[аяты 172-173]
В следующих аятах приводится описание особенностей правоверных, излагаются их качества и привязанность ко Всевышнему Аллаху:
172. [Они —] те, которые откликнулись Аллаху и Посланнику после того, как они получили ранение. Тем из них, которые благодетельствовали и были богобоязненны — великое вознаграждение!
Стало быть, еще одно, заслуживающее похвалы качество правоверных, чьей награде Аллах не даст пропасть, это то, что они «откликнулись Аллаху и Посланнику после того, как постигло их ранение», то есть если они снова будут призваны к сражению на пути Аллаха, то не посчитают за трудность и, повинуясь, выйдут снова, несмотря на то, что получили увечья, устали, были ранены и испытывают трудности.
Это событие произошло на следующий день после битвы при Ухуде. После того как битва закончилась, многобожники, возвращаясь в свои края, сделали привал в месте, называемом Хамраул Асад. Стали сожалеть, что не до конца разгромили мусульман в сражении и решили вернуться назад, чтобы окончательно уничтожить их. Когда весть об этом достигла Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он призвал мусульман отправиться вслед за врагом и продемонстрировать ему силу и мощь, величие и великолепие. На этот призыв мусульмане ответили словами повиновения. Даже те, кто не вышел в первый день, тоже захотели выступить. Но Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не разрешил им. Он сказал, что пойдут только вышедшие в первый день. Несмотря на вчерашнее тяжелое бедствие, усталость и полученные раны, мусульмане с искренним сердцем собрались на битву. Упоминание об этом записано на страницах божественной Книги — Священного Куръана и теперь будет читаться в ибадатах вплоть до Судного дня. И действительно, это дело заслуживает высочайшей похвалы и восхищения.
«Тем из них, которые благодетельствовали и были богобоязненны — великое вознаграждение!»
Мухаммад ибн Исхак передает от своего собрата из племени Бани Ашхам, участвовавшего в битве при Ухуде:
«Я и мой старший брат участвовали вместе с Посланником Аллаха алайхиссалам в битве при Ухуде. Мы оба получили ранения. Когда глашатаи Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам позвали людей выступить для преследования врага, мы сказали друг другу: “Неужели сражение с участием Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пройдет без нас?” Но у нас не было даже верхового животного, мы были тяжело ранены. Мы вышли вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мои раны были полегче. Когда мой товарищ уставал, я нес его. Таким образом мы пошли вместе с мусульманами».
Вышеприведенный аят был ниспослан о таких людях.
Всевышний Аллах вселил страх в сердца многобожников и они ушли обратно в свои края. Мусульмане, пробыв в Хамраул Асад три дня, с ликованием возвратились в Лучезарную Медину.
После битвы при Ухуде мусульмане оказались в очень неловком положении. Во-первых, был утерян их военный авторитет, приобретенная после битвы при Бадре. Усилилась угроза нападения многобожников на Лучезарную Медину. Также, другие арабские племена, лицемеры и иудеи осмелели по отношению к ним. Мусульманами овладел духовный упадок.
Выступление Посланника Аллаха с мусульманами вслед за мушриками к Хамраул Асад, его пребывание там в течение трех дней, возвращение в Мекку многобожников во главе с Абу Суфяном после получения ими известия о приближении мусульман, словно они убегали от столкновения с мусульманами, устранили все неприятности, появившиеся после Ухуда.
В следующем аяте продолжается описание правоверных.
173. Тем, которым люди говорили: «Поистине, люди действительно собрали против вас [силу], побойтесь же их!». И это приумножило им веру, и сказали: «Нам достаточно Аллаха, и какой [Он] благой Покровитель!»
То есть когда к тем правоверным пришли некоторые люди и, сообщив о том, что курайшиты собрали против них большую силу, сказали: «Бойтесь их», это не испугало мусульман, напротив, это приумножило их ийман. Наряду с тем, они «сказали: “Нам достаточно Аллаха, и какой благой Покровитель!”»
Эту фразу настоящего аята, что звучит на арабском как: «Хасбуналлааху ва ниъмал вакил», рекомендуется произносить каждому человеку, когда он оказывается в трудной ситуации.
Как передает имам Бухари рахматуллахи алайхи от Абдуллаха ибн Аббаса радияллаху анху:
«Ибрахим алайхиссалам сказал «Хасбуналлаху ва ниъмал вакийл», когда был брошен в огонь. Мухаммад алайхиссалам сказал: “Люди сказали им: “Народ собрался против вас. Побойтесь же их”. Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: “Нам достаточно Аллаха, и какой [Он] благой Покровитель!”»
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом и другими мухаддисами, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал одному из своих сподвижников:
«Если тебя настигнут тяготы, скажи: “Хасбийаллаху ва ниъмал вакил”».
Какие они существа, Джинны? Правоверные...
Какие они существа, джинны? (6)...
Число норвежцев принявших ислам удвоилось...
Выступая по мусульманскому радио Нидерландов,...
По случаю окончания священного месяца...
Мы начинаем публиковать серию статей,...