Вторник Раби-уль-авваль 13 1446 | Вторник сентября 17 2024

[аяты 54-55]

 

В следующих аятах повествуется конец истории, имевшей место между Ийсой алайхиссалам и сынами Исраила.

54. И строили [они] козни, и Аллах строил козни, а Аллах — наилучший из «строящих козни».

Как известно, макр — «козни», «коварство» — скверное качество и его нельзя отнести к имени Всевышнего Аллаха. Однако среди правил арабского языка существует правило, называемое мушакала. Лексическое значение слова «мушáкала» — «быть похожим по форме». А в правилах балагат (искусство красноречия) мушакалой называется использование одних и тех же слов в разных значениях. Слово макр (то есть козни, ухищрения, коварство, уловка) подразумевает также и изыскивание способов, устраивание дел и принятие мер.

Сыны Исраила устроили козни — применили ухищрение, а Всевышний Аллах принял меры против их ухищрения. Здесь для описания действия, схожего по форме с коварством, проявляемым сынами Исраила, Всевышний Аллах, в соответствии с мушакала, вместо выражения «принимать меры» также использует слово «макр». В этом выражается также и нюанс осмеяния козней иудеев.

Желая распять Ийсу алайхиссалам на кресте и убить его, сыны Исраила применили все козни, на которые были способны. А Аллах пожелал спасти его и поднять на небеса к Себе. Свершился замысел Аллаха. А козни коварных иудеев не прошли.

55. Вот сказал Аллах: «О Ийса! Поистине, Я — Упокоивающий тебя, и Возносящий тебя к Себе, и Очищающий тебя от тех, которые проявили неверие, и Делающий тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые проявили неверие, до Дня воскресения. Потом ко Мне возвращение ваше, и рассужу между вами в том, в чем вы разногласили.

Многие муфассиры отмечали, что слово мутаваффа («упокоивающий») в аяте имеет значение «усыпляющий». Наряду с этим они привели из других аятов Священного Куръана, хадисов и правил арабского языка доказательства тому, что слово мутаваффа используется в значении «усыплять». К примеру, Всевышний Аллах в суре «Анъам», где поясняется суть человеческого сна, сказал: «Он — Тот, Который “упокоивает” вас ночью»[1]. Когда Пророк Мухаммад алайхиссалату вассалам просыпался, он произносил: «Да будут восхваления Аллаху, оживившему нас после умерщвления». В арабском языке слово вафат — мутаваффа обозначает «изымание, извлечение чего-либо полностью, без остатка».

«Вот сказал Аллах: «О Ийса! Поистине, Я — Упокоивающий тебя, и Возносящий тебя к Себе».

Приверженцы убежденческого мазхаба Ахлус сунна вал джамаа на основе достоверных источников твердо верят в то, что Ийса алайхиссалам не умер, что Аллах вознес его к Себе и он спустится обратно накануне наступления Судного дня. Эта тема будет еще изучена отдельно.

Однако никто, помимо Самого Аллаха, не ведает, каким образом Аллах упокоил его и как вознес к Себе. Этот вопрос остается открытым и относится к сокровенным вопросам муташабих[2] , к которым рабы Аллаха не имеют отношения, то есть не причастны. К тому же не было и повеления установить истину в этом вопросе.

«…[Я] Очищающий тебя от тех, которые проявили неверие».

Я избавлю, спасу тебя от их зла.

Всевышний Аллах обещает: «[Я] Делающий тех, которые последовали за тобой, выше тех, которые проявили неверие, до Дня воскресения».

Под теми, «которые последовали за» Ийсой алайхиссалам, понимаются последователи верной религии, ниспосланной Аллахом. Христиане, которые до нынешнего времени говорят, что исповедуют религию Ийсы, не являются его истинными последователями. Они и их потомки исказили пришедшую Ийсе алайхиссалам религию. А верная религия у Аллаха  это Ислам.

Следовательно, мусульмане считаются истинными последователями Ийсы алайхиссалам. И это обещание о последователях также подходит к ним.

«Потом ко Мне возвращение ваше, и рассужу между вами в том, в чем вы разногласили».

В Судный день все возвратятся к Аллаху. В этом нет сомнения. Также очевидно и то, что каждый получит наказание или награду в соответствии со своими деяниями.

Аллах Сам вынесет решение в вопросах, по которым в этом мире стороны разошлись во мнениях и которые остались нерешенными.

 

 



[1] Сура «Анъам», аят 60.

[2] Муташабих — досл. означает «схожий, трудноотличимый (один) от другого, многозначный»; обычно применяется к вопросам, рассматриваемым аятами Куръана, смысл которых неоднозначен и не вполне ясен.

 

 

 

Самое читаемое

Ислам в Бразилии

Согласно последней статистике, в Бразилии...

Голландка в прямом...

Выступая по мусульманскому радио Нидерландов,...

Письмо от Наталии

На наш сайт поступило письмо...

Как собирался Куръан

При жизни нашего Пророка Мухаммада...

Начало ниспосылания Куръана

Мы продолжаем публикацию цикл статей,...

Некоторые знаменательные события...

Среди народа бытуют необоснованные поверья,...