[аяты 267-268]
Следующий аят излагает, какими бывают виды садаки — милостыни, и пути ее осуществления.
267. О вы, которые уверовали! Расходуйте из чистых благ, что вы приобрели, и из того, что Мы вывели для вас из земли. И не намеревайтесь на расходование из мерзкого, тогда как вы сами не берущие его, кроме как только зажмурив глаза. И знайте, что, поистине, Аллах — Ненуждающийся, Восхваленный!
Как известно, нелегко на милостыню отдавать имущество, заработанное своим трудом. Каждый человек желает обладать как можно большим состоянием. Чтобы давать садаку, требуется определенное самопожертвование, умение отказать себе, своему хаваун нафсу — низменным страстям.
Слово садака означает еще и «подтверждение». Человек, который дает садаку из своего имущества, как бы с практической стороны подтверждает свой ийман.
Поэтому аят, призывающий к выделению из имущества на садаку, Всевышний Аллах начинает с упоминания любимого для правоверных качества и говорит: «О вы, которые уверовали!»
Когда следует воззвание с упоминанием этого качества, правоверный человек приступает выполнять повеление, невзирая на любые тягости.
Далее излагается, из чего необходимо давать садаку:
«Расходуйте из чистых благ, что вы приобрели, и из того, что Мы вывели для вас из земли».
Это описание охватывает имущество и состояние всех видов, что попадают в руки правоверных. Прежде всего, заработанный своими руками и честным путем чистый ризк, а затем взращенные Аллахом на земле растения, выведенные Им месторождения и другое.
Было велено давать садаку из чистых, халалных благ, однако по причине чрезвычайной важности вопроса, вновь подчеркивается:
«И не намеревайтесь на расходование из мерзкого…»
Под нечистым не нужно понимать только запретное (харамное), а следует также понимать и некачественные, нестоящие, пренебрегаемые людьми вещи. Словом, нужно поступать по принципу: уколи сначала себя, и если не будет больно, уколи другого. Дающий садаку человек пусть поставит себя на место берущего. И пусть не дает другим в качестве садаки то, чего бы он сам не взял, если предложат. Указывая на это и говорится:
«…тогда как вы сами не берущие его, кроме как только зажмурив глаза».
То есть будете вы брать, если кто-то даст вам никчемную вещь? Нет, не возьмете. А если и возьмете, то только зажмурив глаза, с отвращением, из-за вынужденности. Ну а раз так, то и другим давайте из хорошего, добротного.
«И знайте, что, поистине, Аллах — Ненуждающийся, Восхваленный!».
Раз уж Аллах богатый, не нуждается ни в чем, то пусть и ваша садака, что даете на Его пути, будет соответствующей. Аллах — Восхваленный и Он Сам также хвалит тех, кто дает милостыню на Его пути.
Как передает один из имамов науки о хадисах Ибн Абу Хатим рахматуллахи алайхи от Баро радияллаху анху, о ниспослании этого священного аята тот сказал: «Этот аят был ниспослан про нас. У нас были финиковые пальмы. Каждый человек, исходя из количества своих пальм, приносил финики в мечеть и вешал гроздями. У обитателей суффы не было пищи. Когда кто-нибудь из них чувствовал голод, он сбивал своим посохом налившиеся и созревшие финики, подбирал их и ел. Некоторые люди, которые не были склонны совершать добро, вешали также и некачественные, негодные гроздья. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят: “И не намеревайтесь на расходование из мерзкого, тогда как вы сами не берущие его, кроме как только зажмурив глаза”. После этого каждый из нас стал приносить самые отборные финики, что имел у себя».
Не давать садаку или давать садаку из нечистых — некачественных вещей есть признак того, что в сердце поступающего так человека имеется слабый ийман, а также какое-то сомнение или болезнь. Эту истину излагает следующий аят:
268. Шайтан сулит вам бедность и велит вам [совершать]разврат. А Аллах обещает вам прощение от Себя и благоволение. И Аллах — Всеобъемлющий, Знающий.
Шайтан пугает рабов Аллаха, говоря: если станешь раздавать милостыню из своего имущества, то обеднеешь, станешь нищим. Еще он призывает людей к разврату — к скверным, греховным делам, к жадности, скупости и быть алчным к богатствам. Те, кто слушается шайтана, боятся бедности, становятся скупцами и не дают садаку на пути Аллаха.
«А Аллах обещает вам прощение от Себя и благоволение».
Кто дает садаку на пути Аллаха, Он простит его грехи и к тому же дарует от Себя милость и благоволение.
«И Аллах — Всеобъемлющий, Знающий».
Он — Васиъ — Всеобъемлющий, охватывающий все Своим всеобъемлющим знанием и всеохватной милостью, и потому Своим рабам тоже дает обширный удел. Он делает еще более просторным удел тех, кто дает садаку на Его пути. Своим сифатом Знающего Он знает, кто дает садаку и кто не дает, Он ведает обо всем.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....