Вторник Зуль-каада 13 1445 | Вторник мая 21 2024

В следующем аяте вновь приводятся положения о правах женщин и малолетних детей:

لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَوَلِلنِّسَاءِ نَصِيبٌ مِّمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِ وَالْأَقْرَبُونَمِمَّا قَلَّ مِنْهُ أَوْ كَثُرَ نَصِيبًا مَّفْرُوضًا

 

7. Мужчинам — доля из того, что оставили родители и родственники. И женщинам — доля из того, что оставили родители и родственники: мало оно из того или много — такова предписанная доля.

В доисламских строях, в том числе и во времена джахилийи на Аравийском полуострове малолетние дети и женщины были лишены права получать наследство. Согласно положению арабов джахилийи на наследство имели право лишь те, кто мог держать в руках оружие и сражаться против врага, то есть достигшие зрелости мужчины. А остальные, в том числе малолетние дети и женщины не были удостоены этого. Ислам объявил наследство родственным правом, будь то мужчина или женщина, будь они взрослые или малолетние дети. Наследство делится между ними в соответствии со степенью родства, по решению шариата, кому сколько причитается, столько и получает. Это обстоятельство является одним из способов укрепления родственных связей, потому что родственники, согласно предписанию Ислама, обязаны помогать друг другу и в тяжелых ситуациях.

К примеру, если один человек по ошибке, нечаянно убьет другого, то он платит кровную. Если его собственного имущества не хватит на выплату кровной, то берется также и у родственников по отцу. Бывают и другие подобные ситуации. С этой точки зрения получение наследства родственниками есть сама справедливость. А дети появились на свет благодаря родителям. Их содержание и воспитание — долг родителей. Если вдруг они умрут, то получение их детьми наследства является необходимостью. В данном аяте подчеркивается, что наряду с мужчинами, женщины также имеют долю в наследстве, оставленном родителями и родственниками.

«Мужчинам — доля из того, что оставили родители и родственники. И женщинам — доля из того, что оставили родители и родственники».

Это есть большое право, которое Ислам дал женщинам четырнадцать веков назад. В этом заключен великий смыл, означающий, что женщина такой же человек, как и мужчина.

Ибн Мурдавайхи передает от Джабира радияллаху анху:

«Когда сподвижница Умму Кахха пришла к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказала: «О Посланник Аллаха, у меня восемь дочерей, а их отец скончался. У них нет ничего. Родственники их отца не отдают моим дочерям наследство», Всевышний Аллах ниспослал вышеприведенный аят.

И этот хадис уже сам по себе показывает, насколько справедливо такое предписание:

«Мало оно из того или много — такова предписанная доля»

Это воля Аллаха, поэтому наследство распределяется независимо от его количества. Нельзя сказать, дескать, в наследство осталось совсем мало вещей, которые ничего не стоят, пусть их возьмет такой-то. Все должно быть так, как наказал Аллах. Это то, что Всевышний Аллах сделал фардом.

وَإِذَا حَضَرَ الْقِسْمَةَ أُولُو الْقُرْبَى وَالْيَتَامَىوَالْمَسَاكِينُ فَارْزُقُوهُم مِّنْهُ وَقُولُوا لَهُمْ قَوْلًامَّعْرُوفًا

 

8. И когда при разделе [наследства] присутствуют родственники, сироты и мискины (нищие), то наделяйте их из него и говорите им слово доброе.

Раздел — совет правообладателей, собравшихся для распределения наследства. Стало быть, на совете по разделу имущества, помимо правообладателей, могут присутствовать и другие родственники, а также сироты и крайне бедные — мискины.

«И когда при разделе [наследства] присутствуют родственники, сироты и бедняки (мискины), то наделяйте их из него…»

Если правообладатели получат свою долю из наследства, а остальным ничего не достанется, то существует вероятность, что они обидятся, получат душевную рану. Чтобы устранить подобную неприятную ситуацию, согласно предписанию аята, наследники должны что-нибудь выделить и дать этим людям, их тоже обрадовать. В то же время следует повеление обходиться с ними любезно и говорить добрые слова.

«…и говорите им слово доброе».

И это тоже один из способов укрепления родственных связей и человеческих взаимоотношений.

وَلْيَخْشَ الَّذِينَ لَوْ تَرَكُوا مِنْ خَلْفِهِمْ ذُرِّيَّةًضِعَافًا خَافُوا عَلَيْهِمْ فَلْيَتَّقُوا اللَّهَ وَلْيَقُولُوا قَوْلًاسَدِيدًا

 

9. И пусть боятся [за сирот] те, которые, если бы оставили после себя немощных потомков, опасались (бы) за них. И пусть боятся Аллаха и говорят слово достойное.

Улемы-муфассиры дали этому священному аяту два толкования. Оба они правильны и дополняют друг друга, еще более проясняя смысл аята.

В соответствии с первым толкованием, пусть человек, взявший на попечение детей, которые остались сиротами после смерти отца, представит на месте этих сирот своих детей.

«И пусть боятся [за сирот] те, которые, если бы оставили после себя немощных потомков, опасались бы за них».

Пусть на этих сирот он смотрит с таким же страхом, как он боялся бы за своих немощных детей, думая, как если бы они остались без опеки после его смерти. Этим усиливается сочувствие и жалость в отношении сирот путем пробуждения отеческой заботы у тех, кто взял их на свое попечение. Одновременно с этим, словами «И пусть боятся Аллаха и говорят слово достойное» следует призыв быть богобоязненным перед Всевышним Аллахом.

Согласно второму толкованию, повеление в аяте направлено к человеку, который находится у одра умирающего человека, делающего завещание в качестве свидетеля или по какой-либо другой причине. Если завещатель делает завещание, наносящее ущерб наследникам, к примеру, если скажет «Все мое имущество расходуйте на такое-то дело», то находящийся рядом человек пусть представит себе, что остающиеся после завещателя дети словно являются его детьми и, прочувствовав их положение, станет увещевать умирающего, призовет его отказаться от такого завещания, которое принесет ущерб наследникам.

Имам Бухари и имам Муслим передают хадис, где Пророк алайхиссалам зашел проведать лежащего больным Саъда ибн Абу Ваккаса радияллаху анху. Саъд ибн Абу Ваккас радияллаху анху сказал:

— О Посланник Аллаха, я состоятельный человек. У меня нет другого наследника, кроме единственной дочери. Можно ли мне пожертвовать две трети своего имущества?

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Нет.

— А половину?

— Нет.

— А одну треть?

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Одну треть можно. Хотя и одной трети много.

А затем он сказал: «Тебе лучше оставить своих наследников богатыми, чем лишенными средств и вынужденными просить у людей».

Следуя этому благородному хадису, в шариате установлено положение, что предсмертное завещание не действует более чем на одну треть оставляемого имущества. То есть если человек завещал расходовать более одной трети своего имущества на какое-либо дело, будь то даже благое и положительное дело, его завещание действует только на одну треть имущества.

إِنَّ الَّذِينَ يَأْكُلُونَ أَمْوَالَ الْيَتَامَى ظُلْمًا إِنَّمَايَأْكُلُونَ فِي بُطُونِهِمْ نَارًا وَسَيَصْلَوْنَ سَعِيرًا

 

10. Воистину, те, которые пожирают имущества сирот несправедливо, действительно пожирают в свои животы огонь. И непременно войдут в пылающий ад.

Видно, что стиль священного аята весьма впечатляющ. Прежде всего, если кто несправедливо станет «пожирать» имущество сирот, в Судный день оно превратится в огонь в его животе.

«Воистину те, которые пожирают имущества сирот несправедливо, действительно пожирают в свои животы огонь».

Затем, в таком состоянии — с пылающим огнем в своем животе, такие люди войдут в ад.

«И непременно войдут в пылающий ад».

И пламя ада будет постоянно разгораться все сильнее. Стало быть, человек, который несправедливо «пожирал» имущество сирот, будет подвергнут мучениям огнем как изнутри, так и снаружи. Какое ужасное состояние! Какое горестное страдание!

Имеется множество хадисов, утверждающих и комментирующих смысл этого аята.

Имам Бухари передает от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Сторонитесь семи губящих.

Спросили:

— Что это, о Посланник Аллаха?

Он ответил:

— Придание сотоварищей Аллаху, колдовство, убийство запрещенной Аллахом души, риба, пожирание имущества сирот, бегство с поля боя, оклеветание целомудренных правоверных женщин в прелюбодеянии».

Известный муфассир ас-Суддий сказал:

«Пожиравший имущество сирот будет воскрешен в Судный день в таком состоянии, что из его рта, ушей, носа и глаз станет вырываться огонь. Каждый, кто увидел его, узнает, что он пожирал имущество сироты».

Ибн Мурдавайхи передает от Абу Барза:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— В Судный день некоторые люди будут воскрешены с вырывающимся огнем изо рта.

Люди спросили:

— О Посланник Аллаха, кто они?

Он сказал:

— Разве не знаешь слова Всевышнего Аллаха: “Воистину те, которые пожирают имущества сирот несправедливо, действительно пожирают в свои животы огонь”?»

В хадисе, переданном имамом Ибн Маджой от Абу Хурайры радияллаху анху, Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Завещаю вам держаться подальше от имущества двух слабых — женщины и сироты».

Конечно же, эти учения оказали свое влияние на мусульман и сильно потрясли их. Они стали бояться даже близко подойти к имуществу сирот.

Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху сказал об этом следующее:

«Когда был ниспослан аят “Воистину те, которые пожирают имущества сирот…”, те, кто взял на свое попечение сирот, отделили свою пищу от их пищи, а свое питье — от их питья. Даже остающаяся в излишке еда оставалась нетронутой, пока сирота сам не съест или же пока она не испортится. Для взявших сирот на попечение возникли затруднения. Когда об этом рассказали Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, Всевышний Аллах ниспослал аят: “И спросят тебя о сиротах…[1]».

 

 



[1] Сура «Бакара», аят 220.

 

 

 

Самое читаемое

Как нам следует...

Обычно, когда в руки берут...

В РИУ хафизы...

В РИУ состоится Первый конкурс...

Американский пастор пригрозил...

Пастор из Флориды Терри Джонс...

Федерация исламских организаций...

Брюссель. – Председатель Федерации исламских...

Израильская полиция задерживает...

Полиция Израиля начала задерживать в...

О достоинствах знания...

Сегодня мы поговорим о достоинствах...