Среда Шаабан 6 1446 | Среда февраля 05 2025

[аяты 26-27]

 

В следующих аятах Аллах рекомендует Посланнику Аллаха алайхиссалам и всем правоверным обращать свое лицо в мольбе только к Нему Самому.

26. Скажи: «О Аллах мой, Властелин власти! Даешь власть кому пожелаешь, и отнимаешь власть у кого пожелаешь, и возвеличиваешь кого пожелаешь, и уничижаешь кого пожелаешь. В Твоей руке добро. Поистине, Ты над всякой вещью могущественен!

27. Вводишь ночь в день, и вводишь день в ночь, и выводишь живого из мертвого, и выводишь мертвого из живого, и наделяешь уделом несметно кого пожелаешь».

Мольба, вобравшая в себя великую и бесконечную истину, молитва, которая должна исходить из сердца! Молитва, глаголющая об осознании того, что Аллах, Пречист Он, Всемогущий, Который распоряжается всем мирозданием, устраивает в нем все! Молитва человека, который знает, что Всевышний Аллах является единственным, кто достоин ибадата, что Он Единственный, Кто существует-стоит над всем мирозданием и всеми существами! Молитва того, кто осознал, что человека касаются лишь малая часть дел этого мира! Молитва человека, который осознал, что покорность бывает только по отношению к Самому Аллаху! Молитва человека, который осознал, что прошение о помощи должно быть обращено только к Всевышнему Аллаху!

«Скажи: «О Аллах мой, Властелин власти!»

Исходя из того, что Всевышний Аллах — Един, что и в достойности поклонения Он Единственен и Един в существовании, стоянии над всем мирозданием, Он также Един и в качестве Властелина власти. Аллах единственен и во владении владычеством мирским, нет у Него сотоварищей. Поэтому мы говорим:

«Даешь власть кому пожелаешь, и отнимаешь власть, у кого пожелаешь».

Даже если в этом мире кто-то помимо Аллаха владеет какимлибо имуществом, его владение подобно владению человека, который взял в долг. Истинный Владыка, Всевышний Аллах на время предоставил ему незначительное имущество по мудрости, которой Он Сам возжелал. Следовательно, в любое время Он может и отобрать у него это имущество. Если человек, получивший имущество во временное пользование, будет распоряжаться им в соответствии с условиями истинного владельца, то он достигнет счастья и благоденствия. Иначе пусть пеняет на себя.

«И возвеличиваешь кого пожелаешь, и уничижаешь кого пожелаешь».

Раз уж Он Властелин власти, то, разумеется, Ему виднее, как поступить. Нет никого, кто бы спросил с Него о вынесенном Им решении. Какое решение пожелает, то и вынесет.

«В Твоей руке добро».

Эти блага Ты даруешь тем людям, которым пожелаешь, а кому не захочешь — не даешь.

«Поистине, Ты на всякую вещь Могущественен».

Нет границ Твоего могущества. Ты делаешь все и способен, могущественен на все, что пожелаешь. В то же время, Ты управляешь не только делами людей, но и другими делами помимо этого. В том числе:

«Вводишь ночь в день, и вводишь день в ночь».

Только Ты способен на это. Нельзя не восхититься, услышав или прочитав куръаническое описание «вводишь ночь в день». Когда стоит ночь, что покрывает темнотой все, постепенно все вокруг озаряется рассветом, это подобно тому, как ночь медленно, постепенно входит в день. Точно так же, когда день подходит к концу и солнце клонится к закату, день медленно, постепенно проникает в ночь. И это дело совершает только Сам Аллах.

«И выводишь живого из мертвого, и выводишь мертвого из живого».

Эту часть аята муфассиры объясняли как выведение из дерева косточки (семени), из косточки (семени) — дерева, из курицы — яйца, а из яйца — курицы, из правоверного — неверного и из неверного — правоверного.

Имам Табари рахматуллахи алайхи в этом смысле поддержал мнение о выведении из безжизненной спермы живого человека и животных, а также выведении безжизненной спермы из живого человека и животных.

Однако те, кто мыслит более всесторонне и глубоко, говорят: «В каждом живом существе есть стремление в сторону смерти, вернее, пусть и очень медленно, смерть все равно станет проникать в него. Некоторые клетки, поддерживающие жизнь, умирают каждое мгновение. Следовательно, с одной стороны живое существо постепенно подтачивается смертью. И наоборот, в другом месте появляются новые клетки. Туда постепенно входит жизнь. Никто, кроме Аллаха, не способен совершать такое.

«И наделяешь уделом несметно кого пожелаешь».

Ибо Ты Единственный Владыка владычества.

Как видите, в этих двух аятах отражены чрезвычайно великие значения. В них собраны сифаты совершенства, присущие только Самому единственному Аллаху. Поэтому эти два аята рекомендуется регулярно читать в качестве добровольно взятого на себя ежедневного обязательства — вирда[1].

Имам Табарани передает от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Величайшее имя (Исму Аъзам) Аллаха, молитва с которым будет принята — в аяте “Кулиллахумма маликал мулки…”».

Как передает один из известных ученых-мухаддисов Ибн Абу Дунйа, Муаз ибн Джабал радияллаху анху сказал:

«Я посетовал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам насчет своего долга. Он сказал:

— О Муаз, желаешь ли ты, чтобы твой долг был погашен?

Я сказал:

—Да.

Тогда он сказал:

— Читай: “Кулиллахумма маликал мулки туътил мулка ман ташааъу ва танзиъул мулка мимман ташааъу, туъиззу ман ташааъу ва тузиллу ман ташааъу биядикал хайру. Иннака ала кулли шайъин кадир[2]. Рахманад дунйа вал ахира ва Рахимахума! Туъти минхумаа ман ташааъу. Икзи аннии дайни!”[3]. Даже если твой долг будет равен количеству золота, покрывающего всю землю, он будет погашен».

 



[1] Вирд — обязательство, вирдхизб — все эти термины обозначают один и тот же смысл, то есть это обязательства, которые человек избрал себе по собственному усмотрению с целью регулярного их выполнения. Это может быть чтение Куръана, повторение какого-нибудь зикра, совершение дополнительного намаза или поста.

 

[2] Здесь приводится арабское звучание молитвы из рассматриваемого аята 26.

 

[3] Эта часть мольбы не относится к аяту, а является продолжением молитвы после молитвенной фразы, состоящей из аята. Данная часть молитвы имеет следующее значение: «Милостивый мира сего и мира последнего! Милосердный в них обоих! Наделяешь из них обоих [из мира сего и мира последнего] того, кого пожелаешь! Исполни [обеспечь погашение] мои долги!».

 

 

 

Самое читаемое

О достоинствах знания...

Сегодня мы поговорим о достоинствах...

Выход из суфистско-ваххабистского...

Всевышний Аллах сказал: "Крепко держитесь...

75000 британских женщин...

Три четверти британцев, которые стали...

Вера в Аллаха...

Результаты научных исследований в области...

О ситуации в...

Проповедь шейха Мухаммад Садыка Мухаммад...

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (1)...