Человек в тарикате имеет четко определенные ежедневные задачи.
В первую очередь, он уделяет отдельное внимание обязательным предписаниям )фард и ваджиб(. Эти деяния, которые являются его долгом, он выполняет искренно и безупречно. Наряду с этим, в зависимости от своего состояния, выполняет приветствуемые (мандуб) нафл ибадаты, деяния и зикры.
Для каждого мусульманина должны существовать минимальные объемы таких дополнительных добровольных деяний (нафл). Остальное определяется с учетом потенциала личности. Если человек чувствует в себе склонность и возможность, будет постепенно увеличивать такие деяния. Если по некоторым причинам он не смог выполнить свои задачи вовремя, выполнит их после.
Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам выполнял подобные ежедневные задачи и научил свою умму делать то же самое. Хадисов об этом много. Мы будем довольствоваться лишь одним примером.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто сто раз в день скажет «Лаа илаха иллаллаху, вахдаху лаа шарийка лаху, лахул мулку ва лахул хамду, йухйи ва йумийту ва хува алаа кулли шайъин кадыйр», это для него будет освобождением десяти рабов, ему запишется сто добрых деяний и стираются сто его злодеяний. Это ему будет защитой от шайтана на тот день. Это продолжится до наступления вечера. Никто не сможет сделать что-либо лучшее, разве только если не сделал больше.
С этим санадом передается:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто сто раз в день скажет «Субханаллахи ва бихамдихи», то его сотрутся его грехи, даже если их больше, чем морская пена».
Передали Бухари, Муслим и Термизи.
В этом хадисе речь идет о совершении зикра - произношении отдельных слов и фраз в определенном количестве. Значит, поминание – совершение зикра фразами, переданными от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и при этом вести их счет, воздастся большими воздаяниями, прощениями грехов и других выгод. Человек, совершивший это деяние, поступает в соответствии с Сунной.
И другие задачи мурида должны также соответствовать сунне. Такие задачи называются «вирд». Оба термина имеют одинаковое значение.
Обычно, при определении минимального количества повседневных задач, шейхи каждого тариката, исходя из своего уровня знаний и особенностей, делали разный ижтихад. Мы же, не останавливаясь на различиях в тарикатах или различий в выборе вирдов, вкратце представим сведения о повседневных задачах, предпочтенных шейхами тариката Накшбандия.
Мурид тариката Накшбандия, перед тем, как начать зикр, кается. Совершив омовение, совершает казо (пропущенный) намазы или намаз благодарности за омовение (шукри вузуъ). Еще раз покаявшись, мурид всем своим существом сконцентрируется и готовится к зикру.
Вместе с тем, в тарикате Накшбандия уделено отдельное внимание соблюдению добровольных постов.
Аврады (мн.ч. от «вирд») могут немного отличаться у разных шейхов.
Следует отдельно подчеркнуть, что необходимо основательно выучить зикры, приведенные в сунне и осуществляемые по разному поводу, и необходимо выполнять их к месту.
Например, имеются зикры, совершаемые после обязательных намазов с давних времен. Некоторые люди даже считают их неотъемлемой частью намаза, хотя они являются зикрами вне намаза.
Однако, к большому сожалению, остальные зикры не выполняют даже такие люди, как шейхи тариката. К примеру, есть молитвы, которые читаются утром и вечером, после предрассветного и вечернего намазов. Трудно найти человека, читающего их регулярно. Также существует молитва, читаемая, когда человек садится на средство передвижения (маркаб). Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам садился всегда читал эту молитву. Подобно этому, имеются дуа и зикры, читаемые при разных ситуациях и состояниях. Мы должны приступить к их выполнению ко времени и месту.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВИРДОВ И ПОКЛОНЕНИЙ
Если человек познает Всевышнего Аллаха, убеждается в истинности Его обещаний и осознает скоротечность жизни, ему станет обязательным не допускать злоупотребление в этом скоротечной жизни. При постоянном повторении чего-либо, это опротивеет нафсу. Поэтому, нафс необходимо озадачивать разнообразием.
Всевышний Аллах говорит в суре «Инсан»:
«И поминай имя Господа твоего утром и вечером, и ночью, пади же ниц Ему и пречищай Его долгой ночью!» (аяты 25-26).
Смыслы этого и других подобных аятов означают необходимость упорядочивания времени в поклонении Всевышнему Аллаху, постоянного облагораживания его вирдами.
Всевышний Аллах говорит в суре «Фуркан»:
«Он - Тот, Который сделал ночь и день преемственной сменой для тех, кто пожелал поминать и пожелал благодарения» (аят 62).
Человек, который не смог выполнить свои постоянные (ежедневные, повседневные) вирды днем, исполнит их ночью (или наоборот). Таким образом получается разнообразие.
ПОВСЕДНЕВНЫЕ ВИРДЫ И ИХ РАСПОРЯДОК
Говоря современным языком, под «Повседневными вирдами и их распорядком» подразумевается распорядок дня мурида. Разумеется, при этом учитываются возраст мурида, его уровень знаний, сфера деятельности, личность и все другие факторы.
Хотя в книгах это описывается в общих чертах, к непосредственной, конкретной личности применяются из этих общих правил лишь соответствующие ей методы. Наши великие шейхи придавали этому большое значение.
В частности, имам Газзали рахматуллахи алайхи излагал в редчайшем виде прекрасные мысли: «Знай, что сутки состоят из двадцати четырех часов. Спать треть из низ, т.е. восемь часов ¬– умеренность. Кто спит меньше, не сможет спастись от терзания тела. Кто спит больше, увеличит свою лень. Кто достаточно спал ночью, не спит днем. Кто мало спал ночью, восполнит днем».
РАЗНООБРАЗИЕ ВИРДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СОСТОЯНИЯ
Состояние мурида относится к одному из следующих шести уровней:
1. Абид (поклоняющийся)
2. Алим (ученый, знающий)
3. Ищущий знание
4. Вали
5. Ремесленник
6. Человек, поглощенный в любовь к Всевышнему Аллаху.
Абид – человек, занятый поклонением, отдалившись от всех дел. Он может выполнить все вирды, у него есть на это возможность. Его вирды и задачи (обязанности) могут быть разными.
Различными были и положения (хал) прежних абидов. Одни из них много читали Куръан, другие много пречищали Господа, третьи много совершали намаз. Также были те, кто много совершал таваф Байтуллаха (обход Каабы).
Чтение Куръана предпочтительнее всего в намазе. Но это может быть затруднительным для некоторых. Поэтому предпочтительный вариант выбирается исходя из состояния человека. Основная цель вирдов заключается в очищении души, сердца человека. Мурид должен испытать себя в этом поприще. Он должен больше времени уделять именно тому вирду, который ему подходит соответствует больше всего.
Абу Сулайман Дарими говорил: «Если найдешь душу в стоянии, не делай рукуъ, если найдешь в рукуъ, не поднимай голову».
Алим – человек, который приносит пользу людям своими фетвами, уроками, книгами и воспитанием. Его распорядок вирдов отличается от вирдов абида, ибо он должен читать и писать книги, преподавать уроки. Лучше всего, если большую часть своего времени после фардов (обязательных поклонений) он будет уделять именно этим занятиям. Когда говорят, что «знание – превыше дополнительных поклонений», подразумевается именно такое знание, которое призывает к счастью в загробному миру, к пути достижения этого счастья.
Алим также должен правильно распределять свое время, ибо нафс может не выдержать израсходование всего времени лишь знаниям.
Если у него нет уроков, то время от рассвета до восхода солнца он может уделять зикру и вирду, а после восхода солнца до полудня заняться преподаванием и воспитанием. В свободное от уроков время можно размышлять о знании (тафаккур), ибо чистота души после зикров поможет решать проблемы.
Ученому лучше писать или читать книги от полудня до послеполуденного намаза. В этот промежуток он может тратить все свое время только на это.
После полуденного намаза до покраснения солнца вслушивается чтению тафсиров, хадисов и других полезных наук.
Ближе к закату до полного захода солнца занимается истигфаром (прошение прощения) и тасбихом (пречищением Аллаха).
Для ночи наилучшим распорядком считается распорядок имам Шафиъи. Он разделяет ночь на три части: написанию книг (знаний, наук), на намаз и сон. Разумеется, здесь учитываются времена года. Летний распорядок отличается от зимнего.
Занятость «ищущего знания» обучением (познанием, изучением наук, получением знаний) лучше зикра и дополнительных поклонений. Все, что связано с вирдами ищущего знание, похоже с алимом. Разница лишь в том, что алим приносит пользу, а мутааллим (обучающийся) ее получает. Если он из обывателей (авам – простонародье, здесь – неграмотные или малообразованные люди), присутствие в зикрах, научных собраниях и проповеди для него лучше, чем вирды.
Под словом «вáлий» подразумевается должностной человек. Его обязанность – работать с людьми. Люди нуждаются в его помощи, содействии. Для него служить народу, решать насущные хозяйственные, общественные и социальные проблемы лучше чем выполнение вирдов. Ему достаточно днем выполнять фарды (обязательные предписание шариата), а ночью найдет время и для вирдов.
«Ремесленник» – человек, зарабатывающий своими умениями, профессией на содержание себя и своей семьи. Он не может большую часть своего времени провести дополнительными поклонениями. Но он может заняться зикром во время работы. Если найдет возможность, старается взять себе за правило выполнять и вирды.
Вирд человека, «поглощенного в любовь к Всевышнему Аллаху», заключается в том, что его душа (сердце) предстанет к Всевышнему Аллаху после фардов.
Рекомендуется выполнять вирды постоянно, регулярно. Ибо, таково было обыкновение Пророк саллаллаху алайхи васаллам.
У Аиши спросили: «Назначал ли Пророк саллаллаху алайхи васаллам что-либо к определенным дням?»
Она сказала: «Нет. Его деяния были постоянными. Разве может быть кто-либо из вас способен тому, на что был способен Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?»
Передали трое.
Передается от нее же:
У Посланника Аллаха спросили:
«Которое (какое) деяния любимее для Аллаха?»
Он сказал: «Наиболее постоянное, даже если малое»
Передали два шейха и Тирмизи.
Теперь поговорим о порядке вирдов.
Первый вирд дня (утра)
Вирды начинаются с раннего утра (до рассвета). Субх (предрассветное время) – наиболее самое благодатное и почетное время. Всевышний Аллах поклялся в суре «Таквир» предрассветным временем:
«И зарей, когда дышит!» (аят 18).
Мурид, проснувшись, должен вспоминать Аллаха и следуя Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, должен прочитать следующую молитву, которая была передана в хадисе:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам просыпался, говорил: «Хвала Аллаху, Который оживил нас после того, как умертвил. К Нему сбор».
Передал Бухари.
После омовения для предрассветного намаза читается молитва, приведенная в следующем хадисе:
Передается от Абдуллаха радияллаху анху:
Когда вечерело, Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Амсайна ва амсал мулку лиллаахи, вал хамду лиллаахи, лаа илааха иллаллоху, вахдаху лаа шарийка лаху, лахул мулку ва лахул хамду ва хува алаа кулли шайъин кодийр. Робби! Асъалука хойра маа фии хазихил лайлати ва хойра маа баъдахаа ва аъуузу бика мин шарри маа фии хаазихил лайлати ва шарри маа баъдахаа. Роббии! Аъуузу бика минал касали ва суъил кибари. Роббии! Аъуузу бика мин азабин финнари ва азабин фил кабри»
Когда рассветало, говорил то же самое, сказав: «Асбахна ва асбахал мулку лиллаахи».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Смысл молитвы: «Вошли мы в ночь, вошла в ночь и власть, принадлежа Аллаху. Хвала Аллаху! Нет божества, кроме Аллаха! Он Един! Нет сотоварища Ему. Ему принадлежит власть и Ему принадлежит хвала и Он на всякую вещь Мощен!
Господи! Прошу Тебя добро (благо) всего, что в этой ночи и того, что после нее. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что в этой ночи и того, что после нее.
Господи! Прибегаю к Твоей защите от лени и зла старости. Господи! Прибегаю к Твоей защите от мучений в ада и мучений могилы!»
Смысл молитвы на рассвете: «Пришли в утро, пришло в утро и власть, принадлежа Аллаху». На рассвете говорится «асбахнаа», вечером – «амсайнаа».
Нужно выучить наизусть эту молитву и ежедневно, регулярно, всегда, постоянно читать ее утром и вечером, а точнее после предрассветного и вечерного намазов.
На рассвете читают и эту молитву:
Передается от Абаана ибн Усмана, он от своего отца радияллаху анхумаа:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Кто скажет три раза «Бисмиллаахиллазии лаа язурру маъа исмихи шайъун фил арди ва лаа фис самааи ва хувас-самийъул алийм», не настигнет его внезапное горе до вечера (пока не наступит ночь)».
Передали авторы «Сунанов».
Итак, кто всегда искренне читает эту молитву, приведенную в хадисе, обретет обещанное. Мы должны взять за правило научиться уверовать и следовать этому.
Смысл молитвы: «Во имя Аллаха, с именем Которого не навредит ничего на земле и на небе. И Он – Всеслышащий, Всезнающий».
Затем читает молитву, приведенную в следующем хадисе:
Передается от Савбана радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто скажет утром и вечером: «Родийнаа биллаахи роббан, ва бил Ислами дийнан, ва би Мухаммадин Расулан», будет обязанностью для Аллаха удовлетворить его.
Смысл молитвы: «Мы согласились признали Аллаха Господом, Ислам – религией и Мухаммада Посланником».
После совершения фарда предрассветного намаза, сидя на коленях, не говоря ничего другого, десять раз читают следующее:
Передается от Абу Зарра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто, сидя после предрассветного намаза, держа ноги собранными и не говоря ничего другого, десять раз скажет: «Лаа илааха иллаллаху, вахдаху лаа шарийка лаху, лахул мулку ва лахул хамду, йухйи ва йумийту ва хува алаа кулли шайъин кадыр», ему запишутся десять воздаяний, стираются десять грехов, будут возвышены десять его степеней. В тот он будет защищен от всего неприятного, бережен от шайтана. В тот не настигнет его грех, если только не придавал сотоварищей Аллаху».
Передал Тирмизи.
Многие машайихи и прежние уважаемые люди, взяли себе в повседневную, ежедневную обязанность, вирд, задачу. Каждый человек должен следовать этому. Ибо, человеку, который сидя после предрассветного намаза, держа ноги собранными, не начиная говорить мирские слова, читает эту молитву, обещается множество добра:
1. Ему запишутся десять воздаяний.
2. С него стираются десять грехов.
3. Возвышаются десеть его степеней.
4. В тот день он будет защищен от всего неприятного.
5. Будет бережен от шайтана.
6. В тот не настигнет его грех, если только не придавал сотоварищей Аллаху. Если он придал сотоварищей Аллаху, исход будет плачевный.
Затем читается «Саййидул истигфар» (наилучшее прошение прощения):
Передается от Шаддада ибн Авса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Наилучшее прошение прощения, это если ты скажешь:
«Аллахумма! Анта роббии. Лаа илааха илла анта, холактаний. Ва ана абдука, ва ана алаа ахдика ва ваъдика мастатоъту. Аъуузу бика мин шарри маа сонаъту. Абууъу лака би ниъматика алаййя. Ва абууъу лака би занбии, фагфир лии. Фаиннаху лаа йагфируз зунууба иллаа анта».
Кто с уверенностью произнесет это на рассвете, будет из обитателей рая, если в тот день умрет до наступления вечера. Кто с уверенностью произнесет это ночью, будет из обитателей рая, если в тот день умрет до рассвета.
Передали пятеро, кроме Муслима.
Смысл молитвы: «Аллах мой! Ты – Господь мой! Нет божества, кроме Тебя. Сотворил Ты меня, а я – раб Твой. И я на Твоем завете и обещании Тебе, насколько в моих силах. Прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал. Признаю перед Тобой Твои блага на мне. Признаюсь Тебе в своих грехах, прости же меня! Ведь поистине, не простит грехи никто, кроме Тебя!»
Многие великие люди имели привычку выучить наизусть эту молитву, известную как «Наилучший истигфар (прошение прощения)» и всегда читать ее. Нужно выучить ее наизусть и взять себе за правило читать ее всегда.
Затем читают следующую молитву:
Передается от Абдуллаха ибн Абдуррахмана ибн Абзи, он от своего отца:
Каждое утро Посланник Аллаха говорил:
«Асбахнаа алаа фитратил Ислами ва калиматил ихласи ва дийни Набиййинаа Мухаммадин саллаллаху алайхи васаллама ва миллати абийнаа Ибрахийма ханийфан, муслиман ва маа каана минал мушрикийн».
Смысл молитвы: «Пришли мы в утро в фитре (врожденной природе) Ислама, в словах искренности, в религии нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в нации нашего отца Ибрахийма, который был ханифом (не склонным к другим религиям) и не был из многобожников».
Затем читают следующую молитву:
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Аллах мой! Исправь мою религию, которая является основой моего дела. И исправь мой мир, в котором мое проживание. И исправь мою загробную жизнь, в которой мое возвращение. И сделай мне жизнь лучше во всем хорошем. И сделай мне смерть удовольствием от всех зол».
Передается от Талка ибн Хабиба:
К Абу Дардаа пришел человек и сказал: «О Абу Дардаа! Твой дом сгорел».
Тот сказал: «Не сгорел. Не может быть, чтобы Аллах сделал такое, согласно по словам, которые я услышал у Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Кто произнесет их в начале дня, не постигнет его горе до вечера. А кто произнесет их в конце дня, не постигнет его горе до рассвета (утра):
«Аллах мой! Ты – Господь мой. Нет божества, кроме Тебя. На Тебя я положился. И Ты – Господь Трона великого. Что пожелал Аллах, то было, а что не пожелал – сбылось. И нет ни силы, ни мощи, кроме Аллаха, Высшего, Величайшего. Знаю, что поистине, Аллах на всякую вещь Мощен. И что поистине, Аллах охватит объемлет все знанием. Аллах мой! Поистине, я прибегаю к Твоей защите от своего зла и от зла всех животных, Ты – Берущий за его лоб. Поистине, Господь мой на праведном пути!».
Передал Ибн Сунни.
Сунну предрассветного намаза совершают дома, после чего выходят к мечети и по дороге читают следующую молитву:
Передается от Абу Саъийда радияллаху анху:
«Кто, выходя (из дома) на намаз, скажет: «Аллах мой! Поистине, я прошу Тебя ради правом просящих на Тебе, правом этого моего шествия! Я не вышел ни горделивым, ни надменным, ни для показухи, ни для услышания. Я вышел, желая Твоего довольствия, боясь Твоего гнева. Прошу Тебя, чтобы Ты освободил меня от ада и простил мне мои грехи. Поистине, не простит грехи никто, кроме Тебя», поворачивается Аллах к нему лицом, пока он не отворачивается и уполномочивает ему семьдесят тысяч ангелов, чтобы он просили простить его».
Когда мурид заходит в мечеть, читает следующую молитву:
Передается от Абу Хумайда или Абу Усайда радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда один из вас заходит в мечеть, пусть приветствует Пророка саллаллаху алайхи васаллам, а затем скажет: «Аллах мой! Открой для меня двери ворота Твоей милости!». А когда выходит, пусть скажет: «Аллах мой! Поистине, я прошу Тебя из Твоего благоволения».
Передали Муслим, Абу Давуд и Насаи.
Человек, который заходит в мечеть, должен приветствовать Пророка саллаллаху алайхи васаллам словами: «Ассаламу алайка, йаа Расулаллах!».
Также, при входе в мечеть читается молитва: «Аллах мой! Открой мне ворота Твоей милости!».
Человек, выходящий из мечети читает молитву: «Аллах мой! Поистине, я прошу Тебя из Твоего благоволения!».
Затем, садившись как можно вперед, стараясь занять место из первых рядов, ожидают намаз фард, читая Куръан или вышеупомянутые вирды.
После совершения фарда предрассветного намаза читаются зикры и молитвы, читаемые после намаза. Если можно, нужно дожидаться восхода солнца, читая суру «Йаасийн».
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам совершал предрассветный намаз, сидел на месте намаза вплоть до восхода солнца».
Передал Тирмизи.
Теперь мы знаем, насколько большими достоинствами обладает время после предрассветного намаза до восхода солнца.
Это время, когда ангелы соберутся на земле, чтобы сменить друг друга. Собравшиеся ангелы будут свидетелями каждому деянию, совершенному в это время.
В это время распределяется удел. Провождение такого зикром имеет большое значение. Поэтому Пророк саллаллаху алайхи васаллам проводил это время в зикра. Мы также должны взять это за правило.
Передается от Миаза ибн Аниса ал-Джухани радияллаху анху:
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто останется сидеть на месте намаза после предрассветного намаза до совершения намаза зухаа, если не говорил ничего, кроме добра, будут прощены его грехи, даже если их будет больше, чем морская пена».
Передали Абу Давуд и Тирмизи. Слова последнего:
«Кто совершит предрассветный намаз в джамаате, затем до восхода солнца сидит, поминая Аллаха и совершит два ракъата намаза, это будет ему как воздаяние хаджа и умры. Полностью, полностью, полностью».
Намаз, о котором говорится в этом предании, называется «салатуш-шурук» (намаз ишрак). «Шурук» означает восход солнца. Из предыдущих хадисов мы уже знаем, что рассвет является важнейшим моментом, имеющим великие достоинства.
В этом хадисе пропагандируется провести время от предрассветного намаза до восхода солнца упоминанием Всевышнего Аллаха, а также совершение намаза «ишрак».
Как было сказано выше, намаз шурук является первым намазом в начале перед полуденного периода. Совершенно ясно, что в хадисе есть призыв к совершению предрассветного намаза в джамаате.
Чрезвычайно важно следовать этому хадису. Проведение предрассветного времени поклонением Аллаху, его упоминанием является в высшей степени добродетельным занятием, полным всякого достоинства.
В вышеуказанное время у мурида есть четыре задачи: дуа, зикр, чтение Куръана и размышление.
Второй вирд дня:
Время второго вирда – от восхода солнца до перед полуденным временем. Если день длится двенадцать часов, то его четверть будет равна трем часам. Это также является благодатным временем. В это время выполняются две задачи.
Первая задача – совершение намаза зухаа.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто оберегает время зухаа, будут прощены ему его грехи, даже если их столько, сколько морской пены».
Передал Тирмизи.
Как видно, совершение намаза зухаа удостаивается несметным вознаграждениям. Подчеркивается, что этот намаз принесет много воздаяний, благодати, добра, благ и успехов. Время этого намаза длится от восхода солнца до полудня, а наилучшее время – это когда солнца греет землю больше всего. В преданиях говорится, что в намазе зухаа бывает от двух до восьми ракъатов. Значит, исходя из ситуации, условий и возможностей, число ракъатов намаза зухаа колблется варьируется в этом промежутке. У кого мало времени, совершает два ракъата и это считается полноценным намазом зухаа. Если есть возможность, можно совершать больше ракъатов. Главное, совершать этот намаз.
Вторая задача – такие деяния, как посещение больных, участие в намазе джаназа, в научном собрании, удовлетворение потребностей мусульман, связанные с людьми. При отсутствии таких забот, занимаются чтением Куръана и зикром.
Третий вирд дня:
Время этого вирда от времени намаза зухаа до прохождения солнца от зенита. Задачи этого времени заключаются в следующем:
Занимать честным заработком, своей профессией или ремеслом, добыванием хлеба насущного. Посещение рынков. Торговцу следует быть честным и верным, надежным. Ремесленнику следует добросовестно, прилежно трудиться. Но ни в коем случае не забывать Аллаха, не оставлять зикр.
Четвертый вирд дня:
Время этого вирда – от отклонения солнца от зенита до завершения полуденного намаза. Это самое короткое время для вирдов. Мурид повторяет за муаззином слова азана. Затем совершает полуденный намаз со всеми намазами сунны.
Пятый вирд дня:
Период этого вирда – от завершения полуденного намаза до послеполуденного намаза (время между полуденным и послеполуденным намазами). В это время приветствуется заниматься зикром и намазами.
Шестой вирд дня:
Время этого вирда длится от завершения послеполуденного намаза до покраснения солнца. После завершения послеполуденного намаза занимаются четырьмя категориями, изложенными для первого вирда: дуа, зикром, чтением Куръана и размышлением. В это время лучше всего читать Куръан с осмыслением, вникая в суть каждого аята.
Седьмой вирд дня:
Этот период, который длится от покраснения солнца до его заката, является так же благодатным, почетным временем.
Хасан рахматуллахи алайхи говорил: «Вечернее время ценилось больше, чем начало дня».
В это время приветствуется пречищение и истигфар (прошение прощения).
Вирды дня заканчиваются вечерним намазом. Теперь человеку следует проанализировать свое состояние и свою душу (сердце). Действительно, завершился один этап его жизненной пути. Пусть знают, что человеческая жизнь состоит из дней, что с окончанием одного из них закончится и сама жизнь.
Хасан рахматуллахи алайхи говорил: «О человеческое дитя! Ты состоишь из дней. Если прошел день, значит прошла частичка тебя».
Мурид должен обратить внимание, отличился ли сегодняшний день от вчерашнего? Если он провел свой день с добром, пусть благодарит Аллаха за это. Если получилось иначе, то пусть раскается и старается восполнить допущенный недостаток ночью, ибо благие деяния стирают дурные.
Пусть человек благодарит Аллаха, Который дал ему здоровье, дал ему жить, чтобы он успел исправить свои недостатки. Некоторые из наших великих предшественников старался заканчивать день милостыней, стремясь сделать добро как можно больше.
ВИРДЫ НОЧИ
Первый вирд ночи:
От заката солнца до времени ночного намаза. Мурид старается провести время после совершения вечерного намаза до ночного поклонением.
Анас радияллаху анху говорил об аяте «Отчуждаются их бока от лож, молятся к своему Господу со страхом и сильным желанием и расходуют из того, чем Мы их наделили»(сура «Сажда», аят 16): «Этот аят был ниспослан о сподвижниках Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которые совершали намаз между вечерним и ночными намазами».
Второй вирд ночи:
От исчезновения красного зарева заката до времени сна. Мурид старается совершить намаз между азаном и икамой ночного намаза, при этом желательно читать после суры Фатиха суры «Сажда» и «Мулк».
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не ложился спать, не прочитав эти две суры.
В другом хадисе, который передается от ибн Масъуда радияллаху анху говорится: «Кто каждую ночь читает суру «Вакиъа», того не постигнет нищета».
Третий вирд ночи:
Совершение намаза витр перед сном. Но кто взял себе за правило бодрствовать ночью, ему лучше отложить витр на более позднее время.
Передается от Масрука радияллаху анху:
«Я спросил у Аиши радияллаху анха «Когда совершал витр Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам?».
Она сказала «Он совершал витр по-разному: и в начале ночи, и в середине, и в конце». К концу своих дней он совершал намаз витр ближе к рассвету».
Передали пятеро.
После совершения витра три раза говорят: «Субханал маликул куддус».
Четвертый вирд ночи:
Сон. Не зря наши великие предки считали сон вирдом (относили сон к вирдам). Если спать, соблюдая все благонравия, с соответствующим намерением, то такой сон считается поклонением.
Великий сподвижник Муаз радияллаху анху говорил: «Я надеюсь на воздаяние во сне так же, как надеюсь на воздаяние, когда я не сплю».
Одно из благонравий сна – ложиться спать с омовением.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам оказывался в состоянии джунуб (большое осквернение) и желал покушать или спать, совершал омовение, как совершают омовение для намаза».
Передали пятеро.
Абдуллах ибн Амр ибн Асс радияллаху анху говорит: «Во время сна душа будет поднята на небо. Будет велено совершить сажду перед Троном. Если он в состоянии омовения, совершает сажду перед Троном. Если же он не в состоянии омовения, совершает сажду далеко от Трона».
– раскаивание перед сном. Ибо, если человек в состоянии внешнего омовения, то его внутренний мир также должен быть очищенным. Ведь может быть, он умрет, не вставая от этого сна…
– одно из благонравий сна – избавиться от гнева, неприязни к мусульманину, если это у него в душе, избавиться от злых намерений, не решаться совершать грех, когда проснется.
– тем, кому необходимо оставить завещание, следует записать завещание, что также является одним из благонравий сна.
Передается от ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Мусульманину, у которого есть что завещать, нельзя не имеет право залечь (из-за болезни) две ночи подряд, не имея перед собой записанное завещание».
Передали пятеро.
– одно из адабов сна – не спать, пока сон не одолевает человека. Так поступали праведные предшественники.
– лежать, смотря в сторону киблы, на правом боку, читая молитвы, приведенные в хадисах также является одним из благонравий сна.
В хадисе, который передали имам Бухари и Муслим говорится, что перед сном читается молитва:
«С Твоим именем, Господи, положил свой бок и с Тобою подниму его. Если удержишь мою душу, то помилуй ее, а если отпустишь ее, то храни ее тем, чем хранишь Своих рабов праведных».
Имам Бухари передает от Аиши радияллаху анха:
«Каждую ночь, когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам ложился на свой постель, собирал свои ладони, затем дул в них и читал в них «Кул хуваллаху ахад», «Кул аъузу бироббил фалак» и «Кул аъузу бироббин насс», затем поглаживал ими, насколько мог, свое тело, начиная с головы и лица до тыла своего тела. Делал это три раза».
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Есть две особенности или привычки. Если мусульманин бережет их, непременно войдет в рай. Они легки и мало тех, кто следует им. После каждого намаза десять раз произнесет тасбих, десять раз произнесет хвалу Аллаху и десять раз произнесет такбир (Аллаху акбар!). Все это на языке сто пятьдесят, а на весах – тысяча пятьсот.
Когда занимает постель, произнесет тридцать четыре раза такбир, тридцать три раза восхваление и тридцать три раза тасбих (пречищение). Их на языке сто, а на весах тысяча».
«Действительно, я видел, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам считал их руками». Тогда сказали: «О Посланника Аллаха! В чем проявляется то, что их и тех, кто следует им, бывает мало?»
«Шайтан придет к одному из вас во сне и усыпляет его перед тем, как он скажет. Придет в намазе и напоминает ему его состояние перед тем, как он сказал».
Передали авторы «Сунанов».
Мурид старается, чтобы последним словом на его устах перед сном было имя Аллаха (упоминание Аллаха).
Также, когда он просыпается ночью для намаза тахажжуд, старается, чтобы первым его словом был зикр.
Передается от ибн Аббаса радияллаху анху:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам вставал среди ночи, чтобы совершить тахажжуд», говорил: «Аллах мой! Хвала Тебе! Ты – Поддерживающий небес и земли и тех, кто в ней. Хвала Тебе! Тебе (принадлежит) власть небес и земли и тех, в ней. Хвала Тебе! Ты – свет небес и земли и тех, кто в ней. Хвала Тебе! Ты – Истина. Твое обещание – истина. Твое Слово – Истина. Рай – истина. Ад – истина. Пророки наши – истина. Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам – истина. Час – истина. Аллах мой! Я предался Тебе. Я уверовал в Тебя. И на тебя положился. И к Тебе вернулся. С Тобой тягался (спорил с Твоими врагами с доводами, которых Ты дал). Оставил на Твое решение. Прости же мне то, что я предоставил и отложил, то что утаил и то, что объявил. Ты – Продвигающий вперед. Ты – Отодвигающий назад. Нет божества, кроме Тебя. И нет силы и мощи, кроме Аллаха»
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Проснувшись для тахажжуда, читает в нем последние десять аятов суры «Али Имран».
Известно, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал, встав ночью на тахажжуд, десять аятов из суры «Али Имран», которая начинается со слов: «Поистине, в сотворении небес и земли, и смене ночи и дня – действительно знамения для обладающих разумом»
Мы будем следовать Пророку саллаллаху алайхи васаллам, если будем читать эти аяты, когда встанем на намаз тахажжуд.
Намаз тахажжуд начинают легким двухракъатным намазом.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Когда один из вас встает среди ночи, пусть совершить намаз тахажжуд в два легких ракъата».
Передали Муслим, Абу Давуд и Ахмад.
Затем продолжают совершать намаз тахажжуд по два-по два ракъата. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершал его до восьми ракъатов. Мурид будет исходить от своего состояния.
Пятый вирд ночи:
Последняя шестая часть ночи. Она называется предрассветное время. Это время для произношения истигфара (прошения прощения).
Всевышний Аллах говорит в суре «Зарийат»:
«И ранними утрами они молили о прощении» (аят 18).
Просить прощения своих грехов, проснувшись перед рассветом, является делом, обладающим величайшим достоинством. Все, кто следовал этому, удостаиваются благодати и большим вознаграждениям, степеням и уровням.
В одном из хадисов Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Поистине, каждый день, когда останется треть ночи, Всевышний Аллах спускается на небо над землей и до утра будет говорить: «Есть ли кающиеся? Приму его раскаивание. Есть ли просящие прощение? Прощаю его грехи. Есть ли просящие? Дам все, что просят».
Поэтому необходимо вставать как можно рано, перед рассветом и поклоняться, просить прощения.
Однажды Тавус рахматуллахи алайхи ранним утром, перед рассветом пришел к одному человеку. Ему сказали, что он спит. Тогда тот сказал: «Я думал, что никто не спит перед рассветом».
БОДРСТВОВАНИЕ НОЧЬЮ
Бодрствование ночью, проводя ее в поклонении называется «Кыямул лайл». Это также считается делом, полным достоинства. Тех, кто бодрствует ночью в поклонениях, совершая кыямул лайл, восхваляют и Всевышний Аллах, и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Всевышний Аллах говорит в суре «Сажда»:
«Отчуждаются их бока от лож» (аят 16).
Богобоязненные мусульмане поклоняются Аллаху, бодрствуя по ночам, покидая теплые постели.
Совершение намаза, просыпаясь среди ночи, имеет очень много достоинств. Это дело великих людей, достигших высших степеней. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сам совершал это и призывал свою умму к этому.
Передается от Абу Умамы радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам: «Вам следует бодрствовать ночью, ибо это добродетель праведных, живших до вас. Это приближение к вашему Господу, искупление дурных деяний, воспрепятствование грехам»
В другом предании:
«Изгнание недугов из тела».
Передали Тирмизи, Ахмад и ал-Хаким.
Хасан Басри рахматуллахи алайхи говорил: «Я не видел среди поклонений такого сильного, как намаз среди ночи».
Когда у него спросили: «Почему у тех, кто совершает намаз тахажжуд, самые красивые лица среди людей?», он ответил: «Потому что они оставались наедине с Милостивым и Он облачил их Своим светом».
ФАКТОРЫ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ БОДРСТВОВАНИЕ
Если не учесть облегчающие (смягчающие) факторы, кыямул лайл – это весьма трудное занятие. Облегчающие факторы разделяются на видимые и скрытые.
Видимые факторы:
– не допускать переедания. Великие люди говорили: «О муриды! Кушайте мало. Иначе будете пить и спать больше, многое упускаете».
– не утомлять себя днем тяжелым трудом.
– поспать днем, чтобы легче было бодрствовать ночью.
– отдаляться от грехов. Суфян Саври говорил: «Из-за одного лишь греха я лишился бодрствования ночью на пять месяцев».
Скрытые факторы:
– Любовь к Всевышнему Аллаху. Если мурид твердо верит, что будет общаться со своим Господом в бодрствовании ночью, предстанет перед Ним, оно дается ему легче.
Абу Сулайман рахматуллахи алайхи говорил: «Бодрствующие ночью получают гораздо больше удовольствия, чем удовольствие развлекающихся. Если не было ночи, я не хотел бы остаться в этом мире».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
Каждый день, когда пройдет первая треть ночи, Аллах снизойдет до небосклона этого мира и говорит: «Я – Царь. Есть тот, который молится Мне? Я внемлю его мольбе. Есть тот, который просит Меня? Я одарю его. Есть тот, который просит у Меня прощения? Я прощаю ему». Это будет продолжаться до рассвета.
Передали Муслим и Тирмизи. Слова Муслима:
«Поистине, среди ночи есть час. Если мусульманин, прося у Аллаха добра в мирских делах и в загробной жизни, совпадет с этим часом, (Аллах) непременно даст ему это. Так бывает каждый день».
– знать достоинства ночного бодрствования.
– быть благосклонным в душе к мусульманам, избавиться от нововведений и ереси, не увлекаться чрезмерно мирской жизнью.
Степеней "кыямул-лайл" несколько:
1. Бодрствовать всю ночь напролет.
Так делала группа праведных предшественников.
2. Бодрствовать половину ночи.
Это также передано от группы праведных предшественников. При этом желательно спать в первой трети и последней шестой части ночи.
3. Бодрствование трети ночи.
Это бодрствование Давуда алайхиссалам. При этом спят в первой половине и последней шестой части ночи.
Передается от Абдуллаха ибн Амра радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Любимее всего Аллаху намаз Давуда алайхиссалам. Любимее всего Аллаху пост Давуда алайхиссалам. Он спал половину ночи, бодрствовал треть ночи и спал в шестой части ночи. Он постился и разговлялся через день».
Передали трое.
Лучше спать в конце ночи. Тогда исчезнет признаки сонливости, лицо не желтеет.
4. Бодрствовать шестую или пятую ночи.
Сказано, что такое бодрствование лучше делать в последней половине ночи.
5. Бодрствование, не соблюдая измерения времени.
Это весьма трудный способ. Он осуществляется двумя путями.
Первое – бодрствовать в начале ночи, пока сон не начнет одолевать и только потом спать. Затем просыпаться, бодрствовать до наступления следующей дремоты. Конечно, это не легко. Но некоторые предки делали так.
Заххак рахматуллахи алайхи говорил: «Я видел людей, которые стыдились Всевышнего Аллаха долго спать ночью».
Второе – поспать в начале ночи и бодрствовать остальную часть.
6. Бодрствовать столько, сколько достаточно для совершения двух или четырех ракъатного намаза.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если муж разбудит свою семью среди ночи и они совершат вдвоем два ракъата намаза, будут записаны в числе поминающих»
Передал Абу Давуд.
Талха ибн Масриф рахматуллахи алайхи велел свою семью к бодрствованию ночью и говорил: «Совершайте два ракъата намаза. Ночной намаз смывает грехи».
Мы упомянули некоторые пути распределения ночи, которых придерживались праведные предшественники. Желательно, чтобы мурид выбрал среди них подходящее для себя. Но если ему трудно просыпаться среди ночи, он должен хотя бы совершать дополнительные намазы между вечерним и ночным намазами, а также перед рассветом.
Те, кому ночью трудно удержаться в состоянии омовения и совершать намаз, могут сидеть, направляясь в сторону киблы и совершать зикр, читать молитвы в пределах своих возможностей. Если им трудно сидеть, можно лежать и на боку.
Человек, имеющий повседневные задачи, выполняемые ночью, при пропущении должен их возместить после намаза зухаа (если проспал ночные вирды).
Передается от Умара ибн Хаттаба радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто проспал свою задачу или ее часть, а потом прочитал ее между предрассветным и полуденным намазом, запишется ему, как будто он прочитал их ночью».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Человек, который взял за правило бодрствовать ночью, ни в коем случае не должен прекратить это.
Из книги "Духовное воспитание"
Какие они существа, джинны? (11)...
Какие они существа, джинны? (12)...
Бывшая монахиня Мерседита де Вера...
Согласно последней статистике, в Бразилии...
Под таким девизом проходит в...
Мы продолжаем публиковать статьи из...