Вторник Раби-уль-авваль 13 1446 | Вторник сентября 17 2024

[аяты 33-41]

 

В последующих аятах Всевышний Аллах сообщает о том, как велика степень пророков и насколько высоки их достоинства.

Прежде всего Он говорит об Адаме алайхиссалам, а потом упоминает второго праотца человечества — Нухе алайхиссалам.

Затем речь пойдет об Áли Ибрахим — семействе (роде) Ибрахима, причисляя к нему также и Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, потому как он является потомком Исмаила алайхиссалам — сына Ибрахима алайхиссалам.

В конце аята Он вновь говорит об Áли Имран — семействе (роде) Имрана и причисляет к нему Ийсу алайхиссалам. Далее приводятся истории о чудесных рождениях Марйам, Яхйи и Ийсы алайхимуссалам.

 

33. Воистину, Аллах избрал [возвысив] Адама, и Нуха, и род Ибрахима, и род Имрана над мирами,

34. ...потомками одни их из других. И Аллах — Слышащий, Знающий!

В первом из этих аятов Всевышний Аллах сначала упоминает Адама и Нуха алайхимассалам самих по себе, а Ибрахима и Имрана алайхимассалам упоминает вместе с их родом.

«Воистину, Аллах избрал [возвысив] Адама, и Нуха, и род Ибрахима, и род Имрана над мирами».

Почему? Потому что Адам и Нух алайхимассалам только сами были пророками. А от потомков Ибрахима и Имрана алайхимассалам непосредственно распространилась династия пророков. Это не было династией пророков, основанной на родстве или родственных отношениях, а династией на основе вероубеждения (акийды). Эта истина была изложена, когда Ибрахим алайхиссалам взмолился Аллаху и попросил вывести пророков и из его потомков (сура «Бакара»).

Следующий аят утверждает наличие родственных связей между Áли Ибрахим и Áли Имран.

«Потомками одни их из других».

После этого общего изложения речь заходит непосредственно о роде — семействе Имрана и рождении Марйам.

 

35. Вот сказала жена Имрана: «Господь мой! Поистине, я обетовала Тебе то, что в моем животе, освобожденным [для Тебя]. Прими же от меня, поистине, Ты — Слышащий, Знающий».

Человек, прочитавший или услышавший аят, сразу же поймет, насколько жена почтенного Имрана и мать Марйам была богобоязненной, благочестивой, как она всем своим существом старалась совершать деяния, угодные Аллаху. Также она осознает суть того, что Всевышний Аллах не зря избрал семейство Имрана среди людей. Обычно беременная женщина своего будущего ребенка, часть собственной плоти ставит выше себя. Но жена почтенного Имрана такую дорогую свою частицу искренне посвящает Аллаху.

«Вот сказала жена Имрана: “Господь мой! Поистине, я обетовала Тебе то, что в моем животе, освобожденным [для Тебя]».

Освобожденным — значит свободным от прочих помыслов, искренне ради довольства Аллаха — с ихласом. То есть посвящает в качестве назра — обета с искренним намерением, безо всякого условия, не требуя никакого вознаграждения, свободным от всего. Более того, она еще больше усиливает свою мольбу к Аллаху и говорит:

«Прими же от меня, поистине, Ты — Слышащий, Знающий».

Это пример высшей степени богобоязненности и самоотверженности на пути Аллаха.

 

36. Когда же она родила ее [Марйам], сказала: «Господь мой! Поистине, я родила девочку», — а Аллах лучше знающий то, кого [она] родила — «И мальчик [мужчина] не подобен девочке [женщине]. И поистине, я назвала ее Марйам, и поистине, я прошу Твоей защиты ей и ее потомству от шайтана, забрасываемого камнями».

В те времена в храмы подносили в обет только мальчиков. Вот и жена Имрана алайхиссалам в период своей беременности, полагая, что родит сына, заранее обетовала — посвятила своего ребенка. Но когда время подошло и она разрешилась от бремени, родилась девочка. Сам по себе возник вопрос: плод, посвященный по обету, не оказался мальчиком. Ведь если бы это был мальчик, не возникло бы никаких вопросов и его бы отдали в храм. Так что же будет теперь, когда родилась девочка? Чтобы внести ясность в этот вопрос:

«Когда же она родила ее [Марйам], то сказала: “Господь мой! Поистине, я родила девочку” — а Аллах лучше знающий то, кого [она] родила».

Однако, по мнению жены Имрана алайхиссалам, девочка не могла быть настолько полезной для службы в храме, каким мог быть мальчик:

«И мальчик [мужчина] не подобен девочке [женщине]».

Затем на нее нахлынула материнская любовь, и продолжая свою речь, она вознесла молитву:

«И поистине, я назвала ее Марйам, и поистине, я прошу Твоей защиты ей и ее потомству от шайтана, забрасываемого камнями».

Таково чистое материнское сердце — позабыв даже о себе, оно желает своему ребенку, своему чаду счастья, спокойствия, благополучия и добра.

 

37. И принял ее [Марйам] Господь ее прекрасным принятием, и взрастил ее взращиванием прекрасным, и сделал ее опекуном Закарийу. Каждый раз, как Закарийа входил к ней в михраб, находил у нее удел. Сказал: «О Марйам! Откуда у тебя это?». Сказала: «Это от Аллаха. Поистине, Аллах наделяет несметно кого пожелает!»

Приняв молитву заботливой матери, достойно ее искренности и в соответствии с ее чистосердечным обетом:

«И принял ее [Марйам] Господь ее [супруги Имрана] прекрасным принятием, и взрастил ее [Марйам] взращиванием прекрасным».

Всевышний Аллах очень хорошо принял Марйам в качестве назра, хотя она и была девочкой, и вырастил ее прекрасным образом.

«…и сделал ее опекуном Закарийу».

Закарийа алайхиссалам был потомком Харуна алайхиссалам. Несение службы в главном храме иудеев, называемым Хайкал, выпало на долю этого потомства. В то время Закарийа алайхиссалам был главой храма Хайкал. Таким образом, Марйам росла благословенной под особым вниманием. Аллах Сам оказывал ей Свою благосклонность и заботу.

«Каждый раз, как Закарийа входил к ней в михраб, находил у нее удел».

Закарийа алайхиссалам в качестве поручителя Марйам, естественно, должен был постоянно осведомляться о ее пропитании, ее уделе. Но когда бы он ни заходил к Марйам в михраб — в молельню храма, где она предавалась молитвам, перед ней всегда находилась пища. Закарийа алайхиссалам, хорошо зная, что эту пищу приносил не он, в изумлении обратился к Марйам и спросил:

«О Марйам! Откуда у тебя это?»

Раз уж пророка Закарийу алайхиссалам это ввергло в изумление, стало быть, источник этого удела, несомненно, заслуживает внимания.

Марйам же было известно об этом источнике и поэтому она спокойно сказала:

«Это от Аллаха. Поистине, Аллах наделяет несметно кого пожелает!»

У наблюдавшего эту картину Закарийи алайхиссалам, который был бездетным, вновь возродилось желание иметь ребенка:

 

38. Тогда взмолился Закарийа своему Господу и сказал: «Господи! Даруй мне от Себя потомство благое. Поистине, Ты — Слышащий Молитву».

Закарийа алайхиссалам вознес молитву в полной уверенности в том, что Всевышний Аллах услышит все молитвы. Именно поэтому, несмотря на то, что возможность завести ребенка у бездетных людей преклонного возраста далека от действительности, Аллах принял эту молитву.

 

39. И возгласили ему ангелы, когда (он) стоя совершал намаз в михрабе: «Поистине, Аллах благовещает тебе о Яхйе — подтверждающем слово от Аллаха, и господине, и воздержанном [в вожделениях], и пророке из праведников!

Молитва Закарии алайхиссалам, вознесенная от чистого сердца, была принята. Прибыли ангелы Аллаха и доставили ему радостную весть.

Аллах пожелал даровать Закарийе алайхиссалам сына. Еще до того, как мать забеременела им, для него было определено имя Яхйа. Также ясно было и то, что этот ребенок будет правоверным мусульманином — подтверждающим слово от Аллаха. Еще одно качество будущего ребенка — его страсти, вожделения будут усмирены, воздержаны, то есть он будет держать в узде страсть к женщинам, которую обычно испытывают мужчины.

Здесь следует подчеркнуть, что в аяте Священного Куръана это качество выражается словом хасурон. Это слово еще понимается и как «неимение качества мужчины». Некоторые недостаточно понимающие люди также относят это значение к самому Яхйе алайхиссалам. Наши великие муфассиры неоднократно утверждали совершенную ошибочность такого мнения, потому что не иметь качество мужчины считается большим недостатком. А пророки не имеют пороков. В этом смысле Яхйа алайхиссалам обладал физическим совершенством. Но Всевышний Аллах даровал ему еще и способность усмирять, сдерживать страсть по отношению к женскому роду.

Вдобавок к этому в аяте подчеркнуто отмечается радостная весть о том, что будущий потомок по имени Яхйа станет одним из праведных пророков.

Весть о рождении сына привела в замешательство и самого Закарийу алайхиссалам. Хотя он и сам был пророком, все же проявил свою человеческую сущность и поспешил узнать, каким образом произойдет это чудо.

 

40. [Закарийа] сказал: «Господи! Как же у меня будет мальчик, тогда как меня уже настигла старость, а жена моя бесплодна?» Сказал [Аллах]: «Вот так Аллах делает, что пожелает».

Удивился Закарийа алайхиссалам неспроста. Если рассуждать на основе человеческих знаний и практики, то он никак не мог иметь детей, потому что он был в весьма преклонном возрасте. Как сообщается в преданиях, тогда ему было уже сто двадцать лет. К тому же было хорошо известно и то, что его жена не могла иметь детей. Их бездетности служила не одна, а сразу две причины. Поэтому, когда ангелы принесли радостную весть, Закарийа сказал:

«Господи! Как же у меня будет мальчик, тогда как меня уже настигла старость, а жена моя бесплодна?»

Однако решительный ответ Всевышнего Аллаха расставил все на свои места.

«Сказал [Аллах]: “Вот так Аллах делает, что пожелает”».

Вышеприведенные причины бездетности являются причинами, последствий которых людям трудно избежать. Однако для Аллаха очень легко устранить следствие этих причин и даровать ребенка даже при условии наличия этих причин. Если Он пожелает чего-то, того будет достаточно — это произойдет. Если Он пожелает, то и от стодвадцатилетнего старика родится ребенок. Если Аллах пожелает, то дарует ребенка даже нерожающей женщине. Если захочет, то распорядится так, чтобы от стодвадцатилетнего старика и нерожающей женщины родился даже пророк. Для Него эти дела сущий пустяк.

Подобно тому, как человек теряется, если приходит радостная весть о том, чего он ждал долгое время, Закарийа алайхиссалам также впал в возбужденное состояние, снова и снова задавая вопросы:

 

41. [Закарийа] сказал«Господи! Обозначь мне знамение». Сказал [Аллах]: «Знамение твое то, что не будешь [не сможешь] говорить с людьми три дня, кроме как знаками. И поминай твоего Господа премного и совершай тасбих вечером и утром».

Закарийа алайхиссалам сильного желал иметь ребенка, поэтому захотел узнать о том, что его старушка забеременела, как только это произойдет, и потому попросил Аллаха об обозначении для него знамения:

«Господи! Обозначь мне знамение».

Всевышний Аллах указал на такое знамение:

«Знамение твое то, что не будешь [не сможешь] говорить с людьми три дня, кроме как знаками. И поминай твоего Господа премного и совершай тасбих вечером и утром».

То обстоятельство, что Закарийа алайхиссалам не сможет разговаривать с людьми три дня, оставаясь совершенно здоровым, было обозначено в качестве знамения беременности его старушки. В течение этого времени он будет общаться с людьми только с помощью жестов. Но когда он станет поминать Аллаха, его язык свободно сможет произносить слова зикра — поминания Аллаха. Ради такого великого блага нужно будет премного поминать своего Господа, совершая тасбих — днем и ночью поминая Его пречистым от всех пороков. Так все и произошло.

 

 

 

 

Самое читаемое

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

Голландка в прямом...

Выступая по мусульманскому радио Нидерландов,...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Как собирался Куръан

При жизни нашего Пророка Мухаммада...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Некоторые знаменательные события...

Среди народа бытуют необоснованные поверья,...