[аяты 169-171]
В следующих аятах Всевышний Аллах подбадривает Своих правоверных рабов, уберегая их от наветов неверных и мунафиков, упоминает о том, что мученики и оставшиеся в живых будут удостоены у Него больших степеней и положений.
169. И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом],
170. Радующиеся тому, что дал им Аллах из Своего благоволения, и благовестят тем, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что нет страха над ними и они не будут печалиться.
171. Благовестят благами от Аллаха и благоволением [от Него], и тем, что, поистине, Аллах не даст пропасть зря вознаграждению верующих.
Эти аяты представляют собой описание статусов тех, кто погиб, усердствуя на пути Аллаха. Повеление «не считать их мертвыми» является извещением о том, что они живы и получают удел у своего Господа.
“И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом]”.
Стало быть, таким должно быть представление о шахидах — мучениках. В соответствии со свидетельством следующего аята, они радуются: «тому, что дал им Аллах из Своего благоволения».
В то же время, эти наилучшие люди не думают только о себе, а мечтают, чтобы оставшиеся позади них собратья также достигли великих степеней, которых удостоились они сами. Поэтому сообщают им благую весть о степени, которая будет дарована усердствовавшим на пути Аллаха. Потому что мученики тоже живы и их связь с их собратьями не оборвана.
«…и благовестят тем, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними», то есть, радуют своих собратьев, которые продолжают джихад на пути Аллаха и еще не присоединились к ним, став мучениками, благой вестью о том:
«…что нет страха над ними и они не будут печалиться».
В этом есть побуждение, поощрение, призыв к большему проявлению усердия и рвения на пути Аллаха. Этот же смысл находит свое развитие и в следующем аяте:
«Благовестят благами от Аллаха и благоволением [от Него], и тем, что, поистине, Аллах не даст пропасть зря вознаграждению верующих».
Под «благами от Аллаха» понимаются все, что даровано им в соответствии с их поклонением и повиновением. А «благоволение» — это то, что Всевышний Аллах даровал им вдобавок от Себя.
«…и тем, что, поистине, Аллах не даст пропасть зря вознаграждению верующих».
То есть Аллах может дать больше, но ни в коей мере не уменьшает совершенные деяния.
Будет еще лучше, если для понимания значений, выраженных этими известиями, мы обратимся к благородным хадисам, к связанным с этой темой повествованиям.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху, Пророк Мухаммад алайхиссалату вассалам сказал:
«Когда ваши братья были взяты на прицел при Ухуде, Аллах поместил их души внутрь зеленых птиц. Они отправляются к рекам рая, вкушают из его плодов. Отправляются к золотым канделябрам под сенью Арша. После того, как они узнали о своей прекрасной пище, питье и жизни, сказали: «Вот если бы наши братья тоже узнали о том, что даровал нам Всевышний Аллах, они бы не проявляли слабости в усердствовании на поле священной битвы и не боялись сражения». Тогда Всевышний Аллах сказал: «Я Сам донесу это от вашего имени» и ниспослал аяты: «И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом], радующиеся тому, что дал им Аллах из Своего благоволения, и благовестят тем, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что нет страха над ними и они не будут печалиться».
В хадисе, переданном имамом Муслимом, Масрук говорит:
«Когда мы спросили Абдуллаха об аяте: “И не считай тех, которые убиты на пути Аллаха, мертвыми. Напротив, живые (они), у своего Господа наделяются [уделом]”, он сказал: “Когда и мы спросили об этом Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он пояснил:
— Их души находятся внутри зеленых птиц. У них есть канделябры, висящие под Аршем. Отправляются в любое место рая. Затем возвращаются к этим канделябрам. Их Господь, обращаясь к ним, говорит: “Хотите ли вы еще чего-нибудь?” Они говорят: “Мы же отправляемся в любое место рая, чего же нам еще желать?” Это повторяется три раза, но увидев, что вопрос продолжает задаваться, говорят: “О наш Господь, просим вернуть наши души в наши тела чтобы мы вновь смогли быть убитыми на Твоем пути”».
И по той причине, что в Исламе именно таким образом объяснялась степень мученичества, это чувство прочно укрепилось в сердцах мусульман. Люди стали выходить на священные сражения в надежде стать мучениками. И в действительности они проявили примеры верности, бесстрашия перед смертью и мученичества, что вписалось на страницы истории золотыми буквами.
Среди народа бытуют необоснованные поверья,...
Астрологи лгали всегда (1) Когда...
По случаю окончания священного месяца...
Ассаламу алайкум ва рахматуллахи ва...
Мы продолжаем публикацию цикл статей,...
Сегодня мы поговорим о достоинствах...