[аяты 280-281]
Таким образом, в Исламе ведение финансовых отношений на основе риба категорически предписано харамом. С человеком, который попал в бедственное положение и нуждается в средствах на существование или ведение дела, необходимо вести финансовые отношения посредством благотворительности или предоставления благого займа. В следующем аяте рассматриваются положения относительно одного из таких отношений — займа.
280. И если [должник] был в затруднении, то — ожидание до облегчения. И то, что даете милостыню — лучше для вас, если вы знаете.
Мусульманские приличия призывают кредиторов проявлять терпение, если должник находится в затруднении: не дергать, не торопить должника, а подождать, пока тот не улучшит свое положение, пока не наступит для него облегчение.
«И если [должник] был в затруднении, то — ожидание до облегчения».
То есть если должник пребывает в состоянии нужды и не может вернуть вам долг вовремя, подождите терпеливо, пока он не разбогатеет. Немусульманам сложно понять такое. Материалистам, в особенности, это дело может показаться несчастьем.
А Ислам делает еще больший шаг.
Говоря дающим в долг: «И то, что даете милостыню — лучше для вас, если вы знаете», он призывает простить долг целиком или его некоторую часть.
В хадисе, переданном имамом Табарани от Абу Умамы радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто желает, чтобы Аллах взял его под Свою тень в День, когда не будет другой тени, кроме Его тени, пусть создаст облегчение находящемуся в затруднении или простит ему (долг)».
В хадисе, переданном имамом Бухари от Абу Хурайры радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:
«Был один торговец, дающий людям в долг. Когда он видел человека в затруднении, то говорил своим слугам, простите ему долг, быть может, Аллах простит и нам. Всевышний Аллах простил ему [его грехи]».
281. И бойтесь Дня, когда будете возвращены к Аллаху. Затем будет воздано сполна каждой душе то, что [она] приобрела, и с ними не поступят несправедливо.
В этом аяте еще раз следует призыв к богобоязненности и к страху перед Судным днем. Несомненно, только при наличии настоящей боязни перед Судным днем полностью соблюдаются вышеуказанные предписания. Потому что в тот день каждой душе воздастся по ее деяниям: полноценные наказание или награда. Ни к кому не будет учинен зулм, не поступят несправедливо. Никому не будут убавлены или умножены совершенные деяния.
Улемы, занимавшиеся изучением куръанических наук, пояснили, что этот священный аят является самым последним среди ниспосланных Аллахом аятов. Как сказал Ибн Джурайдж, Пророк алайхиссалам прожил девять дней после ниспослания настоящего священного аята.
Однако многие люди, которые недостаточно ведают о комплексе тонких наук под названием «Науки Куръана», допускают неточность, когда речь заходит об аяте Священного Куръана, ниспосланном последним. Они называют последним ниспосланным аятом Священного Куръана аят, ниспосланный во время прощального хаджа и начинающийся словами «Сегодня Я довел до совершенства вам вашу религию» . Точно известно, что после ниспослания этого аята Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прожил восемьдесят один день.
Сура «Маида», аят 3.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....