Пятница Рабиъус сони 7 1446 | Пятница октября 11 2024

 

Кто придумал мавлид?

О том, кто именно стал первым инициатором празднования мавлида точных сведений нет. Можно предположить, что этот обряд изначально не возникал как празднующееся в массовом порядке мероприятие. Вначале отдельные люди в своем, несколько узком кругу в месяце мавлид стремились радостно отметить день рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, уделяя этому дню особое внимание и стараясь в этот день как можно больше поминать Пророка саллаллаху алайхи васаллам. В результате позитивного воздействия таких мероприятий на большинство людей, постепенно это мероприятие стало популярным. Еще позднее это деяние получило всеобщее признание и получило окрас праздника, отмечающегося на общегосударственном уровне. Как утверждает учитель Аббас Джарари из Магриба, проведение обрядов мавлида, пусть даже в узких кругах, существовало во времена аббасидских халифов. Халифы в день мавлида раздавали подарки и тем самым выказывали свою радость. Также обычай отмечать мавлид наблюдался и у алавитов. Как констатирует андалузский путешественник Ибн Джубайр, в Благородной Мекке в 579 году хиджры,  в понедельник Рабиул аввала дом, где родился Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, оставляли открытым, чтобы люди могли посетить его. Посетители все разом заходили в дом и осматривали его.

Абу Аббас Азафи (ум. В 633 г.х.) в своем посвященном мавлиду произведении «Ад Дуррул муназзам фии мавлиди ан Набиййил муъаззам» упоминает, что в те времена в Благородной Мекке день Мавлида официально считался праздничным днем. Посредство этого произведения, автор призывает отмечать мавлид и высказал несколько мнений по поводу необходимости этого мероприятия в ту эпоху.  В частности он отмечал, что многие из мусульман в Андалусии ведомо неведомо принимают участие в христианских праздниках, что наносит ущерб их вероубеждению, и посему требуется, пусть это будет даже посредством деяния мубах, предотвратить такую опасность.

Согласно сведениям многих историков, в том числе и Джалалуддина Суюти, первым, кто начал отмечать мавлид в торжественном, массовом и регулярном порядке, был правитель города Арбил (расположен на севере нынешнего Ирака) из айюбидов Абу Саъид Музаффаруддин Кукбори ибн Зайниддин Алий ибн Бектегин (ум. В 630 г.х.)

Известно, что в средние века хиджры в исламском мире деятельность улемов тасаввуфа заметно усилилась. В организации собраний мавлида также важное место занимали в основном представители тасаввуфа. Упомянутый правитель ― Музаффаруддин тоже был из поклонников приверженцев тасаввуфа и даже последователем сулука, был одним из активных членов так называемых кругов (групп) зикра. И вообще, в силу того, что ученые тасаввуфа больше обращали внимание на внутренний (батин) фикх, были примером для всех в выражении своей любви Аллаху и Его Посланнику саллаллаху алайхи васаллам, ввиду того, что они обладали чрезвычайно чутким, страстным сердцем,  они придавали обрядам мавлида особое значение. То обстоятельство, что в месяц мавлида усилия своих кругов зикра они направляли на как можно большее вознесение салаватов Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, на более глубокое изучение его сийры, на большее восхваление его личности также стало резоном для празднования ими мавлида.

Обобщая, следует сказать, что обряд мавлид не является неким увеселительным мероприятием, придуманным со стороны неких неучей, а внедрен со стороны ученых, праведных и богобоязненных мужей, чьи сердца переполнены безмерной любовью к личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Да, верно, мавлиду придавали значение также и шииты, алавиты, но этот обряд был внедрен не только ими. Напротив, большинство улемов Ахлус сунна вал джамаа считали его допустимым, мустахаб деянием, и они проявляли самоотверженность для проведения мавлидов. 
Мавлид, по сути, не возникал как празднование дня рождения. Толчком в его появлении стали возможность для влюбленных в Пророка саллаллаху алайхи васаллам сердец как можно больше поминать его в эти дни, обретение чувства радости от вспоминания о его рождении, олицетворение в их представлениях самой радости от его появления на свет, чувство тоски по нему. Это, в сущности, есть отражение человеческой природы. Например, человек особо вспоминает о знаменательных днях, связанных с умершими близкими ему людьми ― родителями, детьми и другими родственниками. В такие дни, в частности в дни их рождения или смерти, он особенно предается воспоминаниям о них, вспоминает их добрые деяния, на мгновение вновь чувствует себя вместе с ними. Вспоминает о самых радостных моментах, проведенных с ними, рассматривается оставшиеся после них памятные предметы, созерцает их, тем самым, пусть даже и частично, удовлетворяя свою тоску по ним. Это обычно для человека, это его естественная потребность. Называть это бидъой было бы совершенно неправильно. Когда вы знакомитесь с собраниями мавлида, с проводящими эти обряды людьми, когда вы читаете произведения, посвященные мавлиду, во всех них вы также ощутите такой же высокое настроение. Именно по этой причине в праздновании обрядов мавлида особую самоотверженность больше всех проявляли люди чрезвычайно страстные и усердные, чуткие сердцем личности, шейхи тасаввуфа.

У каждого события есть свой сезон. К примеру, мусульмане читают и изучают Куръан всегда, постоянно. Но в Рамадане ― в месяц, когда был ниспослан Куръан, они почитают Куръан по-особому, в эту пору они предаются Куръану как никогда. Это не означает, что в другие месяцы можно не уделять внимания Куръану. Напротив, это означает, что в данном месяце осуществляется мероприятие по сбору всего годового запаса по Куръану. Таким образом, мусульмане каждый год обновляют свои знания, любовь, обеты и интересы к Куръану. Сие дело внедрилось Самим Всевышним. Месяц мавлида является точно таким же сезоном, сезоном изучения сийры. Наверное, никто не станет возражать, что самым подходящим и достойным для этого периодом является именно месяц мавлида. Это мероприятие было внедрено с таким же значением, как те наши привычные периодические месячные общественные компании, которых мы называем месячниками: «Месячник пожарной безопасности», «Месячник дорожно-транспортной безопасности».

Следует отметить, что мавлиды проводились не в подражание представителям других религий, как думают некоторые люди, а в противопоставление им. Мавлид был внедрен с целью защиты и ограждения нравственности и склонностей мусульманской молодежи от влияния праздников других религий.  К тому же, такого рода мероприятия не могут исходить только от подражания, а появляется в силу толчка внутренних чувств. В частности, внедрившие подразумеваемый нами мавлид люди были великими выдающимися учеными, богобоязненными добродетелями. Это те люди, кто стоит на самой отдаленности от подражания другим.

Наряду с этим, они внедрили мавлид не как деяние, выполнение которого требуется по шариату и подкрепленное определенным аятом или хадисом, а как мероприятие, относительно которого шариат умалчивает, то есть не повелевает совершать его или не отвращает от него. К тому же, доводы противников мавлида они отвергли категоричными аргументами, которые подкрепляют допустимость, и даже рекомендуемость этого мероприятия. Не считая малочисленную группу улемов, преобладающее большинство ученых всегда считали мавлид допустимым, рекомендуемым и воздаваемым деянием. Об этом написано множество произведений. Великие ученые, считавшиеся хафизами своей эпохи, написали отдельные мавлид-произведения, читаемые на мероприятиях. Они проявляли усердие, чтобы упорядочить обряды мавлида, чтобы мероприятия проводились без примеси посторонних, непутевых обычаев. Об этом мы еще поговорим в отдельности, когда речь пойдет о произведениях, читаемых на мавлидах.

(продолжение следует)

Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид
Рабиул аввал, 1435 год хиджры

Перевел Абу Шокир

 

 

 

 

 

Самое читаемое

Федерация исламских организаций...

Брюссель. – Председатель Федерации исламских...

Истина о гадании...

О колдовстве (1) Среди людей...

Истина о гадании...

О СУЩНОСТИ КОЛДОВСТВА Несмотря на...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (6)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (8)...

Истина о гадании...

Какие они существа, джинны? (9)...