[аят 32]
В то время, когда речь идет об имуществе, его месте в общественной среде, о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами в этом вопросе, а также о соответствующих мерах, говорится нижеследующее:
وَلَا تَتَمَنَّوْا مَا فَضَّلَ اللَّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَىبَعْضٍ لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبُوا وَلِلنِّسَاءِنَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبْنَ وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِن فَضْلِهِإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًاﯟ
32. И не грезьте [завистливо] о том, в чем Аллах наделил преимуществом одних из вас над другими. Мужчинам — доля из того, что приобрели, и женщинам — доля из того, что приобрели. И просите у Аллаха из Его благоволений. Поистине, Аллах — о всякой вещи Знающий.
В священном аяте открыто не говорится, из чего именно состоят преимущество и благоволение, указывается лишь общее значение. Это, в соответствии с куръаническим стилем, каждый поймет по своему мышлению, разумению. Преимущество может быть в здоровье и благополучии, в чине, имуществе и деньгах, умиротворении, кротости, почете. Если кто-то, увидев человека, во многом превосходящего себя, станет завидовать ему, говоря «Почему у такого-то есть то-то, а у меня этого нет», то в обществе будут развиваться такие социальные недуги, как взаимная ненависть, нетерпимость друг к другу, что, в конце концов, приведет к погибели такого общества и его членов. Поэтому Всевышний Аллах отвращает мусульман от этого тяжкого греха и говорит:
«И не грезьте [завистливо] о том, в чем Аллах наделил преимуществом одних из вас над другими».
Также может существовать хасад — зависть и между некоторыми мужчинами и женщинами. Например, зависть женщин в отношении мужчин. Это можно понять и из хадисов о причинах ниспослания рассматриваемого священного аята.
Имам Ахмад передает от Муджахида:
«Умму Салама сказала:
— О Посланник Аллаха, мужчины участвуют в походах, а мы не ходим в походы и даже из наследства нам дается половина доли!
Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят “И не грезьте [завистливо] о том, в чем Аллах наделил преимуществом одних из вас над другими”».
В хадисе, который Абдураззак передал от Муаммара, говорится: «Этот аят был ниспослан, когда женщины сказали: “Если бы мы тоже были мужчинами, то совершали бы джихад, как они”».
Поэтому в священном аяте говорится:
«Мужчинам — доля из того, что приобрели, и женщинам — доля из того, что приобрели».
То есть каждый занимается делом соответственно своему положению и каждый зарабатывает соответственно своему делу, только нужно больше работать, заниматься своим делом. Нужно также больше прилагать усилий в своем деле вместо того, чтобы проявлять зависть к дарованным другим благам. Старания-действия от раба, а барака (благодать) от Аллаха. Стало быть, прилагая свои старания, раб должен еще и просить бараку от Аллаха.
«И просите у Аллаха из Его благоволений».
Польза в этом. Ибо Всевышний Аллах не оставляет без надежды Своего просящего раба. Имам Тирмизи передает от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:
«Пророк алайхиссалам сказал: «Просите у Аллаха Его благоволения, ибо Аллах любит, когда Его просят. Лучший ибадат — это ожидание исполнения». Дело раба — искренне просить благоволения у Самого Аллаха, Чье благоволение велико, а даровать из Своего благоволения — это дело Аллаха. Он Сам дарует по Своему усмотрению, зная обо всем:
«Поистине, Аллах — о всякой вещи Знающий».
И также хорошо знает, кому, что и сколько давать. Кому-то дает состояние, кому-то знания, кому-то чины и так далее. Тот, Кто сотворил мужчину мужчиной, а женщину женщиной, также хорошо знает, что им приказывать.
И в вопросе наследования все обстоит точно так же. Женщины получают половину доли мужчин из наследства не потому, что Ислам умаляет достоинство женщины. Об этом было сказано и в тафсире предыдущих аятов. Напротив, такое распределение есть сама справедливость. Мужчине приходится расходовать много имущества. В том числе, при никахе он не только берет на себя все семейные расходы, но еще и дает ей махр. Пропитание женщины и детей, их одежда также возложены на мужчину. На женщинах же нет никакого бремени и обязательств, они не обязаны тратить даже на себя. Кроме того, мужчина также должен выдавать пособия своим родственникам, а если понадобится, на мужчину также возложены и такие обязанности, как платить кровные за убиенного, покрывать возмещение за нанесенное телесное повреждение, помогать бедным и нуждающимся. Женщина освобождена от всего этого. Притом на основании таких соображений во времена джахилийи женщина не получала никакого наследства, наоборот, ее саму забирали в качестве наследства. Но Ислам возвысил достоинство женщины и назначил для нее соответствующее право в наследования.
Значит, если Аллах даст некоторым людям преимущество перед другими, то не следует завидовать им, а нужно просить благоволения у Самого Создателя.
Какие они существа, джинны? (11)...
Михаил Миноченко рассказывает, как он...
Три четверти британцев, которые стали...
Более полумиллиона жителей Испании исповедуют...
"Эта Книга, нет сомнения в...
Более 1,5 млн мусульман Италии...