Пятница Зул хиджжа 2 1446 | Пятница мая 30 2025

[аяты 273-274]

В следующем аяте особо отмечаются некоторые из тех категорий людей, которые имеют право на получение садаки:

273. [Милостыни] беднякам, которые задержаны на пути Аллаха, — не могут двигаться по земле; невежда считает их богатыми из-за [их] воздержанности. Узнаешь их по их облику: не просят у людей назойливо. И то, что расходуете из добра, то, поистине, Аллах — об этом Знающий.

Люди из категории, упоминаемой в настоящем священном аяте, представляют собой тех, кто посвятил себя усердствованию на пути Аллаха. Они живут, усмирив свои нафсы, только ради усердствования, и потому у них нет возможности даже зарабатывать себе на жизнь. В то же время, будучи весьма целомудренными и стыдливыми, они скрывают свою нужду. Человек, который не знает истинного положения, видя их с внешней стороны, думает, что они богачи.

«[Милостыни] беднякам, которые задержаны на пути Аллаха, — не могут двигаться по земле; невежда считает их богатыми из-за [их] воздержанности».

Расходовать нафаку нужно именно на них. Как же мы найдем их, если они скрывают свое истинное положение, не выпрашивают у людей назойливо милостыню?

«Узнаешь их по их облику…»

Сообразительные, рассудительные люди узнают этих бедняков, даже если они не выказывают свою нужду и потому кажутся в глазах людей богатыми. Уже одно то, что они ведут себя целомудренно, застенчиво, побуждает делать им пожертвования тайным образом. Нельзя оскорблять чувства этих людей, предлагая им нафаку. Раз уж расходование делается ради Аллаха, то лучше, если оно будет сделано скрытным образом.

«И то, что расходуете из добра, то, поистине, Аллах — об этом Знающий».

И саваб — награду за это Он воздаст Сам, будучи Знающим об этом. Поэтому нет нужды делать садаку напоказ всем, умножая количество свидетелей. Делайте свою садаку с искренним намерением, обращаясь к лику Всевышнего Аллаха, а дальше Всевышний Аллах Сам знает.

Ибо:

274. Те, которые расходуют свое имущество ночью и днем, тайно и явно, то им — их вознаграждение у их Господа. И нет страха на них, и они не опечалятся.

Под словами «ночью и днем» подразумевается «все время»; а в выражении «свое имущество» есть указание на все виды имущества и на тех, кто совершает все типы благотворительности.

«Те, которые расходуют свое имущество ночью и днем, тайно и явно, то им — их вознаграждение у их Господа. И нет страха на них, и они не опечалятся».

Здесь следует заверение, что их награда находится на самом высшем месте — при их Господе. А раз так, то правоверные мусульмане должны стараться быть в числе людей, которые описаны выше. Потому что «нет страха на них, и они не опечалятся».

Да, для таких людей в вечной жизни нет страха и они не будут опечалены делами, что совершили в этом мире.

Ислам обеспечивает каждого работоспособного человека возможностью зарабатывать честным трудом. Но жизнь человека не всегда протекает одинаково, по разным чрезвычайным обстоятельствам, в результате непредвиденных событий, некоторые люди попадают в неприятное экономическое положение. Подобные ситуации разрешаются посредством садаки, благотворительностью. С состоятельных, богатых людей в рамках предписанного фарда взимается определенное количество имущества в виде закáта и раздается тем, кто имеет на это право по своей нужде.

Затем все люди, обладающие возможностью, призываются делать добровольную садаку.

Наряду с этим, нуждающиеся тоже призываются не выходить за рамки приличия, не просить у людей милостыню назойливым образом, как о том говорилось в вышеприведенном аяте, и быть целомудренными и нетребовательными.

В хадисе, переданном имамом Бухари рахматуллахи алайхи, Абу Хурайра радияллаху анху говорит: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Мискин — это не тот, кто возвращается, получив один-два финика или кусок пищи, а тот мискин, кто является целомудренным. Если хотите, прочитайте аят “Не просят у людей назойливо…”».

В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом рахматуллахи алайхи, Пророк алайхиссалату вассалам сказал:

— Кто, имея у себя достаточно средств, станет просить у людей, в Судный день его прошение милостыни придет сдиранием [плоти] на его лице.

Люди сказали:

— О Посланник Аллаха, а достаточно средств — это сколько?

Он саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Пятьдесят дирхамов».

Исходя из этого, было вынесено положение, что для человека, имеющего достаточно средств, прошение милостыни является харамом.

После ниспослания аятов о садаке, начинается разговор о еще одном, противоположном садаке, виде имущественных взаимоотношений, а именно речь пойдет о риба (ростовщичестве).

 

Риба состоит из наживы за счет труда нуждающихся, когда, воспользовавшись их безвыходным положением, получают корыстную прибыль. Например, человек попал в бедственное положение. Не имея уже средств на ведение дел, обеспечение семьи и пропитание детей, он идет с просьбой к состоятельному человеку. Тот, вместо того чтобы дать ему милостыню или хороший заем, заключает с ним ростовщическую сделку. То есть, говорит: «Я дам тебе определенную сумму денег на определенный срок, ты же вернешь эти деньги, умножив на столько-то процентов». А если заемщик не успеет вернуть в назначенный срок, то сверху еще добавится дополнительный процент и так далее. Таким образом, одна категория людей пользуется бедственным положением других для наживания богатства без труда. В обществе, где есть риба, несправедливость и экономический зулм достигают своего апогея. В результате все имущество оказывается в руках группы ростовщиков, а общество становится вынужденным жить по их прихоти.

 

 

 

Самое читаемое

Истина о гадании...

О гадании и прорицании (3)...

Истина о гадании...

Какие они существа, Джинны? Правоверные...

Большие камни

История, с которой мы хотим...

Обрел вечное счастье...

Это случилось в наши дни,...

Американский профессор принял...

Интерес американского преподавателя канадского университета...

Даниил: Подарив мне...

Израильский мусульманин Даниил Родовский заявил...

Топ рейтинг www.uz
a