Суббота Шавваль 11 1445 | Суббота апреля 20 2024

Лев Николаевич Толстой (1828-1910 гг.) – гениальный русский писатель, ‎мыслитель, внесший огромный вклад в русскую литературу и историю.

Он более известен ‎нам как писатель. Менее известны его философские взгляды, трактаты, в которых ‎излагаются его представления о Боге, душе, знании, любви, о смысле жизни и т.д. ‎Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых общих ‎закономерностей бытия, духовный и социальный критицизм проходят через все ‎творчество писателя. С 1870-х годов возрастает внимание к темам смерти, греха, покаяния ‎и нравственного возрождения.‎

 

Его совершенно неординарное мышление в большинстве случаев было непонятным ‎для российского общества. Он был отлучен от церкви и предан анафеме, друзья и ‎знакомые отвернулись от него. В 1910 году, в возрасте 81 года, Лев Толстой уходит из ‎дома и умирает по дороге, на станции Астапово. Почему конец жизни у великого писателя ‎оказался таким печальным и куда он направлялся, уходя из дома? Возможно, на эти ‎вопросы проливают свет некоторые письма великого писателя. Вот что он пишет о ‎церкви:‎

‎"Мир делал все что хотел, предоставляя церкви, как она умеет, поспевать за ним в ‎своих объяснениях смысла жизни. Мир учреждал свою, во всем противную учению ‎Христа жизнь, а церковь придумывала иносказания, по которым бы выходило, что люди, ‎живя противно закону Христа, живут согласно с ним. И кончилось тем, что мир стал жить ‎жизнью, которая стала хуже языческой жизни, и церковь стала не только оправдывать эту ‎жизнь, но утверждать, что в этом-то состоит учение Христа".‎

Ясная Поляна, март 1909 года.‎

 

Русская женщина, вышедшая замуж за мусульманина Е. Векилова, написала ‎Толстому, что ее сыновья желают принять Ислам, и спрашивала совета, как быть. Вот что, ‎в частности, ответил ей писатель:‎

‎"Что касается до самого предпочтения магометанства православию…, я могу ‎только всей душой сочувствовать такому переходу. Как ни странно это сказать, для меня, ‎ставящего выше христианские идеалы и христианское учение в его истинном смысле, для ‎меня не может быть никакого сомнения в том, что магометанство по своим внешним ‎формам стоит несравненно выше церковного православия. Так что, если человеку ‎поставлено только два выбора: держаться церковного православия или магометанства, то ‎для всякого разумного человека не может быть сомнения в выборе и всякий предпочтет ‎магометанство с признанием одного догмата, единого Бога и Его пророка, вместо того ‎сложного и непонятного в богословии – Троицы, искупления, таинств, святых и их ‎изображений и сложных богослужений…"‎

Ясная Поляна, 15 марта 1909 года.‎

 

Приведем еще одно письмо писателя, которое еще более проясняет его ‎мировоззрение, сложившееся в результате мучительных поисков.‎

‎"Я бы очень рад был, если бы вы были бы одной веры со мной. Вы вникните ‎немножко в мою жизнь. Всякие успехи жизни – богатства, почестей, славы - всего этого у ‎меня нет. Друзья мои, семейные даже, отворачиваются от меня. Одни – либералы и эстеты ‎‎- считают меня сумасшедшим или слабоумным вроде Гоголя; другие – революционеры и ‎радикалы - считают меня мистиком, болтуном: правительственные люди считают меня ‎зловредным революционером; православные считают меня дьяволом. Признаюсь, что это ‎тяжело мне.… И потому, пожалуйста, смотрите на меня, как на доброго магометанина, ‎тогда все будет прекрасно".‎

Ясная Поляна, апрель 1884 года.‎

 

oneislam.ru

 

 

 

Самое читаемое

Письмо от Наталии...

По рекомендации достопочтенного шейха Мухаммад...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Первая мечеть в...

Первая мечеть в городе Байконур...

Почему в арабском...

Современный исламский мир перестал уделять...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (7)...