
Брюссель. – Председатель Федерации исламских...
О колдовстве (1) Среди людей...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
Какие они существа, джинны? (6)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (9)...