[аяты 282-283]
В следующих аятах излагаются положения по долговым отношениям:
282. О вы, которые уверовали! Когда берете в долг друг у друга на назначенный срок, то записывайте его. И пусть запишет между вами писарь справедливо. И пусть не отказывается писарь писать так, как научил его Аллах. И пусть он пишет, а диктует пусть тот, на котором обязательство. И пусть боится Аллаха, Господа своего, и не убавляет из него ничего. Если же тот, на котором обязательство, слабоумен или немощен, или не способен он диктовать, то пусть диктует его опекун, по справедливости. И берите свидетелями двух свидетелей из ваших мужчин. Если же не будет двух мужчин, то мужчину и двух женщин из тех, на кого вы согласились из свидетелей, чтобы если собьется одна из них, то напомнит ей другая из них. И пусть не отказываются свидетели, когда призываются. И пусть не отягощает вас то, что записываете его, мало или много оно, до его срока. Это для вас справедливее перед Аллахом, и прямее для свидетельства и ближе [тому], чтобы вы не сомневались, разве только, если это будет торговлей текущей, которую ведете между собой, — то нет на вас греха в том, что не записываете его. И приведите свидетелей, когда заключаете торговую сделку между собой, и пусть не будет причинен ущерб ни писарю, и ни свидетелю. А если сделаете [так], то, поистине, это — нечестие ваше. И бойтесь Аллаха, и научит вас Аллах. И Аллах — о каждой вещи Знающий.
Получивший название Аятул Мудаяна — «аят долговых отношений», он является самым длинным аятом в Священном Куръане. Этот досточтимый аят является ярким примером тому, что Священный Куръан и религия Ислам своими учениями целиком охватили все сферы человеческой жизни. Человек, изучивший этот аят, поймет, насколько большую важность Священный Куръан придает долговому вопросу, который часто встречается в повседневной жизни человека, и который предусмотрен в основных документах других общественных порядков и строев.
Теперь перейдем непосредственно к тафсиру священного аята:
«О вы, которые уверовали! Когда берете в долг друг у друга на назначенный срок, то записывайте его».
Из того, что этот священный аят Всевышний Аллах также начинает с любимого для мусульман воззвания: «О вы, которые уверовали!», мы узнаем, что приводимые в нем вопросы и повеления заслуживают особого внимания. Наряду с этим, мы понимаем, что необходимо следовать указаниям данного священного аята и, следуя ему, при долговых сделках нам необходимо письменно документировать свои действия. В продолжении священного аята отмечается, каким образом осуществляется составление данного письма:
«И пусть запишет между вами писарь справедливо».
Следовательно, документ о долговых обязательствах не пишут ни берущий в долг, и ни дающий в долг. Но пишет, соблюдая справедливость, третье, беспристрастное лицо.
Обычно такие, подобные долговому вопросу дела, приносят хлопоты. Поэтому многие не желают участвовать в качестве писаря в таких делах, потенциально могущих стать головной болью. Принимая во внимание именно это обстоятельство, в продолжении священного аята говорится:
«И пусть не отказывается писарь писать так, как научил его Аллах».
Потому что это дело савабное. Оно выполняется согласно повелению Всевышнего Аллаха. Мусульмане всегда призываются к оказанию помощи нуждающимся в делах, необходимых для общины. Поэтому человек, приглашенный в качестве писаря, должен соблюдать излагаемые в аяте требования:
«И пусть он пишет, а диктует пусть тот, на котором обязательство. И пусть боится Аллаха, Господа своего, и не убавляет из него ничего».
Под словами «тот, на котором обязательство» подразумевается заемщик — берущий в долг. Значит, при составлении третьим лицом письменного свидетельства о долговой сделке, текст диктует берущий. Этим он в первую очередь констатирует получение им долга, диктует количество, условие и срок долга. Так делается, дабы исключить возможность злоупотребления дающим, что могло бы быть допущено, если бы диктовал он. Поскольку берущий находится в состоянии нужды, скорее всего он этого не сделает. Потому как он нуждается и заинтересован в скорейшем осуществлении сделки.
Тем не менее, священный аят еще раз призывает его проявлять богобоязненность перед своим Господом и не убавлять ничего.
«Если же тот, на котором обязательство, слабоумен или немощен, или не способен он диктовать, то пусть диктует его опекун, по справедливости».
То есть если берущий в долг не может диктовать по своему слабоумию, несостоятельности вести имущественные дела, по слабости (несовершеннолетний либо престарелый, или больной) либо по речевому дефекту, по незнанию и по другим существующим причинам, то пусть диктует его опекун. Потому что опекуны берут на себя ответственность своих подопечных и по другим делам.
«И берите свидетелями двух свидетелей из ваших мужчин».
Финансовые отношения имеют важное значение, поскольку в этом случае замешаны имущество и деньги. В такой ситуации необходимо всесторонне пресечь присвоение одним имущества другого. В аяте приказывается: не довольствуясь лишь составлением свидетельства писарем, следует привлечь в качестве свидетелей двух мужчин из числа мусульман. В Исламе свидетелями должны всегда выступать справедливые лица, об этом много сказано в других местах и здесь это не повторяется. В любом случае это условие остается в силе, потому что по меркам шариата свидетельство несправедливого человека не принимается.
Привлечение в свидетели двух мужчин кроет в себе мудрость. В настоящем исламском обществе, подобном упомянутому выше, хлопотные, капризные и ответственные дела обычно возлагаются на мужчин. В Исламе женщина абсолютно освобождена от имущественно-материальных забот. Женщины-мусульманки не тревожатся такими вопросами, как давать и получать долги, составлять письменные документы и осуществлять иные подобные дела. Однако, допустим, вдруг для свидетельства не найдется двух мужчин, что будет тогда?
«Если же не будет двух мужчин, то мужчину и двух женщин из тех, на кого вы согласились из свидетелей…»
Здесь к тому условию, что свидетели должны быть справедливыми, добавляется еще одно важное условие. Они должны быть такими, «на кого вы согласились из свидетелей». Делать так необходимо для того, чтобы, случись что, не допустить последующих разговоров, типа «у меня не было доверия к свидетелям, они оказались людьми противоположной стороны».
Сказанное «Если же не будет двух мужчин, то мужчину и двух женщин» пришлось на руку врагам Ислама и стало причиной нападок с упреками в адрес нашей религии. Недруги предъявляют претензию о том, что Ислам не видит в лице женщины полноценного человека и поэтому в деле свидетельствования уравнял двух женщин с одним мужчиной. Им никак не хочется говорить и о том, что здесь речь идет о свидетельствовании и затрагивается тема долговых сделок, и что обычно женщины-мусульманки не участвуют в таких сделках, а потому эта мера предусмотрена как крайняя, в качестве предосторожности. Напротив, они скрывают это обстоятельство и, обобщая, утверждают, что данное положение относится ко всем вопросам. Хотя сам священный аят открыто и ясно называет причину такого распределения:
«…если собьется одна из них, то напомнит ей другая из них».
Обычно женщина более сентиментальна, эмоционально восприимчива, в ней больше милосердия. Необходимые для материнства, эти качества могут дать и обратный результат в препираниях и ссорах. Если их будет двое, то, напоминая друг другу, они будут свидетельствовать справедливо. Именно с учетом этих обстоятельств в долговых сделках обусловлено участие двух женщин свидетелями.
В шариате существуют такие ситуации, когда не могут быть приняты свидетельства и тысячи мужчин, в то время как свидетельства одной женщины будет достаточно. Например, в таких вопросах, как идда, роды, кормление грудью. В них уместны только свидетельства женщин. Будет ли это по справедливости, если, придерживаясь этого положения, станут утверждать, что Ислам не воспринимает мужчин за людей, поскольку в таких-то вопросах их свидетельства не принимаются? Значит, подобные претензии врагов Ислама абсолютно неуместны.
«И пусть не отказываются свидетели, когда призываются».
Это — повеление Аллаха. Не соблюдавший его человек станет грешником. Выступить свидетелем, чтобы защитить истину и справедливость считается великим савабом.
В переданном имамом Муслимом сахих (достоверном) хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Сказать вам, кто является самым хорошим свидетелем? Те, кто свидетельствует до того, как попросили их свидетельства».
«И пусть не отягощает вас то, что записываете его, мало или много оно, до его срока».
То есть будь то долг в большом размере, либо малом, пусть не покажется вам обременительным написать, уточняя время, до какого срока был взят долг. Из этой фразы становится ясным, что предлоги, подобно «напишу позже», «это я запомнил», «стоило ли это писать», представляются необоснованными. Из этого утверждения становится явным, что написать следует в любом случае. Ибо польза от этого дела велика. Содержащуюся в записывании мудрость раскрывает следующая фраза:
«Это для вас справедливее перед Аллахом, и прямее для свидетельства и ближе [тому], чтобы вы не сомневались».
Следовательно, письменное оформление долговой сделки весьма необходимо. Написать о долге является более справедливым, предпочтительным перед Аллахом. Также в качестве аргумента письменное свидетельство представляется сильнее, весомее устного. И наконец, при составлении письма не останется поводов для сомнений. Отсюда вытекает смысл, что письменное свидетельствование долговой сделки является правильным, деликатным и одновременно надежным делом, приносящим душевный покой.
Таково положение если долг берется на определенный срок. Однако если долговые сделки представляют собой действующие текущие торговые сделки, то записывать не обязательно. Потому как все ясно: товар стоит рядом, торговля часто повторяется, если было бы необходимым записывать каждую сделку, то это создало бы затруднения:
«...разве только, если это будет торговлей текущей, которую ведете между собой, — то нет на вас греха в том, что не записываете его».
Если кто-то будет вести записи — это его дело, но если не будет записывать, греха не будет. Отсюда вытекает вывод, что будет грех, если не писать при осуществлении упомянутых выше сделок.
«И приведите свидетелей, когда заключаете торговую сделку между собой, и пусть не будет причинен ущерб ни писарю, и ни свидетелю».
Хукм (положение) о привлечении свидетелей в торговых сделках улемы назвали мандубом. В случае возникновения разногласий между продавцом и покупателем, свидетели своими свидетельствами помогут установить истину. С начала аята вплоть до этого места функциональные задачи возлагались на писаря и свидетелей. Неоднократно повторно давался им наказ не уклоняться от такой услуги. А теперь защищаются права писца и свидетелей. В процессе писания и свидетельствования они не должны пострадать. Традиционно писарь и свидетели тратят время и трудятся в надежде на благое воздаяние. Однако в большинстве случаев подвергаются нападкам и клевете. Поэтому обещание, приносящее им душевный покой, прельщающее их к этому воздаваемому труду, приводится здесь:
«А если сделаете [так], то, поистине, это — нечестие ваше».
То есть если причините вред писарю и свидетелям, вы поступите нечестиво, проявите неподчинение приказу Аллаха.
В конце аята, по традиции Священного Куръана, вновь следует зов к самому восприимчивому месту человека — совести, сердцу:
«И бойтесь Аллаха, и научит вас Аллах. И Аллах — о каждой вещи Знающий».
Как и во всех прочих делах, также и здесь таква — богобоязненность является основным фактором. Если в человеке есть богобоязненность, то Аллах наделит его еще и знанием. Велико Его достоинство и Он ведает о каждой вещи и действует так, как Сам того пожелает, будучи Знающим.
Затем, в следующем аяте приводится дополнение к положению о долговых отношениях:
283. И если вы в пути и не нашли писаря, то — взятые залоги. Если же доверился один из вас другому, то пусть возвратит тот, которому доверено, его доверенное, и пусть убоится Аллаха — Господа своего. И не скрывайте свидетельство, а кто скроет его, то, поистине, грешно его сердце, и Аллах — о том, что делаете, Знающий!
В предыдущем аяте речь шла о долговой сделке в обычной ситуации. В данном же аяте рассматривается долговая сделка, осуществляемая в пути. То есть во время странствия бывают свойственные дороге трудности, некоторые лишения. Иногда приходится брать взаймы. Но что делать в такой ситуации, если не найдется человека для письменного оформления сделки? Данный священный аят указывает выход из такого неудобного положения:
«И если вы в пути и не нашли писаря, то — взятые залоги».
Это означает, пусть берущий в долг даст дающему что-либо в залог. Вещь, отдаваемая в качестве залога, будет напоминать ему о долге, станет основанием против отрицания долга.
«Если же доверился один из вас другому, то пусть возвратит тот, которому доверено, его доверенное, и пусть убоится Аллаха — Господа своего».
То есть если даже между ними не будет писаря, дающий отдает в долг на основе доверия. Берущий же, доверяя дающему, оставляет залог. В такой ситуации обе стороны будут доверять друг другу и оставляют друг у друга взаимозаменяющее в качестве аманата. Оба должны соблюсти аманат, бояться Аллаха, своего Господа. И еще раз напоминается о богобоязненности, во всех делах богобоязненность упоминается как основа. С побуждением людей к чувству богобоязненности внимание привлекается еще к одному важному делу:
«И не скрывайте свидетельство, а кто скроет его, то, поистине, грешно его сердце».
Здесь речь идет о свидетельстве перед кади — судьей. То есть в долговых или коммерческих делах не годится избегать дачи свидетельских показаний. Когда настанет время, если вследствие возникновения разногласий стороны обратятся к судье, конечно же кади-судья пригласит свидетеля. Вот тогда не следует скрывать свидетельство. Сердце скрывающего свидетельство является грешным. Потому что дело дачи свидетельских показаний либо их сокрытия зависит от сердца.
«И Аллах — о том, что делаете, Знающий!»
Соответственно этому Он накажет или воздаст.
Когда мы изучаем эти божественные учения по долговым и коммерческим вопросам, нас охватывает сожаление по поводу того, что человечество пребывает в заблуждении, будучи не в состоянии найти источник своего счастья и благополучия. Мы видим, как даже те, кто считает себя мусульманином, в большинстве случаев сталкиваются с различными трудностями в долговых взаимоотношениях. Вследствие поступков, выходящих за рамки повелений Всевышнего Аллаха, они проедают имущество друг друга, вязнут в ссорах и раздорах. Если бы они соблюдали требования этого аята, никаких проблем не было бы.
Мандуб (مندوب) — досл. «призыв совершить какое-либо дело»; рекомендуемое; некатегоричное требование предводителя шариата к последователю шариата совершатьопределенное действие.
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
Какие они существа, джинны? (7)...
Какие они существа, джинны? (8)...
Какие они существа, джинны? (15)...
Охрана здоровья в Исламе Во...
Рамадан стучится в каждый дом....