Понедельник Джумад-аль-ахир 17 1447 | Понедельник декабря 08 2025

 Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 59)

В следующем аяте указываются пути правильного исполнения аманата и справедливого суда между людьми:

59. О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и верховодам из вас. Если же препираетесь в чем-то, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу.

Следовательно, при исполнении этих аманатов, правлении, вершении суда и вынесении решений среди людей по справедливости и в других делах прежде всего нужно повиноваться Всевышнему Аллаху, затем Пророку саллаллаху алайхи васаллам, а после этого надо повиноваться верховодам-предводителям из числа самих мусульман. Если в каком-либо деле возникнут разногласия, родится спор, то нужно возвратить людей к предписаниям от Всевышнего Аллаха и Посланника. Это — критерий. Это — мерило. Если не следовать этому правилу, если предоставить всем решать вопросы по своему, тогда не будет порядка и дисциплины, наоборот, ввиду различий между умственными способностями людей возникнут разногласия. И как сегодня, сильные будут стараться повернуть слабых на свой путь, а нашедшие выход — оказавшихся в безвыходности.

Мусульмане же избавлены от подобных неприятных проблем. Они не ломают головы над такими вопросами, как: «Что сделать, чтобы достигнуть истины?», «Как поступить, чтобы возвратить аманат его хозяину?», «Как себя вести, чтобы вершить справедливый суд среди людей?». Потому что в этом отношении инструкции уже даны и они неизменны. Всевышний Аллах Сам дал решение этих вопросов. Мусульманам нужно всего лишь следовать указаниям Аллаха. Перед тем, как начать одно дело, они принимаются разузнавать о решении исламского шариата по этому делу. Решение, прежде всего, они ищут из Священного Куръана. Если в Куръане есть решение по данному делу, то следуют ему. Потому что сказано: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху».

Повиновение Аллаху осуществляется следованием Его последней божественной книге — Священному Куръану. Представим, что решение о будущем деле не указано в Священном Куръане. Тогда нужно обратиться к сунне Пророка алайхиссалам. Если искомое решение отыскивается в ней, то нужно ему следовать. Потому что в священном аяте следует повеление: в качестве второго источника повиноваться Пророку.

При жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам повиновение происходило непосредственно ему самому, сейчас же следование его сунне считается равным повиновению ему самому. 

«…повинуйтесь Посланнику…»

Всевышний Аллах в Священном Куръане изложил основные положения (решения) и сделал их основой правил по вынесению общих положений и решений. А в сунне Пророка алайхиссалам подробно поясняются общие положения из Куръана, а также высказаны некоторые из них, которые не были упомянуты в Куръане.

Положения и решения же по ситуациям, которые меняются во времени и по мере изменения условий, оставлены для решения мусульманской общиной методом иджтихада. В этом заключено много мудрости. Прежде всего, это обстоятельство побуждает мусульман всегда находиться в поиске, быть старательными. Во-вторых, обеспечивает состоятельность и пригодность исламского шариата для всех времен и для каждого места. Если поперек встает вопрос, который не упоминается ни в Куръане и ни в сунне, решение этого вопроса предоставляется верховодам-предводителям мусульман. А достигшие уровня иджтихада предводители решают этот вопрос на основе правил Куръана и Сунны. Решение-постановление, принятое признанными исламской уммой муджтахидами по существующей действительности в фикхе называется иджмаъ . Следование этому решению является ваджибом для каждого мусульманина. Потому что в этом аяте есть повеление, гласящее: «…повинуйтесь Посланнику и руководителям из вас».

Повиновение приказам Аллаха является фардул айн. В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху, говорится: «Нет повиновения в ослушании Аллаху».

Фраза «Если же препираетесь в чем-то, то верните его Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день» стала основой для кийаса (сопоставления) — четвертого (после Куръана, Сунны и иджмаъ) источника для вынесения решения в шариате. Допустим, в жизни мусульман появился новый вопрос, который не упоминается ни в Куръане, ни в сунне. Но существует другой вопрос, схожий с ним. Ученые сопоставляют тот схожий вопрос с новоявленной проблемой и выносят единое решение. Это называется кийас. Возвращение к Аллаху (то есть к Куръану) и Посланнику (то есть к его сунне) того, что становится причиной препирательств среди мусульман, упоминается в аяте вместе с фразой «если вы веруете в Аллаха и в Последний день». Значит, выполнение предстоящего дела в соответствии с шариатом, является признаком наличия иймана в Аллаха и в Последний день. Следовательно, пусть хорошенько подумают об этом те, кто ищет источник решения не из Куръана и не из Сунны, а из другого.

На основе правила, изложенного в аяте, истинные мусульмане каждое свое дело осуществляют, повинуясь Аллаху, Его Посланнику и своим верховодам. Если в некоторых делах у них возникнут различия во мнениях, то предоставляют это к Аллаху и Посланнику и методом кийаса сопоставят с решениями по аналогичным вопросам и вынесут решение.

«Это — лучше и прекраснее по исходу».

 

 

 

Самое читаемое

Некоторые знаменательные события...

Среди народа бытуют необоснованные поверья,...

Знакомство с Куръаном...

21 декабря в актовом зале...

Продюсер «Фитны» принял...

Бывший член так называемой «Партии...

Начало ниспослания Куръана

Мекка. Пещера Хиро. Пророк Мухаммад...

Поведай мне об...

Передается от Умара ибн Хаттаба...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...