[аяты 275-276]
Ни одно из нелепых дел джахилии не подвергалось такому яростному удару Ислама, как риба. В Священном Куръане существует несколько аятов об этом. В том числе и те аяты, что мы сейчас будем изучать:
275. Те, которые пожирают риба, будут стоять лишь так, как будет стоять тот, которого повергает шайтан прикосновением. Это — за то, что, поистине, они сказали: «Поистине, торговля подобна риба». Тогда как сделал Аллах торговлю халалной и сделал риба харамной. К кому же пришло увещевание от его Господа и он перестал, то ему — то, что прошло, и его дело — к Аллаху. А кто вернется [к риба], то те — обитатели огня, они в нем вечно пребывающие.
На русский язык слово риба чаще переводится как «ростовщичество» или «лихва». Чтобы лучше понять и максимально приблизиться к значению в Священном Куръане, следует сказать, что в арабском языке слово риба означает «прибавился», «чрезмерно увеличился». А в шариатской терминологии риба — это избыточная, чрезмерная прибыль, взымаемая дающим в долг у заемщика поверх предоставленного на определенное время основного имущества.
После этого пояснения, позвольте далее использовать слово «риба».
В целях изначального утверждения в сознании людей, насколько зловредным является риба, аят начинает изложение с описания состояния пожирателя риба (ростовщика) в Судный день. По внешнему состоянию каждого человека в Судный день можно узнать, каков о его положение.
Когда в тот самый день люди начнут восставать из своих могил, ростовщики непременно встанут в свойственном для них состоянии. Увидевшие как они восстают из могил, даже если никто им не представит их, скажут, что эти вот ростовщики. Такое их состояние священный аят описывает нижеследующим образом:
«Те, которые пожирают риба, будут стоять лишь так, как будет стоять тот, которого повергает шайтан прикосновением».
То есть их поведение не бывает таким, как у здоровых, здравомыслящих людей. Обычно люди, которых поверг шайтан и которые потеряли рассудок, совершают беспорядочные и неправильные движения. Они в замешательстве бросаются в разные стороны и могут творить даже непотребные дела. Такое же состояние бывает и у ростовщиков.
Некоторые муфассиры отмечали, что это состояние ростовщиков проявится не только в Судный день, а так произойдет и в этом мире. Причина их попадания в такое плачевное положение излагается в следующей фразе:
«Это — за то, что, поистине, они сказали: “Поистине, торговля подобна риба”».
Ростовщики убеждены, что риба халална и уподобляют ее обычной торговле. Они думают, что в риба прибыль приходит подобно тому, как в торговле выгода получается вследствие финансовых сделок. Более того, из их слов «Поистине, торговля подобна риба» вытекает значение, что по сути риба дозволена, и торговля тоже сделана халалом подобно ей. А между тем:
«…сделал Аллах торговлю халалной и сделал риба харамной».
Потому как в торговле имеется вероятность как извлечения выгоды, так и потери. В торговле на получение выгоды или понесение ущерба влияют труд, умение человека, состояние естественной окружающей среды и другие объективные и субъективные причины. Коммерсант осуществляет деятельность, рассчитывая на прибыль, осознанно соглашаясь при этом с риском возможности прогореть. Он делает вложения, доставляет нужные людям товары, хранит их и оказывает другие сопутствующие услуги.
А что же ростовщик? Он сидит на месте, ничего не делает. Независимо от обстоятельств, доход ему гарантирован. У него нет риска потери.
По этим перечисленным, а также по не упомянутым еще другим причинам, занятие торговлей для человека предписано халалом, а ростовщичество — харамом.
Когда ниспосылались эти священные аяты, многие имущественные отношения велись на основе риба. Поэтому дела, которые были заключены до ниспослания данного священного аята, были оставлены как есть. В противном случае, пришлось бы пересмотреть все прошлые экономические отношения.
«К кому же пришло увещевание от его Господа и он перестал, то ему — то, что прошло, и его дело — к Аллаху».
То есть если человек, после того, как Аллах изложил положение о риба, прекратит ростовщические сделки, то его старые дела на нем самом, нет нужды пересматривать эти отношения. Их сделки в прошлом остаются на усмотрение Аллаха: пожелает — простит, захочет — накажет.
«А кто вернется [к риба], то те — обитатели огня, они в нем вечно пребывающие».
Кто же снова вернется к риба, несмотря на ниспослание аята от Аллаха о харамности риба, такой человек, несомненно, станет обитателем ада, причем он станет вечнопребывающим его обиталем и никогда не сможет выбраться из него.
В следующем аяте напоминается, что злосчастье от ростовщичества постигает совершившего его не только в ахирате, но и в этом мире.
276. Уничтожает Аллах риба и выращивает милостыни. И Аллах не любит всякого отъявленно-неверного грешного.
Ради умножения своих денег и имущества рабы Аллаха занимаются ростовщичеством и считают прибыль, которую получают. На самом же деле, с их делами все обстоит наоборот. Потому как:
«Уничтожает Аллах риба».
Хотя денег у ростовщика и много по количеству, но Аллах отберет у них бараку — благодать, и сделает так, что поглощаемое им не пойдет ему на пользу. Он подвергнет пожирателя риба всяким болезням, заберет у него душевный покой. И еще навлечет на него многие беды и несчастья, о которых мы не знаем.
Таким же образом, внешне кажется, что имущество людей, давших садаку, уменьшилось. На самом же деле, происходит обратное.
Аллах «…выращивает милостыни». Даже если в количественном отношении имущество дающих милостыню и мало, Аллах дарует ему бараку — благодать, сохранитот бед и напастей, а ему самому дарует спокойствие и умиротворение.
Имам Ахмад ибн Ханбал рахматуллахи алайхи передает хадис, в котором Пророк алайхиссалам сказал:
«Риба, хотя и увеличивается, ее исход, непременно, возвращается к убавлению».
В хадисе, переданном имамом Муслим и имамом Тирмизи от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто даст милостыню в размере одного финика из честно заработанного — в сущности Аллах не принимает ничего, кроме халалного, — Аллах примет ее Своей правой рукой и, подобно тому, как вы растите жеребенка, взрастит ее и сделает размером с гору Ухуд».
«И Аллах не любит всякого отъявленно-неверного грешного».
Из этого видно, что ростовщики считаются отъявленными неверными и тяжко-грешными.
Риба бывает двух видов: 1) Долговая риба — прибыль, взимаемая за отсрочку выплаты долга. Все равно, будь то обычный долг, или стоимость купленной вещи; 2) Коммерческая риба — взымание дополнительной прибыли при обмене однородных вещей в золоте, серебре, ячмене, соли и финиках. Ее еще называют «рибаул фазл». В русском языке некоторые виды риба называются ростовщичеством.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....