Вопрос (1334):
Ассаламу алайкум! Один вопрос прилек мое внимание, хотя об этом сказано много. Оказывается, сбривать бороду (с помощью бритвы) считается харамом. Людей же открыто совершающих деяния харам называют фасиками (нечестивцами). Совершать намаз за фасиком нельзя, то есть он не достоин быть имамом. Выходит, тот, кто сбривает бороду не имеет права быть имамом?
Ответ:
Бисмиллахир Рахманир Рахим
Ва алайкум ассалам!
لِأَبِي دَاوُدَ وَالدَّارَقُطْنِيِّ: الصَّلَاةُ الْمَكْتُوبَةُ وَاجِبَةٌ خَلْفَ كُلِّ مُسْلِمٍ بَرًّا كَانَ أَوْ فَاجِرًا وَإِنْ عَمِلَ الْكَبَائِرَ
В ривайате, который приводят Абу Давуд и Дара Кутни, сказано:
«Совершать фард-намаз за каждым мусульманином — будь он хороший или фаджир (распутный), и даже если совершает большие грехи, — является ваджибом (обязательным).
Пояснение: Из этого не следует, что имамом может стать каждый. Как мы уже рассматривали в хадисах выше, быть имамами достойны только обладающие самыми высокими качествами мусульмане. Тот, кто сознательно попытается сделать имамом недостойного человека, становится грешником. Когда недостойный человек используя разные пути сам попытается стать имамом, то это тоже грех.
Тот, кто становится имамом, должен обладать такими качествами, как искренность (ихлас), богобоязненность, обладание знаниями, справедливость и другие благие качества. Это мы изучили выше.
Ситуация, которую мы изучаем в этом ривайате, относится к случаям, когда кто-то становление имамом по стечению обстоятельств и помимо воли мусульман считает для себя подобающим, а если прозвучат возражения против них, то может возникнуть фитна (смута) среди мусульман, что может принести вред.
По этой самой причине ученые, комментировавшие этот ривайат, упоминали, что в прошлом даже почтительные, праведные люди совершали намаз за нечестивыми, несправедливыми правителями.
Имам Бухари приводил ривайат о том, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анху совершал намаз за Хаджжаджом ибн Юсуфом ас-Сакафи. Хаджжадж ибн Юсуф ас-Сакафи знаменит как Хаджжадж Залим (тиран). Всегда к его имени прибавляется качество тирана-угнетателя. Такой великий сахаби, как Абдуллах ибн Умар радияллаху анху, совершал намаз за ним ради предотвращения фитны.
Также, из великих сподвижников Абу Саъид Худри радияллаху анху совершал намаз за Марваном ибн Хакимом.
Имамсво таких людей не приемлемо. Но если вдруг они станут имамами, дозволяется совершать за ними намаз. Их намазы за такими людьми принимается. Грехи же тех, кто стали имамом, будут им самим.
Пусть, Аллах всегда одяряет мусульман достойными имамами. (Из книги «Хадисы и жизнь»). Валлаху аълам.
Коллегия «Спросите людей зикра»
Какие они существа, джинны? (6)...
Самый ранний текст священной книги...
О колдовстве (1) Среди людей...
КАКИЕ ОНИ СУЩЕСТВА, ДЖИННЫ? (2)...
Какие они существа, джинны? (4)...
Идеи умеренности и срединности, заложенные...