[аят 32]
В то время, когда речь идет об имуществе, его месте в общественной среде, о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами в этом вопросе, а также о соответствующих мерах, говорится нижеследующее:
وَلَا تَتَمَنَّوْا مَا فَضَّلَ اللَّهُ بِهِ بَعْضَكُمْ عَلَىبَعْضٍ لِّلرِّجَالِ نَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبُوا وَلِلنِّسَاءِنَصِيبٌ مِّمَّا اكْتَسَبْنَ وَاسْأَلُوا اللَّهَ مِن فَضْلِهِإِنَّ اللَّهَ كَانَ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًاﯟ
32. И не грезьте [завистливо] о том, в чем Аллах наделил преимуществом одних из вас над другими. Мужчинам — доля из того, что приобрели, и женщинам — доля из того, что приобрели. И просите у Аллаха из Его благоволений. Поистине, Аллах — о всякой вещи Знающий.
В священном аяте открыто не говорится, из чего именно состоят преимущество и благоволение, указывается лишь общее значение. Это, в соответствии с куръаническим стилем, каждый поймет по своему мышлению, разумению. Преимущество может быть в здоровье и благополучии, в чине, имуществе и деньгах, умиротворении, кротости, почете. Если кто-то, увидев человека, во многом превосходящего себя, станет завидовать ему, говоря «Почему у такого-то есть то-то, а у меня этого нет», то в обществе будут развиваться такие социальные недуги, как взаимная ненависть, нетерпимость друг к другу, что, в конце концов, приведет к погибели такого общества и его членов. Поэтому Всевышний Аллах отвращает мусульман от этого тяжкого греха и говорит:
«И не грезьте [завистливо] о том, в чем Аллах наделил преимуществом одних из вас над другими».
Также может существовать хасад — зависть и между некоторыми мужчинами и женщинами. Например, зависть женщин в отношении мужчин. Это можно понять и из хадисов о причинах ниспослания рассматриваемого священного аята.
Имам Ахмад передает от Муджахида:
«Умму Салама сказала:
— О Посланник Аллаха, мужчины участвуют в походах, а мы не ходим в походы и даже из наследства нам дается половина доли!
Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят “И не грезьте [завистливо] о том, в чем Аллах наделил преимуществом одних из вас над другими”».
В хадисе, который Абдураззак передал от Муаммара, говорится: «Этот аят был ниспослан, когда женщины сказали: “Если бы мы тоже были мужчинами, то совершали бы джихад, как они”».
Поэтому в священном аяте говорится:
«Мужчинам — доля из того, что приобрели, и женщинам — доля из того, что приобрели».
То есть каждый занимается делом соответственно своему положению и каждый зарабатывает соответственно своему делу, только нужно больше работать, заниматься своим делом. Нужно также больше прилагать усилий в своем деле вместо того, чтобы проявлять зависть к дарованным другим благам. Старания-действия от раба, а барака (благодать) от Аллаха. Стало быть, прилагая свои старания, раб должен еще и просить бараку от Аллаха.
«И просите у Аллаха из Его благоволений».
Польза в этом. Ибо Всевышний Аллах не оставляет без надежды Своего просящего раба. Имам Тирмизи передает от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:
«Пророк алайхиссалам сказал: «Просите у Аллаха Его благоволения, ибо Аллах любит, когда Его просят. Лучший ибадат — это ожидание исполнения». Дело раба — искренне просить благоволения у Самого Аллаха, Чье благоволение велико, а даровать из Своего благоволения — это дело Аллаха. Он Сам дарует по Своему усмотрению, зная обо всем:
«Поистине, Аллах — о всякой вещи Знающий».
И также хорошо знает, кому, что и сколько давать. Кому-то дает состояние, кому-то знания, кому-то чины и так далее. Тот, Кто сотворил мужчину мужчиной, а женщину женщиной, также хорошо знает, что им приказывать.
И в вопросе наследования все обстоит точно так же. Женщины получают половину доли мужчин из наследства не потому, что Ислам умаляет достоинство женщины. Об этом было сказано и в тафсире предыдущих аятов. Напротив, такое распределение есть сама справедливость. Мужчине приходится расходовать много имущества. В том числе, при никахе он не только берет на себя все семейные расходы, но еще и дает ей махр. Пропитание женщины и детей, их одежда также возложены на мужчину. На женщинах же нет никакого бремени и обязательств, они не обязаны тратить даже на себя. Кроме того, мужчина также должен выдавать пособия своим родственникам, а если понадобится, на мужчину также возложены и такие обязанности, как платить кровные за убиенного, покрывать возмещение за нанесенное телесное повреждение, помогать бедным и нуждающимся. Женщина освобождена от всего этого. Притом на основании таких соображений во времена джахилийи женщина не получала никакого наследства, наоборот, ее саму забирали в качестве наследства. Но Ислам возвысил достоинство женщины и назначил для нее соответствующее право в наследования.
Значит, если Аллах даст некоторым людям преимущество перед другими, то не следует завидовать им, а нужно просить благоволения у Самого Создателя.
Менее чем через 24 часа...
Аль-Фатиха», которую ежедневно читают мусульмане...
По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад ...
О гадании и прорицании (1)...
О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...
О джиннах и воздействии (вреде)...