Четверг Джумад-уль-авваль 19 1446 | Четверг ноября 21 2024

Создание изображений является харамом и воспрещает присутствия ангелов

Часть 1.

 

В тот период, когда появилась последняя и совершенная религия Аллаха — Ислам, человечество пребывало в трясине джахилии. Выбились из колеи почти все сферы человеческой жизни. И причиной пороков во всех сферах человеческой жизни являлась порочность вероубеждения и поклонений.

Несостоятельность убеждений выражалось в поклонении подложным божествам. Каждый народ, каждое племя, даже каждый квартал или семья выдумали для себя своего бога.

Пороки в ибадате исходили от той самой порочности акийды — вероубеждения. Каждый своевольно выбрав себе деланного бога, по-своему изображал его для себя и также по-своему совершал ему поклонения.

Словосочетание «создавать изображение» здесь мы используем как перевод арабской фразы соввара суратун (досл. «изображать образ») и его следует понимать в том значении, в котором его понимали древние мусульманские ученые. Под словом «суратун» («изображение», «образ»), они подразумевали рукотворные изображения в виде картины или изваяния. Чтобы различать их, они называли нарисованную картину «изображением без тени», а статуи — «тенящим изображением».

К тому времени, когда Всевышний Аллах осветил мир светом Ислама, человечество поклонялось тем двум видам изображений. Чтобы понять каким же образом люди подверглись такому безрассудству — поклонению изображениям, нам достаточно изучить упомянутую в Священном Куръане историю о том, как люди перешли к поклонению некоторым идолам.

Всевышний Аллах, спустив Адама алайхиссаламиз рая на землю, одарил благодатью его потомков. Они быстро размножились, научились всяким ремеслам.  Они исповедовали пришедшую Адаму алайхиссалам религию и поклонялись единственно Аллаху. Шайтан, поклявшийся отвратить потомство Адама от совершения благих дел, не смог стерпеть такое положение дел. Он начал прилагать свои усилия, чтобы призывать людей к ширку, к поклонению идолам и истуканам.

Среди первых поколений Адама алайхиссалам были праведные, богобоязненные люди. Их окружение любило и уважало их. По прошествии времени, когда они умерли и отошли в мир иной, шайтан, наущая оставшихся людей, сказал: «Если вы и в самом деле любите умерших праведников и желаете вспоминать их, то нарисуйте их изображения, так вы можете днем и ночью взирать на них».

Эти слова людям пришлись по нраву. Вначале они вспоминали умерших праведников, глядя на изображения. Впоследствии вместо изображений они изготовили статуи и поместили их в храмах и в своих домах. Они хорошо осознавали, что эти изваяния не могут принести никому ни пользы и ни вреда.  Но они, воспринимая статуи как благодать от праведников, почитали их. По прошествии времени возросли как количество изваяний, так и оказываемые им почести. И люди теперь ставили  каждому умершему праведнику.

Следующие поколения росли, видя, как их отцы возвеличивают статуи, возносят в их присутствии молитвы. И в итоге люди стали совершать саджду (суджуд) статуям, молили их о помощи и посвящали им жертвоприношения. Таким вот образом, они превратили статуи в идолов и истуканов. Возвеличив их до уровня бога, люди начали убежденно поклоняться им.

Даже если приходили к ним посланники от Всевышнего Аллаха и призывали их поклоняться только единому Аллаху, а не изображениям, они, не принимая истину, стали заявлять о своем намерении твердо стоять в поклонении своим подложным богам.

Об этом нас извещает и следующий аят суры «Нух»:

«И сказали: “Ни за что не оставляйте ваших богов, и ни за что не оставляйте Вадда, Суваъа, Йагуса, Йаука и Насра”» (аят 23).

 

Как приводятся в преданиях, Вадд, Суваъ, Йагус, Йаук и Наср были праведными и богобоязненными людьми. Люди их очень любили и уважали. Когда настало время и они умерли, люди, поддавшись наущениям шайтана, нарисовали их изображения, а затем изготовили их статуи. Они навещали этих изваяний. Со временем стали изливать им души, рассказывая им о своем наболевшем и своих переживаниях. В итоге, спустя некоторое время, они стали воспринимать их за богов, стали веровать в них и поклоняться им.

Почти во всех больших и малых религиях люди поклонялись изображениям. Такой вид поклонений вбирало в себя от поклонения христиан различным изображениям Ийсы алайхиссалам вплоть до поклонения некоторых групп людей в Индии изображениям мужских и женских половых органов.

Для подтверждения наших суждений предлагаем обратить свой взгляд на то, чему поклоняются на сегодняшний день во всех религиях мира, кроме Ислама.

На тот период, когда Ислам только появился и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам начал призывать к нему, во всех частях мира поклонение изображениям достигло своей наивысшей точки. В особенности этот порок проявлялся на Аравийском полуострове. Для людей ничего не стоило изготавливать «богов» из чего угодно, когда угодно и в любой форме по своему усмотрению и поклоняться им. Если кто-то мог подоит из молока своего верблюда прямо в песок и слепить из этой смеси маленького «божка» а потом искренне молиться ему, то другой изготавливал своего «бога» из других подручных вещей. Изготавливающие «божков» стремились продать их на рынке подороже, тогда как желающие купить «бога» искали возможности приобрести их как можно дешевле.

Умар ибн Хаттаб, будучи еще мушриком, в одном из своих путешествий испытал нужду в поклонении.  Так получилось, что он забыл своего «бога», оставив его дома. Что же делать? Оглянувшись вокруг, он не смог найти ничего, что могло бы сойти за забытого дома бога. Конечно же, в голой пустыне ничего не найти. Порывшись в своем вьюке, он обнаружил взятые им на дорогу плоды фиников. Взяв и прилепив их друг к другу, он слепил изображение идола и искренне поклонился ему. Потом он вспомнил, что проголодался. Чтобы разом избавиться и от потребностей желудка и продолжить путь, он хорошенько отведал фиников. Когда он наелся и грусть ушла, он обнаружил, что съел своего бога, которому только что искренне поклонялся. И тогда он так рассмеялся над своим глупым поступком, что повалился на землю, держась за живот.

Из-за чрезмерной приверженности поклонению разным изображениям арабы дошли до того, что внутри Священной Каъбы поместили триста шестьдесят изваяний богов.

И в такое время Всевышний Аллах ниспослал религию Ислам Мухаммаду саллаллаху алайхи васалам дабы он призывал людей к поклонению только Ему Одному вместо поклонения всяким изображениям. Всевышний Аллах повелел ему обращать особое внимание вопросу акийды. И неспроста тринадцать лет из двадцати трех годов пророчества Пророка саллаллаху алайхи васаллам, на которого была возложена миссия призвать весь мир к поклонению Единственному Аллаху оставив всякие изображения, были посвящены вопросам тавхида (единобожия).

Безусловно, то, что во главе этого дела стояла борьба против изображений и тех, кто делает их, является неоспоримой великой истиной.

Благородные хадисы, которых мы будем изучать ниже, являются одним из проявлений пропаганды того времени против многобожия.

 

2503. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:

Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

«Кто изобразит образ в этом мире, то в Судный день с него потребуют вдохнуть в него [в изображение] жизнь. Но он не вдыхающий [в него жизнь]».

Передали пятеро, кроме Абу Давуда.

 

2504. Передается от Абу Зуръы радияллаху анху:

«Он [Абу Зуръа] сказал:

«Я вошел во двор Марвана вместе с Абу Хурайрой. Так, он [Абу Хурайра] увидел там изображения и сказал:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:

— Аллах азза ва джалла скажет: “Разве есть более несправедливый, чем тот, кто пытается создать творение, подобное Моему творению? Пусть попробуют создать хотя бы мельчайшую частицу, или создадут одно [зерно] пшеницы, или пусть попробуют создать одну [крупу] ячменя!”»

Передали два шейха.

 

Пояснение: Из этих двух преданий хадиса видно, какими скверными считаются поступки тех, кто создает изображения. Их занятие расценивается как попытка стать сотоварищем Аллаху в Его сифате (атрибуте) Создателя. Этот смысл утрировался особенно в то время. Потому что в те времена изображения создавались только для изготовления изображений подложных богов.

 

2505. Аиша радияллаху анха сказала:

«Ко мне зашел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Моя полка была занавешена мной изяшной занавеской, на ней были изображения. Как только он увидел ее, сорвал ее. Цвет его лица изменился и он сказал:

— О Аиша! В Судный день самые суровые мучения перед Аллахом настигнут тех, кто пытался  создать подобие творениям Аллаха.

Аиша сказала [продолжила]: И мы разрезали ее и сделали из нее одну или две подушки».

 

 

Пояснение: Вне всякого сомнения, на той занавеске были изображены живые существа. Как было сказано выше, в доме мусульманина не должны быть изображения живых существ. В том числе, изображения не позволительны и на занавеске тоже.

Однако допускаются если они находятся в разрезанном или разорванном виде на таких предметах, как подушка или походящие на нее бытовые предметы, которые обычно находятся под ногами. Рисовать же изображения категорически воспрещается.

 

2506. Передается от нее же:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам прибыл с путешествия. На мою дверь была навешена  мною ковровая занавесь. На ней были изображения лошадей с крыльями. И он повелел мне, и я сняла ее».

Оба хадиса передали два шейха и Насаи.

Пояснение: Этот риваят приводится для подтверждения предыдущего.

 

2507. Один человек пришел к Ибн Аббасу радияллаху анху и сказал:

«Поистине я тот, кто рисует эти изображения, так дай мне фатву по ним».

Он сказал ему:

— Подойди поближе.

Тот приблизился к нему.

Затем [Ибн Аббас радияллаху анху еще раз] сказал: .

— Подойди поближе.

Тот приблизился к нему. Тогда он [Ибн Аббас радияллаху анху] положил свою руку на его голову и сказал:

— Я сообщу тебе о том, что я сам слышал, слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Каждый мусаввир (изображающий образ) — в аду. Для него будет создана душа вместо каждого созданного им изображения. И она [душа] будет его мучить в аду”, — и сказал [Ибн Аббас]:

— Если ты непременно должен это делать, то сделай [изобрази] деревья и то, в чем нет души [неодушевленные предметы]».

Передал Муслим.

Пояснение: Из этого хадиса мы усваиваем, что в Исламе запрещено изготавливать изображения живых существ, но допускается создание изображений неодушевленных предметов. При этом еще раз вспомним, что под «изготовлением изображения» имеется в виду как картина, так и изваяние.

 

Таким образом, в Исламе нет абсолютного запрета на изготовление изображений. Харамным — запретным предписано только создание изображений живых существ. Ибо пороки, появляющиеся из-за изображений, связаны именно с изображениями живых существ. Все изображения подложных богов являются изображениями и изваяниями живых существ.

 

 

(из серии книг "Хадисы и жизнь", 
Книга об одежде)

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (11)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (12)...

Монахиня нашла в...

Бывшая монахиня Мерседита де Вера...

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

В Болгарии проходит...

Под таким девизом проходит в...

Прочная вервь Аллаха

Мы продолжаем публиковать статьи из...