Суббота Мухаррам 20 1446 | Суббота июля 27 2024

[аят 33]

 

В следующем аяте изложены некоторые вопросы наследства:

وَلِكُلٍّ جَعَلْنَا مَوَالِيَ مِمَّا تَرَكَ الْوَالِدَانِوَالْأَقْرَبُونَ وَالَّذِينَ عَقَدَتْ أَيْمَانُكُمْ فَآتُوهُمْنَصِيبَهُمْ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍشَهِيدًا

33. И для каждого Мы назначили близких [наследников, кому дается] из того, что оставили родители и ближайшие родственники. А тем, которые связаны вашими клятвами, дайте же им их долю. Поистине, Аллах — над каждой вещью Свидетель.

То есть родственники каждого человека являются его наследниками. Подобно тому, как он получает наследство от своих родителей и родственников, также и от него получают наследство его дети и родственники.

«И для каждого Мы назначили близких [наследников, кому дается] из того, что оставили родители и ближайшие родственники».

Таким образом имущество переходит от поколения к поколению. Во фразе священного аята, гласящей: «А тем, которые связаны вашими клятвами, дайте же им их долю», имеется указание на людей, которые имеют отношение к наследству, не являясь родственниками. На начальном этапе Ислама существовало такое явление. Подобная связь, о которой упоминается фразой «связаны вашими клятвами», в арабском языке называется мувалат. Если мы переведем это как «сдружиться», то можно немного приблизиться к истинному значению и лучше представить, о чем идет речь в аяте. Один из видов мувалатов — это мувалат освобождения. То есть человек, освободивший раба, может заключить с ним соглашение и стать его наследником. Однако здесь есть два условия. Первое — у освобожденного раба не должно быть своих наследников. Второе — если освобожденный раб при жизни совершит преступление (например, убьет человека), то освободивший его (потенциальный наследователь) должен взять на себя обязательство выплаты кровных.

Еще один вид мувалата — это мувалат покровительства. При этом не имеющий наследников и не являющийся арабом человек на основе соглашения заводит дружбу с арабом. Он становится членом семьи своего друга. В соответствии с этим, если он совершит преступление, то его друг выплатит за него возмещение. А если он умрет, то друг получит наследство.

Третий мувалат — это мувалат дружбы. Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершил хиджру (вынужденно переселился) в Лучезарную Медину, он подружил между собой мухаджиров и ансаров. И на основе этой дружбы они стали также получать друг от друга наследство.

Ко всему этому, согласно обычаю джахилийи, люди заключали между собой соглашения, которые гласили: «Если я умру, ты получишь мое наследство, а если ты умрешь, то я возьму твое наследство».

Заключительные же аяты, ниспосланные о наследстве, повелели, чтобы наследство получали только родственники. Само собой появился вопрос: «А что будет с нашими ранее заключенными соглашениями о наследстве, ведь мы даже клялись при заключении соглашения?» В ответ на это в аяте говорится:

«А тем, которые связаны вашими клятвами, дайте же им их долю».

То есть соблюдайте ваши соглашения, заключенные до ниспослания аята: давайте им из наследства, но не заключайте об этом новых договоров. Но если вы не будете следовать указаниям в этом деле, то навредите самим себе, потому что:

 

«Поистине, Аллах — над каждой вещью Свидетель».

 

 

 

Самое читаемое

Декан академии британских...

С британских островов поступила приятная...

Голландка в прямом...

Выступая по мусульманскому радио Нидерландов,...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Соболезнование от Наталии

Мы получили письмо от ученицы...

Обрети спасение через...

Ша’би, да будет доволен им...

Что привело атеиста...

Михаил Миноченко рассказывает, как он...